Весна. Апрель. Ванюшке было шесть. Ксюша уже двенадцатилетняя барышня. Мы с Соней готовим приусадебный участок под посадки. Детвора гуляет на улице.
– Папа, – Ваня тяжело дышит, видно бежал, – Ксюша неправильно делает кораблики из бумаги, они тонут… покажи ещё раз.
– Смотри!
Я беру листок, и на садовом столике, показываю сыну, как правильно сложить лодочку.
– Понял? – смотрю ему в глаза.
– Ага! Я сам сделаю…
Достаю с полки в сарае плотный лист бумаги и передаю молодцу. Ваня складывает его пополам, загибает и разглаживает углы, ловко заканчивает работу, и на столе стоит лодочка с парусом.
– Молодец! Беги к ребятам.
И пяти минут не прошло, он возвращается во двор.
– Папа, они намокают и тонут…
– Можно вот так, – я захожу в дровник, сдираю кору с полена. – Смотри! Это будет лодочка, это парус… мачта.
Топориком ловко откалываю полоску от обрезка рейки. Ножом зачищаю, делая округлую форму, затачиваю один конец и…
– Вот тебе деревянная лодочка с парусом.
– Ура-а-а-а! – сынок берёт кораблик и счастливый убегает со двора.
– Варлаам, ты пароходиками будешь заниматься или рейками? – Сонечка подперла руками бока.
– Конечно, рейками…, – включил циркулярку и начал распускать доску.
Боковым зрением увидел рядом стоящую дочь. Обесточил механизм.
– Что?
– Папа, так не честно. У Вани деревянный кораблик, а у меня бумажный… он тоне-е-е-т…
Несколько ловких движений, и Ксюша выбежала на улицу самым счастливым человеком.
Напилив реек, собираю мозаику под будущую помидорную ботву, перехожу к огуречной грядке. Во двор входят дети. По внешнему виду чем-то очень сильно озадаченные.
– Папа, давай сделаем большой парусник, чтобы он по реке плавал.
– Так он же уплывёт?! – Соня смотрит на детей.
– Да, но он будет плыть красиво и всем будет весело…
– То есть отец вам сделает, а весело будет… Кому?
– Нам всем. Толик тоже побежал к родителям. И Серёжка побежал…, – сказал Иван.
– И Даша с Катей… пошли просить пап сделать парусники. А старшие ребята сами будут делать, – поддержала брата Ксения.
– Ого! – только и вырвалось у меня. – У нас будет праздник?
– Да! Мы на улице решили, что сделаем много корабликов, и пусть они плывут… по Дону в Азовское море…
– Весело! Согласен! – я улыбнулся.
– Делайте, что хотите, я пошла обед готовить. Через час все за столом!
Из обрезков я извлёк брус десять на десять, около тридцати сантиметров в длину.
– Пойдёт? – спрашиваю заказчиков.
– Маленький будет, – отрицательно качают головы дети.
– Та-а-ак…, – порылся и нашёл обрезок шириной и высотой побольше. – Ну-у-у?
– Да! – в мою сторону вытянуты руки с задранными вверх большими пальцами.
Работа закипела. Циркулярка, фуганок, болгарка, дрель, стамеска, киянка, молоток… Заказчики не мешали. Кивали головами, показывали пальцами рук букву «О» и одобрительно выставляли торчащие вверх большие пальцы. Правда, и от помощи не отказывались. Что просил подрядчик, всё подавали быстро или поддерживали изделие, которое с каждой минутой приобретало очертания корпуса корабля.
Конечно, не шедевр, но и мы не корабелы, а через час на столе во дворе красовался небольшой двухмачтовый парусник. Снизу корпуса плавниковый киль. На мачтах по три реи. Бушприт коротковат, да нам к нему штаги не крепить и паруса на нём не будет…
– Руки мыть и за стол! Обедать! – на крыльцо вышла Сонечка. – Ух, ты?! Варлаам, ты мастер!
– Скажешь тоже. Мы в школе на уроках труда их делали, разве не помнишь?
– Такие тогда не получались, – с восхищением проговорила жена.
За обедом с детьми договорились, что покраска за ними, а у мамы попросили на паруса обрезки плотной ткани.
Ближе к вечеру наш корабль был готов к дальнему плаванию.
Ваня и Ксюша сбегали на разведку. Выяснилось, что не всем удалось завершить начатое, а кто-то и не начинал. Но в состав флотилии входило семь парусных судов различного типа.
Солнышко стремилось на запад, освещая путь поселковой детворе и их родителям. Вышли на берег реки. Все парусники спущены на воду и, подхваченные ветром, устремились вниз по течению, покачиваясь на волнах.
– Эх, надо было сделать на них фонарики, – кто-то посетовал из мальчишек.
– И моторчики, – раздался голос с другой стороны.
– А сколько дней они будут добираться до моря?
– А это вам домашняя задачка! Скорость, время, расстояние, – рассмеялся отец Серёжи.
Уже в сумерках счастливая детвора и взрослые возвращались домой.