1.Транспортная психология: определение, предмет, объект изучения

Транспортная психология – отрасль психологической науки, которая изучает закономерности проявления различных проявлений психики (психических процессов, свойств личности, состояний) персонала транспортных систем, работающих в нормальных и сложных условиях, с целью обеспечения эффективности и безопасности их труда.

Целью освоения дисциплины «Транспортная психология» является формирование у персонала транспортных систем представления об основных понятиях общей психологии, социальной психологии, инженерной психологии и психологии труда. Эти знания в последующем будут основой по психологическому обеспечению эффективности и безопасности труда работников транспортных систем.

Общая психология как наука изучает психику человека – закономерности возникновения, развития и формирования психических явлений (психики).

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает «psyche» — душа, «logos» – наука, учение, то есть – «наука о душе».

Объектом изучения транспортной психология являются люди – индивиды и группы, занятые деятельностью в транспортных системах. Предметом психологии является психика работников.


ПСИХИКА (греч. psychikos – душевный) —это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающее в активном отражении субъекта (человека) объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения.


ОТРАЖЕНИЕ – всеобщее свойство живой и неживой природы, которое проявляется в изменении внутреннего состояния одного предмета (или явления) под влиянием воздействия другого предмета (или явления). Суть отражения – это способность объектов (предметов и явлений) воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов, с которыми они связаны. Различают: физическое, физиологическое и психическое отражение.


Психическое отражение – это способность человека отражать («строить») в своем сознании (подсознании) целостные образы («модели», «картинки» и др.) предметов и явлений окружающей действительности или их отдельных свойств и качеств, а также отражать свое отношение к отражаемому.

В результате психического отражения у человека создается субъективный образ объективной действительности (субъективно существующего окружающего человека мира) и его отношения к нему, то есть создается свой внутренний мир и осознанное отношение к нему. Кроме того, психика человека – это отражение причинно-следственных связей и отношений, то есть закономерностей существования различных сторон и особенностей окружающего мира. Благодаря этому человек познает не только то, что объективно существует, сейчас, но и то, что было, и то, что будет. Благодаря этому человек ставит перед собой определенные цели и в соответствии с ними планирует свои действия и поступки на будущее, предвидит и как бы забегает вперед текущего времени.

Какие бы сложные психические явления мы не рассматривали – все это различные формы психического отражения субъектом (индивидом, группой) объективной реальности, а базовыми формами отражения для них являются – психические образы ощущений и восприятий, а также эмоциональные переживания, выражающие отношение человека (групп людей) к воспринимаемым ими предметам и явлениям с учетом их нужд.

2.Современная психология: ее задачи и место в системе наук

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии.

Психика, как известно, есть отражение воздействия объективной действительности на человека и потому ее задачей является установление закономерных зависимостей психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, а также объяснение физиологических механизмов, лежащих в основе психического отражения. Следовательно, психология должна сохранять самую тесную связь с физиологией и, в частности, с физиологией высшей нервной деятельности человека, если придерживаться материалистической концепции на происхождение психики человека.

Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками (философией, социологией, культорологией и др.), так как социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о психологии, механизмах психологии индивидуального и группового поведения людей.

Особое место заслуживает связь психологии с педагогикой. Если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой. Наиболее остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Так как целью воспитания человека является формирование личности, его свойств и качеств, важных, ценных для общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования целостной личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения, социальных установок и т. д.

3.Методы транспортной психологии

Основные методы транспортной психологии это – наблюдение, беседа, естественный и лабораторный эксперимент, тестирование.

Методы психологии, в том числе и транспортной психологии, имеют цель не только фиксировать внешние (объективно проявляющие) факты, но и объяснять, раскрывать их сущность, а, самое главное, понять внутренний мир человека – его восприятие и понимание предметов и явлений окружающих явлений, отношений индивида к ним и др.

Основным и наиболее распространенным методом психологии является метод наблюдения.

Наблюдение — это способ изучения окружающей действительности, при котором объекты (явления и предметы) изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они существуют и протекают в действительной жизни.

На основе психологического наблюдения делаются выводы о тех или иных психических процессах, свойствах и качествах личности, о состоянии и поведении человека, проявляющихся в различных аспектах его жизнедеятельности человека.

Различают следующие виды наблюдения – сплошное и выборочное, экспресс – наблюдение и длительное.

При экспресс —наблюдении объектом исследования являются ситуативные изменения психических процессов, свойств и качеств личности и психических состояний человека.

В длительных наблюдениях цель несколько иная – это выявление устойчивых свойств и качеств личности, обеспечивающих эффективное и надежное выполнение деятельности, выявить наличие профессионально значимых свойств и качеств работника

Беседа. Это второй основной метод, как правило, существенно дополняющий наблюдение. Беседа может быть устной или письменной. Ее цель – выяснить определенный круг вопросов, недоступных непосредственному наблюдению.

О результатах беседы судят не только по содержанию и полноте ответов на вопросы, но и по их «подтексту»: замеченным недоговоркам, обмолвкам, а также по невербальному поведению человека.

Психологический эксперимент – это изучение особенностей деятельности человека, вызванных целенаправленным изменением условий, задач или способов выполнения этой деятельности. Эксперимент может проводиться как в лабораторных, так и в естественных условиях.

Лабораторный эксперимент изучает особенности искусственно сформированного вида деятельности. Он строится по принципу психологического моделирования этой деятельности, что позволяет в лабораторных условиях изучать какую-либо изолированную часть целостной деятельности с большой точностью регистрации и замеров и с необходимой степенью глубины и, главное, повторно.

Естественный эксперимент в психологии организуется непосредственно в условиях реальной деятельности.

Метод тестирования.

Термин «тест» (по-английски – задача, или проба) был введен в 1890 г. в Англии. Наиболее распространенные варианты тестов: тест- вопросник, тест-задание, проективный тест.

3.Понятия индивид, личность, индивидуальность. Сознание, подсознание и бессознательное в психике человека

Наряду с понятием «личность», в науке нередко употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.

Понятие «человек» включают в себя всю совокупность как биологических, так и личностных свойств и качеств людей. В каждом «индивиде», как представителе человечества, мы различаем его биологическую сущность (органы, функциональные физиологические системы и др) и психологическую сущность – его личность. Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно конкретного человека в совокупности его психологических и биологических свойств. При этом ряд свойств и качеств его могут быть сугубо индивидуальными, позволяющие отличать данного человека от других людей, а другие общие с ними.

Итак:

Личность – это понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических свойств и качеств человека, составляющих его сущность.

– Индивидуальность есть своеобразное сочетание индивидных (биологических и психологических) свойств и качеств человека, отличающее его от других людей.

Индивид – это отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях

– сознательном

– подсоснательном

– бессознательном


Сознательный уровень


СОЗНАНИЕ- высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.


Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Эти свойства достигаются включением в процессы осознания окружающего мина мышления и эмоций. Действительно, функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям, как объектам окружающего мира. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию осознанного поведения человека, так и глубинные процессы самооценки и самосознания индивида.


Функции сознания

– отражательная;

– порождающая (творчески – креативная);

– регулятивно – оценочная;

– рефлексивная. Э то основная функция, характеризующая сущность сознания.

В качестве объектов рефлексии могут выступать:

– отражение мира;

– мышление о нем;

– способы регуляции человеком своего поведения;

– сами процессы рефлексии;

– свое личное сознание.

Эпицентром сознания является сознание собственного «Я», т.е. самосознание.


Выделяют два слоя сознания (В.П.Зинченко):

!.Бытовое сознание это сознание бытия, включающее в себя:

– биодинамические свойства движений, опыт действий;

– чувственные образы,

2.Рефлективное сознание – сознание для осознания окружающей действительности, включающее в себя:

– значение;

– смысл.

Значение- содержание общественного сознания, усваиваемые человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения, т.е. системы различных понятий. Выраженное в слове (понятии) значение содержит: образ, операционное и предметное значение, осмысленное и предметное действие.

Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации.

Непонимание связано с трудностями осмысления значений.


Подсознательный уровень


Психическая деятельность данного уровня представлена:

– обобщенными, автоматизированными в опыте данного индивида стереотипами его поведения и деятельности: навыками, умениями, привычками, интуицией;

– индивидуальными непроизвольными поведенческими штампами и манерами поведения;

– импульсивно – эмоциональными проявлениями, связанными с неосознаваемыми устремлениями индивида, его влечениями, страстями, установками;

– вытесненными в подсознание различными комплексами – нереализованными желаниями, подавленными стремлениями, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии. Все комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации и формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности.


Бессознательный уровень


Психическая деятельность на этом уровне представляет собой врожденную инстинктивно – рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизма и ориентированы на удовлетворение биологических потребностей, на сохранение организма и вида.

Психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляется тремя типами относительно автономными программами поведения.

Большая часть процессов, протекающая во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознаваемым. Для этого нужно выразить его словами – вербализовать.

Сознательные программы поведения для социализированной личности являются доминирующими во многих жизненных ситуациях. Только в экстремальных условиях жизнедеятельности подсознательные и бессознательные программы поведения могут стать полностью автономными.

Загрузка...