Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.
Важная роль в формировании и функционировании психики принадлежит центральной нервной системе человека. Психические явления тесно связаны с работой мозга человека.
Особое значение для изучения этой проблемы имеет рефлекторная теория психики. (И. М. Сеченова). На ней базируется материалистическая психология.
И. М. Сеченов выделил в рефлексах три звена:
– начальное звено — восприятие внешнего раздражения рецептором и превращение его в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг;
– среднее звено — центральные процессы в мозгу – процессы возбуждения и торможения в нейронах и возникновение на этой основе психических явлений (ощущений, мыслей, чувств и т. д.):
– конечное звено — передача нервного возбуждения от головного мозга к исполнительным органам и осуществление ими внешнего движения.
Позднее его идеи развил И. П. Павлов в своей теории физиологических коррелятов психических явлений.
Он выделил три пары характеристик, используемых для выявления типов высшей нервной деятельности (ВНД): сила – слабость, уравновешенность -неуравновешенность, подвижность – инертность. Различное сочетание этих характеристик позволили ему научно обосновать давно известные четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Е. Н. Соколовым и Ч. А. Измайловым было предложено понятие концептуальной рефлекторной дуги.
В блок – схеме концептуальной рефлекторной дуги выделяют три взаимосвязанные, но относительно автономно действующие системы нейронов: – афферентную (сенсорный анализатор);
– эффекторную (исполнительную – органы движения);
– модулирующую (управляющую связями между афферентной и эффекторной системами).
Афферентная система, начинающаяся с рецепторов, состоит из нейронов-предетекторов, производящих общую предварительную обработку информации, поступающей на органы чувств, и нейронов-детекторов, выделяющих в ней стимулы определенного рода, избирательно настроенных, реагирующих только на такие стимулы.
Эффекторная система включает командные нейроны, мотонейроны и эффекторы, то есть нервные клетки, в которых происходит выработка команд, идущих от центра к периферии, и части организма, ответственные за их исполнение.
Модулирующая система содержит нервные клетки (модулирующие нейроны), связанные с переработкой информации, циркулирующей между нейронными сетями, составляющими афферентную и эффекторную подсистемы концептуальной рефлекторной дуги.
В работу концептуальной рефлекторной дуги включен механизм обратной связи. Через механизм обратной связи регулируется возбудимость рецепторов, эффекторов и самих нейронов.
П. К. Анохин предложил модель организации и регуляции поведенческого акта, в которой есть место для всех основных психических процессов и состояний. Она получила название теории (модели) функциональной системы.
Прежде чем вызвать поведенческую активность, обстановочная афферентация и пусковой стимул должны быть восприняты, то есть субъективно отражены человеком в виде ощущений и восприятий, взаимодействие которых с прошлым опытом (памятью) порождает психический образ. Сформировавшись, образ сам по себе поведения не вызывает. Он обязательно должен быть соотнесен с мотивацией и той информацией, которая хранится в памяти.
Сравнение образа с памятью и мотивацией через сознание приводит к принятию решения, к возникновению в сознании человека плана и программы поведения: нескольких возможных вариантов действий, которые в данной обстановке и при наличии заданного пускового стимула могут привести к удовлетворению имеющейся потребности.
В центральной нервной системе ожидаемый итог действий представлен в виде своеобразной нервной модели – акцептора результата действия. Когда он задан и известна программа действия, начинается процесс осуществления действия.
Если параметры выполненного действия не соответствуют акцептору действия (поставленной цели), то возникает отрицательное эмоциональное состояние, создающее дополнительную мотивацию к продолжению действия, его повторению по скорректированной программе до тех пор, пока полученный результат не совпадет с поставленной целью (акцептором действия). Если же это совпадение произошло с первой попытки выполнения действия, то возникает положительная эмоция, прекращающая его.
Теория функциональной системы П. К. Анохина расставляет акценты в решении вопроса о взаимодействии физиологических и психологических процессов и явлений. Она показывает, что те и другие играют важную роль в совместной регуляции поведения, которое не может получить полное научное объяснение ни на основе только знания физиологии высшей нервной деятельности, ни на основе исключительно психологических представлений.
Структура психики (психических явлений включает в себя:
психические процессы – это динамические формы отражения окружающей действительности по типу «здесь и сейчас» (познавательные и эмоционально-волевые: ощущения, восприятие, память, мышление, эмоции, чувства, воля);
психические свойства и качества личности —это статические устойчивые психические явления, проявляющиеся в психических процессах, и характеризующие индивидуальность конкретного человека. Это его темперамент, опыт, направленность, характер, способности др.;
психические состояния – это уровень психической активности человека, на фоне которого осуществляется динамический отражательный процесс, функционирует психика (активность, бодрость, пассивность, усталость и др.), то есть как протекают психические процессы в их качественном (личностном) выражении;
– психические образования – это сложные формы отражения, включающие системно все ранее указанные процессы и ориентированные на решение специфических целей жизнедеятельности человека – это личность человека, его деятельность, поведение, общение и др.).