ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — это динамические формы отражения субъектом окружающей действительности в различных видах психических явлений.
Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции.
Выделяют две основные группы психических процессов:
– познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, мышление, память, внимание);
– эмоционально – волевые и потребностно – мотивационные процессы (эмоции, чувства, потребности, мотивы).
Первые формируют психические образы окружающего мира, вторые – отношения индивида к объектам (предметам и явлениям) окружающего мира с учетом его потребностей (нужд).
5. Характеристика основных свойств познавательных процессов (ощущение, восприятие, представление, внимание, память).
ПОЗНАНИЕ – это общественно – исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека.
Непосредственное познание человеком объективной реальности включает в себя два этапа (уровня):
– Чувственное познание
– ощущения;
– восприятия;
– представления.
– Логическое познание:
– понятия;
– суждения;
– умозаключение.
ОЩУЩЕНИЯ – это психический процесс отражения отдельных свойств и качеств окружающего мира.
Виды ощущений:
1. Внешние ощущения
Зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, осязательные – с их помощью человек познает свойства предметов, которые находятся вне его. Рецепторы этих внешних ощущений расположены на поверхности тела человека, в органах чувств.
2.Внутренние ощущения
Голод, жажда, тошнота, изжога и т. д. Эти ощущения дают информацию от рецепторов тех органов чувств, которые находятся внутри организма человека.
3. Двигательные ощущения.
Это ощущения движения и положения тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора находятся в мышцах и связках – так называемые кинестезические ощущения – обеспечивают управление движениями на подсознательном уровне (автоматически).
Общие свойства ощущений.
– Чувствительность – способность организма реагировать на сравнительно слабые воздействия.
– Адаптация (приспособление) – изменение порога чувствительности под влиянием действующего раздражителя
– Контрастность – изменение чувствительности под влиянием предшествующего раздражителя, например одна и та же фигура на белом фоне кажется темнее, а на черном светлее.
На базе ощущений формируется более сложный познавательный процесс – восприятие.
ВОСПРИЯТИЕ – это психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающей человека действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.
В отличие от ощущений, которые отражают только отдельные свойства и качества предметов, восприятие всегда целостно. Результатом восприятия является образ предметов и явлений. Поэтому оно всегда предметно и в большинстве случаев осознанно. Восприятие объединяет ощущения, идущие от ряда анализаторов. Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей непосредственно из внешней среды. При этом формируются психологические образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции.
В зависимости от анализаторов различают следующие виды образов восприятия: зрительные, осязательные, слуховые, кинестетические, обонятельные, вкусовые
Основными характеристиками восприятия являются: константность, предметность, целостность и обобщенность (или категориальность) отражения предметов и явлений окружающего мира:
ВНИМАНИЕ — это психический процесс активной направленности сознания человека на те или иные предметы и явления действительности или на определенные их свойства, качества при одновременном отвлечении от всего остального.
Характеристики внимания.
Основные характеристики внимания: устойчивость, концентрацию, распределение, переключаемость и предметность:
Виды внимания:
– Произвольное – сознательно регулируемое, сосредоточенное на объекте.
– Непроизвольное – возникает не специально, а под влиянием особенностей предметов и явлений, такое внимание позволяет ориентироваться в изменениях окружающей обстановки.
– Послепроизвольное – возникает сознательно вслед за произвольным и не требует усилий, для того чтобы не отвлекаться.
ПАМЯТЬ — это процессы запоминания, сохранения, воспроизводства человеком разнообразной информации.
Память – это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком. Она характеризуется такими процессами, как запечатление, сохранение, воспроизведение и переработка человеком разнообразной информации. Эти процессы памяти всегда находятся в единстве, но в каждом конкретном случае какой-то из них становится наиболее активным.
Различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную:
– Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое построение организма в процессе развития и врожденные формы видового поведения (инстинкты).
– Прижизненная память – это хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти. Она существенно больше зависит от внешних условий. Различают несколько видов и форм прижизненной памяти. Один из видов прижизненной памяти – запечатлевание (импринтинг) – является промежуточным между генетической и прижизненной памятью.
Виды прижизненной памяти:
– Образная память – зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.
– Эмоциональная память определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые.
– Двигательная память. Это память на позу, положение тела.
Виды памяти по времени сохранения информации.
Выделяют четыре основные вида:
– мгновенная (или иконическая – память-образ) связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятой органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации;
– кратковременная представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени, полученной в течении одного акта восприятия.;
– оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на время решения данной задачи. После решения задачи большая часть информации переходит в долговременную, а некоторая ее часть забывается;
– долговременная память рассчитана на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения.
Качества памяти.
Особенности запоминания и припоминания выступают в виде качеств памяти:
объем (измеряется количеством объектов, припоминаемых сразу же после их однократного восприятия);
быстрота (измеряется скоростью, то есть количеством затраченного времени на запоминание и припоминание нужного материала);
точность (измеряется степенью сходства того, что припоминается, с тем, что воспринималось);
длительность (измеряется количеством времени, в течение которого без повторных восприятий может припомниться то, что запомнилось).