Тутаев зимой очень хорош. Заснеженные улицы радуют и взрослых, и детвору. Звонка с уроков ждут все школьники. Ведь нужно еще успеть нагуляться, пока властвует световой день.
Петька и Степа с радостными воплями выбежали из школы. Последние двадцать минут они все ворочались на стульях в ожидании конца урока. Ведь они условились после уроков сбегать проверить, встал ли на Волге лед. А такое важное событие никак нельзя пропустить! Едва услышав звонок с урока, они, похватав свои портфели и даже не записав домашнее задание по истории, вылетели из класса.
– Марья Петровна рассердится, – на бегу сказал другу Степа.
– У Лизки спишем потом, – отмахнулся Петька. – Давай скорее.
Ребята выбежали на Романовскую и по ней добежали до самой Волги.
– К парому, – Петька тяжело дышал после пробежки.
– Так не работает же.
– Там удобнее будет на лед выходить.
Ребята сделали последний рывок до пристани. Вопреки ожиданиям Петьки, решившего, что у паромной переправы никого не будет, там стоял и смотрел на левый берег дедушка в теплом зимнем пальто с поднятым воротником и в шапке-ушанке. Мальчишки остановились недалеко от него и, не сговариваясь, решили подождать, пока тот уйдет. Но дедушка все стоял, размышляя о своем. В какой-то момент он заметил мальчишей и, стряхнув накопившийся на шапке снег, подошел к ним.
– Молодежь, привет.
Петька и Степа переглянулись.
– Здравствуйте, – хором ответили они.
Дедушка отвернулся и, вновь оглядев левый берег, глубоко вздохнул. Ребята ждали. Не хватало еще, чтобы он рассказал кому-то из взрослых, что они делали тут. А ведь солнце уже начинало садиться.
– Петр, а ты знаешь, кто живет на Кошкиной горе? – неожиданно для мальчишки по имени к нему обратился дедушка.
Степа вопросительно посмотрел на Петю, мол, откуда этот дед тебя знает? Петя пожал плечами.
– А ты, Степан?
Теперь была очередь Степки удивиться.
– А откуда взялся валун на Волжской набережной?
Дедушка повернулся к мальчишкам и, прищурившись, поглядел на них, ожидая ответа. Ребята молчали.
– А когда ни в коем случае нельзя переступать ручей Медведка? А чем можно расколоть Карачуновский камень?
– Нет, дедушка, – осмелился ответить Петька. – Не знаем.
Степа толкнул друга в плечо, чтобы тот говорил сам за себя. Но сообразил, что ему тоже ответить деду совсем нечего. Тот вздохнул и, отвернувшись от ребят, снова посмотрел на левый берег Волги.
Время шло, стремительно темнело. А дед все не уходил с набережной.
– Может, дальше отойдем? – шепнул Петька. Степа помотал головой.
– Нельзя сейчас на лед. Чувствую, нельзя. Пойдем.
Ребята разочарованно развернулись и побрели в сторону дома. Петя все думал о том дедушке. И почему ему казалось, что он где-то его видел? Собираясь уже свернуть на Ярославскую, Петя оглянулся посмотреть, вдруг он вспомнит, кто это был, но дедушки уже не было на берегу.
Дома было тепло. Ребята и не заметили, как замерзли, пока ждали у Волги.
– Чего же вы так долго-то, а?
Бабушка Пети, Зинаида Степановна, в свое время работала в той же школе, в которой учились мальчишки.
– Пришлось задержаться, – буркнул расстроенный Петька.
– Неужели?
Петька знал, что бабушку просто так не провести, поэтому решил выложить на чистоту.
– Ба, мы к Волге гоняли.
– В общем-то, я так и думала, – сказала та и разлила по чашкам мальчишкам свежезаваренного чаю.
– Вы же многих знаете в городе, Зинаида Степановна, – издалека начал Степа.
– Так?
– И живете давно…
Бабушка прищурилась. Степка ходил по грани. Петя толкнул друга локтем за бестактность.
– Я к чему, – не обратил на него внимания Степа. – Мы тут встретили странного дедушку. Я вот его раньше не видел ни разу в городе, а Петька говорит, что видел где-то. Может, вы знаете?
Зинаида Степановна поставила на стол бубликов и варенье из шишек и села к ребятам. Те описали, как запомнили, встреченного на набережной дедушку.
– А говорил он с искоркой в глазах, да?
Ребята переглянулись и кивнули.
– И на берег левый все смотрел?
– Да-да! И так смешно все время снег с ушанки стряхивал, – добавил Степа.
– Ты знаешь его, Ба?
– Он вас о чем-то спрашивал?
Степка кивнул.
– О какой-то Кошачьей горе, о камнях и ручье.
– А вы что?
– А мы что? Валун я видел на набережной, но на нем же не написано, откуда он взялся? А про Кошачью гору я не слышал никогда.
Бабушка покачала головой.
– Ничего необычного на обратном пути с вами не произошло? – бабушка неожиданно для мальчишек заволновалась.
– Нет.
– На лед мы не полезли, – сказал Степа.
– И правильно! Не ответишь деду Коле на вопросы, жди беды. Точно бы под лед ушли.
– Я же говорил, – сказал Степа Петьке. – А кто он, дед Коля?
– Ну, слушайте. Когда я еще только училась в школе…
…Младшеклассница Зина забежала в школьную библиотеку. Тяжелая дверь захлопнулась и отделила суматоху общего коридора от тишины и покоя библиотечного зала. Зина выдохнула. Больше всего ей нравилось зарыться в книги и утонуть в их историях. Она мечтала, чтобы книги никогда не кончались.
Зина прошлась между полок в сторону книг о Ярославской области.
– Помочь с выбором?
Дедушка Коля появился, как всегда, неожиданно. Старый библиотекарь был готов найти для детей любую книгу и знал о родном крае больше всех. Зина улыбнулась и кивнула.
– Смотри, возьми вот эту, о легендах и сказаниях. Вернешь, проверю тебя на знания, – подмигнул он.
Деда Колю любили в городе. Особенно дети. Он знал множество историй, которыми охотно делился с детворой. Зина, как прилежная ученица, не могла подвести дедушку-библиотекаря и всегда зубрила все от корки до корки.
Дедушка умер, едва дожив до ста лет. Оставив в памяти детей и взрослых любовь к своему городу. Но на этом история не закончилась.
– Как же мы могли его видеть, если он умер, когда ты маленькая была? – недоумевал Петька.
Бабушка загадочно улыбалась.
– Главное, когда встретишь деда Колю, ответить на его вопросы.
– Что тогда будет? – спросил Степа.
– Тогда будет вам счастье, – бабушка отхлебнула из чашки. Чай успел подостыть.
– А если не ответим? – на всякий случай спросил Петька.
– Тогда жди беды. Помнишь историю твоего папы? Как он упал в колодец, когда воды набирал, и слег потом с простудой?
– Ну!
– Так вот он наверняка упустил, что незадолго до того встретился с дедом Колей.