Глава 11: Иисус Христос – Спаситель, Господь и Мессия

Милосердный и щедрый Господь Иисус, Ты – Спаситель мира. Твое слово заявляет: «Сегодня в городе Давидовом родился вам Спаситель, который есть Христос, Господь» (Луки 2:11).

Ты – Путь, Истина и Жизнь, как Ты провозгласил: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанна 14:6).

Ты – добрый Пастырь, полагающий жизнь за овец Своих. Твое слово заверяет: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Иоанна 10:11).

Ты – Агнец Божий, взявший на себя грехи мира. Как возвестил Иоанн Креститель: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоанна 1:29).

Ты – Альфа и Омега, Первый и Последний. Твое слово провозглашает: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откровение 22:13).

Ты – Мессия, Помазанный. Как признал Петр: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Матфея 16:16).

Ты – Царь царей и Господь господствующих. Как написано: «На одежде и на бедре Его написано имя: “Царь царей и Господь господствующих”» (Откровение 19:16).

Ты – Князь мира, приносящий примирение. Как заверяет Твое слово: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Исаии 9:6).

Ты – Воскресение и Жизнь, ибо Ты сказал: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоанна 11:25).

Ты – Свет мира, светящий во тьме. Как Ты провозгласил: «Я – свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоанна 8:12).

Мы прославляем Тебя, Иисус, за Твою жертву и искупление, за Твою неизменную любовь, спасшую нас от греха и смерти. Мы отдаем Тебе наши жизни как нашему Спасителю и Господу и возвещаем Твое имя с радостью и благоговением перед всеми народами.

Во имя всемогущего Иисуса,

Аминь.

Как христиане, мы верим, что Иисус Христос есть Спаситель, Господь и Мессия. Это означает, что Он пришел спасти человечество от греха и примирить нас с Богом через Свою смерть и воскресение, что Он является владыкой и властителем над всем творением, и что Он – Помазанник, посланный Богом, чтобы исполнить обещания, данные еврейскому народу.

Природа Христа: Полностью Бог и полностью Человек

Изучение личности Христа называется «христологией». В соответствии с библейской христологией, Иисус Христос – вечный Сын Божий, ставший человеком, чтобы искупить человечество от греха и смерти. Библия учит, что Иисус является полностью Богом и полностью Человеком, одновременно обладая и божественной, и человеческой природой.

Библейские ссылки: Иоанна 1:1, Иоанна 1:14, Евреям 1:3, Евреям 2:14-18, Филиппийцам 2:5-11.

Иоанна 1:1 утверждает вечную сущность Иисуса и Его божественность: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Иоанна 1:14 описывает воплощение Иисуса – это значит, что Он принял на себя человеческую природу, оставаясь полностью божественным: «Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». В послании Евреям особо подчеркивается как божественность, так и человечность Иисуса: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его» (Евреям 1:3), и что Он принял на Себя плоть и кровь, чтобы стать верным и милостивым первосвященником (Евреям 2:14-18). В Послании Филиппийцам 2:5-11 апостол Павел объясняет, что Иисус, будучи образом Бога, уничижил Себя и принял образ раба, смирившись до смерти на кресте. Этот отрывок подчеркивает как божественную природу Иисуса, так и Его самоотречение в принятии человеческого тела и смерти за наши грехи.

Самоотречение Христа

Самоотречение Христа, которое богословы называют термином «кенозис», было предметом теологических дискуссий на протяжении всей истории христианства. Разные интерпретации этой концепции привели к различным взглядам на соотношение между божественной и человеческой природой Христа.

Один из взглядов, известный как «классический», рассматривает кенозис как добровольное одностороннее уничижение, в котором Христос добровольно отказался от проявления Своих божественных качеств, находясь на земле. Этот взгляд подчеркивает непрерывность между божественной и человеческой природой Христа и утверждает, что Христос никогда не переставал быть полностью Богом, даже во время земного воплощения.

Другой взгляд, известный как «кенотический», рассматривает кенозис как двухстороннее уничижение, в котором Христос отказался не только от божественных атрибутов, но и от божественного сознания или знания. Этот взгляд подчеркивает разрыв между божественной и человеческой природой Христа и утверждает, что Христос добровольно отказался от божественного всеведения, чтобы полностью идентифицироваться с человечеством.

Третий взгляд, известный как «мистический», рассматривает кенозис как процесс преобразования, в котором человеческая природа Христа постепенно преобразуется Его божественной природой на протяжении Его жизни. Этот взгляд подчеркивает единство между божественной и человеческой природой Христа и утверждает, что самоотречение Христа было необходимым шагом в процессе Его преобразования.

Эти разные взгляды на кенозис имеют важное значение для понимания природы Христа, Его жизни и служения. Однако все христиане могут согласиться с тем, что самоотречение Христа было глубоким актом любви и смирения, и что через Его жертву мы примирились с Богом.

Неверные убеждения о Христе – ереси

В христианстве ересь – это верование или учение, отклоняющееся от основных доктрин и учений Библии. Основными доктринами христианства являются: Троица (один Бог в трех ипостасях), божественность Иисуса Христа, спасение благодатью через веру и авторитет Библии как Слова Божьего. Любое учение, противоречащее или подрывающее эти основные доктрины, может рассматриваться как небиблейская ересь.

На протяжении всей христианской истории возникали различные ереси, отклоняющиеся от основных учений Библии и христианской традиции относительно природы Христа. Эти еретические учения могут привести к путанице, расколам, ложным верованиям и практикам, негативно влияющим на отношения человека с Богом.

Некоторые распространенные еретические учения о Христе включают арианство, докетизм, несторианство, монофизитство, адопционизм, модализм и гностицизм. Эти учения были осуждены как еретические на различных церковных соборах, таких как Никейский собор, Халкидонский собор и Франкфуртский собор.

Арианство

Эта ересь была названа по имени Ария, священника из Александрии, жившего в Египте, который учил, что Иисус был сотворенным существом и несоизмеримым с Богом-Отцом. Он считал, что было время, когда Иисус не существовал, и что Он был самым высшим созданием, но не был божественным. Этот взгляд вызывал сомнения в учении о Троице и был осужден как еретический на Никейском соборе в 325 году н.э. Никейский символ веры, который до сих пор используется во многих христианских церквях, был разработан в ответ на арианство и подтверждал полную божественность Иисуса Христа.

Докетизм

Эта ересь происходит от греческого слова «докео», что означает «кажется». Данное учение было основано на заблуждении о том, что Иисус только казался человеком, но на самом деле был божественным существом, обладающим физическим телом. Этот взгляд отрицал реальность человеческой природы Иисуса и подрывал учение о воплощении. Он был осужден как еретический на Халкидонском соборе в 451 году н.э.

Несторианство

Эта ересь была названа по имени Нестория, архиепископа Константинополя, жившего в 5 веке н.э. Данное заблуждение учило тому, что в Иисусе Христе жили две отдельные личности: одна божественная и одна человеческая, а не одна личность с божественной и человеческой природой. Этот взгляд отрицал единство личности Христа и подрывал учение о воплощении. Он был осужден как еретический на Эфесском соборе в 431 году н.э.

Загрузка...