Друзья, разобрав основные инструменты формирования капитала, предлагаю проецировать их на живой бизнес. В этой главе мы представим абстрактную модель бизнеса и на ее основе обсудим базовые понятия в инвестициях. Это нам потребуется для выстраивания понимания, как работает любой бизнес.
Представьте, у нас есть компания по производству и продаже телефонов. Наши устройства пользуются спросом, мы не работаем в убыток, у нас есть стабильный поток клиентов. Однако клиентов становится больше, а уровень производства телефонов не растет. Какая наша задача, как владельца бизнеса? Мы видим, что товар пользуется спросом, его активно раскупают, и нужно увеличивать производство устройств. Как это сделать? Например, открыть новый цех, привлечь новые кадры, закупить комплектующие и т.д.
Разумеется, на все это нужны деньги. Как мы поступим?
Вариант 1 – пойти взять кредит в банке. Тут нам придется принести кипу бумаг, доказать, что нам кредит необходим, что мы его сможем погасить или хотя бы обслуживать, что у нас прозрачный и перспективный бизнес и т.д. Однако тут есть подводные камни. В зависимости от ключевой ставки, кредиты могут быть дорогими или дешевыми. Чем выше ставка ЦБ, тем выше ставка банков и, как следствие, само обслуживание этих кредитов. Вариант, конечно, такой себе, как и брать деньги в долг в целом.
Вариант 2 – выйти на фондовую биржу и выпустить в обращение акции или облигации компании.
Затронем теперь эти два инструмента более подробно. Акция – это ценная бумага, доля владения компанией. Она закрепляет ваши права на получение части прибыли в виде дивидендов, участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации, пропорционально количеству акций, находящихся в собственности у владельца. Тут надо отметить, что участие в управлении АО наступает после пороговых объемов в вашем пакете акций какого-то конкретного эмитента. Эти суммы могут быть колоссальными, поэтому можно об этом не задумываться.
Воспринимайте акции как реальную долю в бизнесе, это не просто бумажки или цифровые записи в приложениях брокера или на сайтах различных СМИ с бегающими цифрами.
Теперь вернемся к нашей модели бизнеса. Как нам произвести эмиссию акций? Нужно выйти на фондовую биржу. Выход на фондовую биржу включает следующие этапы:
Оценка бизнеса и активов, финансовой и информационной прозрачности, расчет количества акций. Для этого к нам приходят аудиторы и финансовые эксперты. Они оценивают и подтверждают итоговую стоимость бизнеса и помогают решить, сколько акций стоит выпускать в обращение и по какой цене.
Привлечение андеррайтера – это компания, которая управляет процессом выпуска ценных бумаг эмитента, а также занимается их распределением среди инвесторов. Далее идет выбор фондовой биржи и подготовка проспекта эмиссии и инвестиционного меморандума.
Сбор предварительных заявок на акции, анализ спроса и предложения.
Листинг – начало обращения акций на бирже.
И вот приходят коллеги из первого пункта и оценивают наш бизнес. Говорят, что он стоит 10 млн руб. Мы решаем выпустить 50 000 акций номиналом по 200 руб каждая. Какую-то часть акций оставляем у себя, например, контрольный пакет – это доля голосующих акций, дающая их владельцу возможность самостоятельно принимать решения в вопросах функционирования акционерного общества, в том числе назначать руководящий состав. Безусловным контрольным пакетом является 50% + 1 акция.
А 49,9% выпускаем на биржу в обращение. Приблизительно 24 999 акций на 4,9 млн руб. Эти акции начинают покупать и продавать другие участники торгов. Это могут быть как физические лица – частные инвесторы – так и профессиональные участники – управляющие компании.
Этот процесс эмиссии акций и называется IPO (Initial Public Offering) – первичное публичное предложение акций компании широкому кругу инвесторов, сопряженное с получением листинга и началом торгов на фондовой бирже. После совершения IPO акции эмитента могут свободно торговаться на фондовом рынке, а также обладают рыночной оценкой в режиме реального времени, доступной широкой публике. Саму компанию называют публичной.
Теперь касательно купли и продажи акций. Естественно, мы физически не сможем прийти на биржу или к владельцу бизнеса и сказать: «Дружище, хочу купить твоих акций». Нас таких частных инвесторов может быть слишком много, и владельцу бизнеса работать с каждым индивидуально будет накладно. Поэтому для этих целей существуют брокеры. Они выступают посредниками между инвестором, компаниями-эмитентами и фондовой биржей. По российскому законодательству обычный человек не имеет доступа к фондовой бирже напрямую, только через брокерскую фирму.
Мы, как физические лица, можем открыть счет у брокера – инвестиционный счет для торговли ценными бумагами и валютой на фондовой бирже. Открыть такой счет можно только у брокера – профессионального участника рынка ценных бумаг. У каждого брокера есть мобильное приложение, через которое мы можем заводить денежные средства на биржу, совершать торговые операции с ценными бумагами и помогать отечественному бизнесу и экономике развиваться.
Но даже тут мы не будем покупать акции напрямую у эмитента или биржи. Биржа – это своего рода песочница, где торгуют управляющие компании, фонды, частные инвесторы и другие участники рынка. Тут я выставляю заявку на покупку 1 акции компании за 25 руб, а кто-то выставляет ордер на продажу за 25 руб. Брокер нас сводит в режиме реального времени, и наши заявки погашаются. У нас акция, у оппонента – деньги.
Но как объяснить участникам рынка, что наша компания по производству телефонов подходит для инвестирования?
Для этих целей есть множество инструментов. Один из них – регулярный выпуск отчетности по РСБУ и МСФО, где инвесторы могут ознакомиться с нашими финансовыми показателями, а также политика прозрачности и открытости. Об этом мы поговорим в других главах.
Представим, что к нам пришли инвесторы и раскупили все наши 49,9% акций на сумму 4,9 млн руб. Что дальше? Мы выполняем свое обещание и расширяем бизнес: открываем новый цех, нанимаем специалистов, закупаем комплектующие и приступаем к увеличению объемов продукции. В результате мы начинаем продавать смартфоны уже не на 100 тыс. руб в год, а на 200 тыс. руб. По итогу происходит рост выручки, а следовательно, и чистой прибыли. Владельцы бизнеса могут направить ее на дивиденды, что привлекает дополнительный интерес к акциям и эмитенту. Это своего рода жест лояльности на рынке: «Вы помогали мне, а теперь и я вас поддержу дивидендами.»
Так мы условно купили акцию за 25 руб, а рост бизнеса и новости о дивидендах привели к росту стоимости самой акции до 100 руб, что является нормальной историей для рынка, хотя не в краткосрочной перспективе. Такую акцию уже не захочется продавать. В этом и заключается суть инвестирования на бирже: мы не покупаем какой-то пиксель или эфемерную цифровую запись, а становимся полноправными участниками бизнеса, покупая акцию.
Да, с бизнесом в любой момент может произойти что угодно. Однако в компаниях трудятся такие же люди, как и мы, которые нацелены на результат. Поэтому локальные и глобальные кризисные ситуации будут, но за ними всегда следует полоса развития. Да и в целом, к покупке акций нужно относиться как к заключению союза с супругом или супругой.
Есть еще такой долговой инструмент, как облигации, или бонды – это ценные бумаги, которые дают право своему владельцу на получение заранее определенного дохода в оговоренные сроки. Покупая облигацию при размещении, инвестор, по сути, дает компании деньги в долг под процент. Тот, кто следующим приобретает облигацию у первого владельца, выкупает долг вместе с правом получения дохода.
Пример. Компании требуется 5 млн руб на расширение своих производственных мощностей. Она решает выпустить облигации на фондовой бирже. Мы выпустим 5 000 облигаций. Стоит подчеркнуть, что 90% облигаций на бирже идут с номиналом в 1 000 руб.
К слову, рынок облигаций делится на две части – первичный и вторичный. На первичном рынке эмитент впервые предлагает новые ценные бумаги покупателям. На вторичном рынке участники торгов перепродают уже выкупленные на первичном рынке ценные бумаги друг другу.
Получается интересный инструмент, где мы даем в долг компаниям или даже государствам.
Если рассмотреть облигации в сравнении с акциями, то в акциях мы зарабатываем на росте курсовой стоимости, на дивидендах, и акции могут расти и падать, ведя себя непредсказуемо порой. Облигации же – это более устойчивый инструмент.
Остановимся на основных моментах подробнее. У всех облигаций есть купон – проценты по облигации, которые будут выплачиваться их владельцу. Проценты могут выплачиваться от одного до 12 раз в год – как решит эмитент. Чаще всего выплачивают два или четыре раза в год.
Представим, что у нас купон 10% годовых. Считается он от номинала облигации, то есть от 1 000 руб. Так, за год нам начислят 100 руб. Если выплаты полагаются дважды в год, то спустя первые полгода – 181 день – нам выплатят 50 руб – первые 5%, спустя еще полгода – еще 50 руб.
Эмитент может сделать облигации не с фиксированным купоном, а с плавающим. Размер купона может изменяться от выплаты к выплате, но быть заранее известным. А может зависеть от ставки ЦБ или инфляции. Тогда не получится рассчитать доходность облигации на весь срок ее существования.
Касательно номинала, еще важный момент. Вы наверняка видели, что облигации порой торгуются выше или ниже номинала, например за 1 100 руб или за 900 руб. Что это значит? Этот ценовой диапазон определяет интерес инвесторов к бумаге. Но не обращайте на это внимания. Купон в любом случае будет считаться от номинала в 1 000 руб при выплате. Да и погашение тела облигации также произойдет по цене ее номинальной стоимости. Так, купив облигацию за 900 руб, вы будете в плюсе по сравнению с покупкой ее по более высокой стоимости.
Дата погашения – это дата, когда компания вернет основной долг, то есть номинал облигации. В какой-то конкретный день облигация сама исчезнет из портфеля инвестора – брокер ее спишет. Инвестору вместо облигации начислят номинал и последний купон.
Держать облигацию до погашения не обязательно. Ее можно продать на бирже другим инвесторам в любой момент.
Затронем еще принцип накопленного купонного дохода. Допустим, мы купили облигацию с купоном 50 руб, которая выплачивается раз в полгода. Но вы держали облигацию только три месяца, а потом решили ее продать.
Кажется, что вы не можете рассчитывать на выплату по купону за срок хранения облигации. Однако эту половину купонного периода вам компенсирует покупатель ценной бумаги. Он заплатит вам ее стоимость и еще половину купона сверху – 25 руб. А когда наступит дата выплаты купона, новый владелец облигации получит полный купон, хотя держал бумагу только половину периода.
Ну а если вы приобретаете облигацию у другого инвестора, вы компенсируете ему часть купона, а в дату выплаты получите целый купон, хотя облигацию держали только часть периода.
По типам облигации бывают:
Государственные облигации – или ОФЗ (облигации федерального займа) – выпускает Министерство финансов. Это самые надежные облигации и наименее доходные. В марте 2024 года ОФЗ давали 13-14% годовых.
Муниципальные облигации – выпускают органы власти регионов, районов и городов. Их риск чуть выше, чем у ОФЗ, но и доходность чуть больше – 15-16% годовых.
Корпоративные облигации – облигации компаний: от гигантов вроде Сбербанка и Газпрома до небольших предприятий. Доходность колеблется от 14 до 20% годовых.
Получается, облигации помогают эмитентам получать деньги дешевле, чем в банке, а инвесторам – зарабатывать зачастую больше, чем в банке. В будущих главах данные инструменты мы рассмотрим куда более подробно.