И вот они снова в Квадрате. В центре – Директор и Гость со шкатулкой, вокруг дугой – курсанты.
– За истекший период выполнены основные пункты подготовки, – докладывает Директор. – Все курсанты в совершенстве владеют боевыми искусствами, методиками глубинного погружения, маскировки и техники выживания, они обучены стандартам принятия нестандартных решений и прочим специальным дисциплинам. Они готовы к выполнению любого задания. Отправление групп «Север» и «Юг» планируется через 50–60 светов в соответствии с графиком линьки курсантов.
– А Сила? – спрашивает Гость холодным тоном.
– Все курсанты, кроме одного, в совершенстве владеют Силой.
От шкатулки несётся волна холода и сухой старческий смешок. Пип никогда не слышал такого смеха – как будто смеялся камень… нет, даже не камень, а окаменевший след трилобита, сгинувшего сто миллионов лет назад.
– Никто не владеет Силой, – бесстрастно говорит Гость. – Никогда. Это Сила владеет нами.
От шкатулки вновь веет холодом.
– Господин Безымянный желает проверить, как ваши агенты обучены применять Силу и противодействовать нападению, – говорит Гость.
– Пожалуйста, – Директор машет хвостиком в знак одобрения. – Сочтём за честь.
– Это, безусловно, честь, – ледяным тоном подтверждает Гость, глядя на ребят огромными хрустальными глазищами. – Господин Безымянный, вы проделаете это сейчас или после разговора? Хорошо, как считаете нужным.
И тут обрушивается мир. Пип не знает, обвалился ли мир только на него или это всеобщая катастрофа, вроде Конца Света. Он раздавлен, расплющен, разделён на молекулы, распылен по всему океану Япетус.
Какими-то ошметками соображения он вспоминает, что его когда-то чему-то учили, и пытается создать энергетический щит – жалкий щит, пять прозрачных кусочков, все в дырках, плавающих и пенящихся по краям. Про нападение он и не думает – даже шевельнуть пигидием невозможно, не то, что вонзить шип во врага. Да остался ли у него пигидий? Ничего нет, пустота там, где раньше был Пип. И вдруг он вспоминает про Изю. У Изи вообще нет Силы, его же убьет это ледяная мощь! И последним усилием он сдвигает свой слабенький дырявый щит, чтобы прикрыть Изю.
Кошмар прекратился так же внезапно, как начался. Пип вновь обрел зрение (оказывается, он был слеп во время этой жуткой процедуры) и беспокойно оглядел друзей. Парабар лежит на боку и трет глаза, Циклоп тоже. Факопсы пытаются всплыть, но заваливаются набок. одонты встопорщились, как ежи. Ох, у Радика сломан один шип! Он явно пытался сражаться. Шумара не видно – ага, вот он, за Директором. Вот хитрюга! В начале проверки он переметнулся за Директора и там переждал, пользуясь Директором, как экраном – не будет же этот окаянный проверяльщик расплющивать Директора? Изя… где Изя?
Ого! Изя закопался в пол, только глазки торчат.
– Изя! – потрясенно говорит Директор. – Пол же каменный! Как ты умудрился закопаться в полированную кальцитовую плиту?
– Уф… уф… – Изя выбрался на поверхность и стряхнул с панциря крошки того, что недавно было красивым директорским полом. – Делов-то… когда это сверху жахнуло, хоть куда зароешься.
– И это ваши хваленые, всему обученные курсанты? – презрительно спросил Гость. – Господин Безымянный недоволен. Вот эти недоразумения вы называете секретными агентами? Такое ощущение, что использованию Силы их не учили вообще. Выгнать преподавателя Зет. И боевые искусства тоже на нуле. Выгнать сэнсея. Тренера-одонта не трогать. Ну их, этих шипастых фанатиков, лучше не связываться.
Насчёт нестандартных решений… хм-м, тут получилось кое-что. Вот этот толстый очень мило зарылся в камень. Кстати, у него так и не обнаружилось Сила? Выгнать из школы сегодня же.
Директор аж скрючился от отчаяния.
– Мальчики еще не закончили обучение, – промямлил он. – Мы продолжим тренировки. Мы наймем новых учителей.
– Безусловно, вы наймете новых учителей, – холодно согласился Гость.
– И продолжите тренировки… Но не с этими бездарностями. Этих всех выгнать. Ну, вон того мелкого, слепого, можете оставить. В нём что-то есть. Остальных – вон.
– Нерационально, – сказал Шумар.
– Что?! – Гость удивился, что какой-то курсант-недоучка осмелился ему противоречить.
– Нерационально потратить на нас столько сил и материальных средств, а потом выгнать, не получив взамен ничего, – сказал Шумар. – Умный руководитель не будет разбрасываться неидеальными кадрами. Умный руководитель найдёт им посильное применение. В отличие от глупого руководителя.
Гость онемел от такой наглости. Из шкатулки опять раздался сухой страшненький смешок, и потом все ощутили в цефалонах чужую тяжёлую мысль непривычного частотного тембра:
– Хе-хе… малыш обозвал нас дураками, Мерк. Экий нахал, право. Я умиляюсь на такую наглость. Ну-ну. Пожалуй, ты слишком строг, Мерк.
Но справедлив, справедлив. С Силой они обращаться не умеют, боевые искусства – в зачаточном состоянии, мозгов тоже не сильно много – за некоторым исключением. Кстати, вот тот глазастый… да-да, вот ты.
Пип выдвинулся вперед.
– Мне показалось, или ты взаправду прикрыл своим щитом вон того недотёпу? Ха-ха, радиолярия постеснялась бы выставить такой щит!
Глупый поступок, очень глупый. Когда-нибудь ты поймёшь, что спасать надо только себя, только себя. Дурачок. Он катастрофически не годится в агенты – он бросит дело, чтобы спасти какого-нибудь червячка. И еще я что-то такое учуял… ну-ка, ну-ка… Вот ты подойди поближе, да-да, именно ты.
Один из факопсов, Адамс, приблизился к шкатулке.
– Мерк, обнеси меня вокруг этого юного спасителя мира. Да-да-да. Я это заметил ещё при первой встрече. А сейчас принюхался как следует.
Фу, какая гадость. Как несёт от этого типа.
Факопс обиженно отшатнулся.
– От него воняет Тёмной Силой, – пояснил Безымянный. – Это очень опасно.
– Адамс хороший мальчик, – заступился Директор. – Он прилежно учится, понятлив, умён.
– Это ещё хуже, – возразил Безымянный. – Если бы он был плохим, вы бы его не приняли или выгнали бы сразу. А он хороший. Тёмная Сила умеет маскироваться. Он – Зло!
– Я не Зло! – взвыл бедный факопс. – Я ничего такого не делал!
– Ну какое же он Зло, – Директор всё-таки пытался отстоять своего воспитанника. – Может, он не очень хорошо знает математику, но это не преступление. И при чём тут Тёмная Сила? Сила же одна во Вселенной, имя ей – энергия.
– Хе-хе, он ещё будет учить меня теории Силы, – хмыкнул Безымянный.
– Что бы понимал, а туда же! Конечно, Сила едина. Но иногда она может протухнуть. И становится Тёмной Силой, вредной для тех, кто владеет обычной Силой, светлой. И вообще не перечь мне! А то рабочими «ловилки» станут не только твои курсанты, но и ты, Директор!
– Слушайте приказ Безымянного, – сказал Мерк. – Этого Тёмного факопса выгнать немедленно. Он опасен. И приложите все усилия к подготовке нового курса. Он уже набран, я полагаю?
– Набран, – мрачно сказал Директор. – Слушаюсь.
– А что тебе остается делать, кроме как слушаться? – нежно спросили из шкатулки. – И прогони скорее этого, Тёмного. Тухлятиной несёт – спасу нет.
– Я ничего плохого не делал! – протестовал Адамс. – Я не лазутчик аномалокаров, я честный трилобит! Я хорошо учусь!
Шкатулка чуть шевельнулась – и Адамса вынесло из кабинета Директора.
Какое-то время все молчали. Потом Директор осмелился спросить:
– Господин Безымянный, вы собирались ещё обсудить с нами учреждение Ордена. Устав, правила приёма.
Но Безымянный замолчал в своей шкатулке. Ответил Гость:
– Орден будет учреждён. Преданность делу нации надо укреплять разными методами, в том числе и такими детскими. Магистры разработают устав и правила приёма. Вашего участия не требуется.
Вашим мнением никто не интересуется. В ближайшее время информация будет вам предоставлена. Но эти…
Он презрительно мотнул пигидием в сторону курсантов.
– Эти не будут приняты в Орден. Вы можете использовать их на подсобных работах. Уборка территории, обслуживание «ловилки», чистка бассейнов для икрометания – ну, сами сообразите. Но гордого звания Рыцаря Ордена Трилобитов им не присваивать! Недостойны.
Помолчал, потом добавил нехотя:
– Может, вот этот, мелкий, слепой из рода Шумардия… Его можете учить дальше и в перспективе принять в Орден. Остальные – брак!
Убирайтесь!
– Ребята, вы можете идти, – мягко сказал Директор. Он очень обиделся на Гостя и Безымянного и был с ними не согласен, но явно протестовать при учениках не хотел.
Совершенно убитые, ребята выплыли из кабинета Директора. Циклоп даже не лёг вежливо на бок перед уходом, ограничился небрежным клевком. Радик и без клевка обошелся, что считалось непередаваемым хамством.
Директор подождал, пока курсанты покинут кабинет, и воскликнул:
– Господин Безымянный! Ваше высокое положение и огромный опыт…
– Короче, – перебили из шкатулки. – Ты считаешь, что я не прав?
– Да, – решительно сказал Директор. – Вы неправы, вы ошибаетесь, как распоследняя дохлая фораминифера. Извините за выражение, конечно.
Это очень хорошие ребята, способные, преданные делу.
– Но бездарные и неумелые, – возразил Безымянный. – А главное, они уже «засветились».
– Что?
– Шпионы уже донесли аномалокарам об этой группе. За ними будет слежка. Эта группа «засвечена» и непригодна ни для какой секретной миссии. Поэтому в интересах дела следует, чтобы они отправились куда глаза глядят, все такие разобиженные, хе-хе… и увели за собой слежку.
А по чистому пути выйдут следующие группы.
– Так вот в чём дело, – протянул Директор. – Эти мальчики сыграют роль приманки? И вам всё равно, что с ними будет?
– Абсолютно, – подтвердил Безымянный. – А того маленького, слепого, с ними не пускайте. Пусть останется в школе, в тепле и безопасности.
Он нам ещё пригодится – нам, Безымянным. Вы поняли? Мальчишки идут куда хотят – без поддержки, без связи с базой, без материального обеспечения, без секретного оружия – я знаю, что вы там что-то им наготовили. А если они сгинут – ну что же, это, во-первых, урок следующим курсантам, чтобы лучше учились. Вот что бывает с теми, кто опаздывает на лекции, хе-хе. А во-вторых, их гибель станет известна аномалокарам. Они сочтут нас слабыми, направление поиска – неперспективным… в общем, это многоходовая операция. Вы не забыли, что надо уволить сэнсея и учителя Зет? Чтобы они не разболтали, что на самом деле их ученики вовсе не такие бестолочи, хехе.
Директор молчал.
– Вы всё поняли? – с угрозой спросил Гость.
– Да, – с усилием подтвердил Директор. – Я всё понял. Может, даже больше, чем вы думаете.
– Ну-ну, не стоит огорчаться. Первый червяк комом – так, кажется, гласит пословица? Эти ребята оказались тем самым комом, вот и всё. Но это нужно нации, это нужно народу трилобитов. Личность – ничто, нация – всё. И ради нации следует пожертвовать несколькими особями – тем более мы все когда-нибудь вымрем, хе-хе, так раньше или позже – какая разница. Мерк, домой.
Директор проводил взглядом исчезающих гостей, потом яростно метнул молнию в то место, куда зарылся Изя. Но ему не полегчало.
Ребята тем временем зависли у входа. Мурка тёрлась об Изин панцирь – чуяла, что хозяин расстроен.
– И что теперь? Выгоняться? – спросил Циклоп.
– А задание?
– Задание накрылось, ежу понятно, – вздохнул Пип. – Вон грозили уборщиками сделать.
– Это из-за меня, что у меня Силы нету, и я пол сломал, – сказал Изя, поглаживая Мурку.
– Он всех ругал, – возразил Пип. – Даже Шумара.
– Шумар молодец, – отозался Радик. – Вставил этому … сказал бы я, какому именно. Эх, шип зря сломал.
– Иди к медикам, протез прилепят, – подсказал Пип.
– Протез – не то, Сила по протезу плохо идёт, скачками, – отказался Радик. – Лучше я оставшийся обломок заточу. Просто короче шип будет. Хотел бы я на этот короткий шип насадить ту нежить из коробочки…
И глаза Радика хищно блеснули. Он был не из тех, кто забывает обиды.
Магистру стоило поберечься, даром что Безымянный.
– Что делать-то? – спросил Парабар и посмотрел на Пипа.
– Ждать, – ответил Пип. – Ждать, пока уберутся столичные начальники.
И потом ещё раз поговорить с Директором. Не сдаст же он нас в конце концов.
– Сдаст, – сказал Шумар.