Антреприза с любовью…

Пока мировое прогрессивное человечество с надеждами наблюдало за инаугурацией 45-го Президента США Дональда Трампа, в Москве тихо инициировано создание уникального учебного заведения дополнительного профессионального образования под названием «Московская школа антрепризы и арт-менеджмента имени С.И. Зимина».

И это символично, поскольку, если взглянуть внимательно на историю России, можно достаточно точно определить время полной ликвидации здесь государством частной инициативы в искусстве и последовавшее в 1925 году его тотальное огосударствление.

Новая система управления СССР призвала к жизни появление государственных учреждений культуры и искусства и создала директорский корпус, представителей которого можно было назначать и контролировать. При этих обстоятельствах арт-индустрия и рынок искусства в целом потеряли свои базовые основания, в том числе производственные и экономические, а все материальные средства производства и представления оказались в руках государства: концертные залы, театральные площадки, галерейные и выставочные организации, учебные заведения, коллекции инструментов, нот, книг, изобразительного искусства и т. п. Кроме прочего государственными стали средства массовой информации, полиграфическая база и т. д.

Пришла система государственного заказа, распределения и контроля. Последовало стремительное искоренение из делового оборота ключевых профессий рынка искусств (антрепренер, агент, импресарио, галерейщик, аукционист и т. д.), получивших своё широчайшее развитие и укоренение в России на грани XIX–XX веков. Однако именно благодаря ним и их без преувеличения подвижнической деятельности русское искусство получило в начале ХХ века широчайшее признание как самоценное и завоевало на долгие годы подмостки мирового художественного пространства.

Мир узнал великих русских артистов: Ф. Шаляпина, А. Нежданову, Л. Собинова, А. Павлову, В. Нежинского, С. Рахманинова и многих других. Но мир узнал и великих русских антрепренеров – замечательных организаторов и вдохновителей театрально-сценического дела, среди которых выделялись С. Дягилев, А. Церетели и В. Воскресенский.

Вся новейшая история России последних 25 лет теплила надежды на возвращение в деловой оборот полноценного всеобъемлющего рынка, в рамках которого должен был бы возродиться и рынок искусства. Подобный ход событий непременно должен был бы привести не только к разгосударствлению материальных средств производства и представления искусства, но и возвратить (возродить) в жизнь полноценную деятельность современных антрепренеров, импресарио, агентов и т. д. Искусство должно бы было расцвести, освободившись от многих сдерживающих факторов.

Но этого не произошло. И, думается, потому, что этими вопросами никто серьезно не занимался, не уделял и не придавал им серьезного значения.

Теперь же в 2017 году, наконец, лёд тронулся и тронулся, как подобает и что символично в данном случае, на частных основаниях. Поэтому такое начинание, безусловно, заслуживает не только всеобщего внимания и одобрения, но и требует всемерной общественной поддержки.

Речь идет не просто об очередной Школе, которых тысячи. Речь идет об уникальной образовательной организации, которая с марта 2017 года начинает готовить высококлассных специалистов – деятелей рынка искусства для его же воспроизводства и продвижения.

В рамках Школы будут работать несколько важнейших для арт-индустрии и индустрии зрелища мастерских. Среди прочих мастерская артиста оперно-музыкального театра, мастерская режиссуры зрелища, композиторская, сценарная (либреттист) и сценографическая мастерские. Кроме того, будет и мастерская подготовки руководителей инженерно-технического обеспечения зрелища, а также мастерская критической журналистики. Руководителями мастерских будут люди, доказавшие своей жизнью и персональными достижениями право на передачу опыта и знаний. Великих же профессионалов-практиков единицы. Поэтому слушатели смогут гордиться представившимся шансом в жизни.

Базовой мастерской является мастерская антрепризы и арт-менеджмента, которой будет руководить ректор Школы, известный и опытный предприниматель-практик Сергей Войтковский. За его плечами не один десяток реализованных художественно-творческих и организационных проектов, в том числе и международных, и поднятых с колен дел. Одновременно он является прекрасным лектором, блестящим советчиком и консультантом, автором ряда книг и печатных статей, учебных пособий и программ.

В текущем году увидит свет его шеститомник под рубрикой «Секреты профессии Московской школы антрепризы и арт-менеджмента имени С.И. Зимина». Среди томов есть «Гастрольно-передвижное дело», «Продюсерское мастерство», «Основы и структура арт-индустрии». Можно без тени сомнения отметить, что эта работа будет пользоваться успехом у заинтересованных читателей, поскольку она максимально информативна, являясь мировым эксклюзивом.

Методика преподавания предметов для школы разработана С.Б. Войтковским на основе управленческих технологий С.И. Зимина, которые были проверены на современной практике и показали свою безусловную перспективность. Поэтому не менее символично и то, что имя, которое в своем названии несет Школа, – Сергей Иванович ЗИМИН. Это величайший русский (московский) оперный антрепренер начала ХХ века, равного которому в анналах истории мирового театрально-сценического искусства нет.

Он создал в Москве в 1904 году образцово-показательную театральную организацию и завершил свою деятельность как антрепренер в 1925 году, затмив сначала творческими достижениями своей образцовой труппы работу императорского, а затем и советского Большого театра. Поэтому С.И. Зимин стал первым и по сей день пока что остается единственным для России профессионалом своего дела – антрепренером, который жил и творил в Москве и для москвичей, и результаты практической деятельности которого вышли далеко за рамки дела и за указанные территориальные пределы. Влияние деятельности Сергея Ивановича и его профессиональный авторитет были настолько велики, что к нему приезжали учиться технологиям и механизмам ведения перспективного дела и сценической деятельности даже руководители, к примеру, творческих корпораций США. А его декорационно-костюмерные мастерские славились так широко, что выполняли заказы на изготовление полных обстановок спектаклей для многих оперных компаний, в том числе и из Европы.

Чтобы обывателю было понятно, чем же так характерна деятельность С.И. Зимина как антрепренера, укажем, что главным его достижением было создание «театрально-сценического конвейера», который он внедрил в те же годы, когда производственный конвейер внедрял Генри Форд. Но разница между ними огромна: Г. Форд делал это в автомобилестроении и на общественные (акционерные) капиталы, а С.И. Зимин – в оперном театре и на свои личные средства. Первый это сделал в США и признан ООН «Предпринимателем ХХ века», внесшим значительный вклад в развитие человечества. Второй творил в России, где незаслуженно забыт!

Хочется пожелать Школе – этому хрупкому новому начинанию – быстрее опериться, расправить крылья и взлететь на высоты, на которых уже давно и терпеливо ожидаются мировым сообществом новые творческие достижения русского искусства. Оно поразило мир в XIX веке великой литературой, музыкой, изобразительным искусством. Оно взбудоражило его и в ХХ веке театрально-сценическими открытиями и кинематографическими достижениями. Пора принимать эстафету и веку XXI, пора! И мы ожидаем, что Школа станет важным плацдармом для этого взлета, благодаря чему будут установлены духовные и гуманитарные мосты между народами.

Дай вам Бог успехов, дорогие друзья! И в добрый час!


Москва, 22.02.2017


Запрос журналиста: Toyota снизила стоимость четырех моделей в России. Насколько эффективна тактика снижения цен для продаж? Не повлияет ли это на стоимость бренда?


Наш ответ: Нет, на стоимость бренда такая акция не повлияет. Это обычный для сезона маркетинговый ход, призванный привлечь внимание потенциальных консервативных потребителей, для которых покупка автомобиля не является первостепенной потребностью, но одновременно при определенных обстоятельствах может быть и желанной. Для бренда (и его дистрибьюторской сети) речь идет, прежде всего, о распродаже, хотя это так и не называется, модельного ряда предыдущего года и освобождении торговых площадей под модельный ряд уже текущего сезона.

Индустрия на месте не стоит, конвейер продолжает движение. Застой же в торговых площадках – это экономический тромб, который можно проталкивать разными способами. Один из них и предлагается брендом, поскольку этот инструмент себя оправдал со всех сторон: и со стороны потребителя, и со стороны сохранения хорошего лица производителя.

Существует годовой производственно-хозяйственный цикл и его особые зоны внимания, которые очень хорошо изучили, освоили и используют во благо компании, существующие на рынке не один день и имеющие длинную историю. Собственно, они её (свою длинную историю) и имеют, поскольку своевременно решили все жизненно важные вопросы годового производственно-хозяйственного цикла. Главный среди них, вопрос поддержания финансового оборота на необходимом уровне и регулярное возвращение вложенных в бизнес средств. А для бренда это немаловажный вопрос, поскольку финансово-экономическая устойчивость компании и достижение установленных показателей прибылей – это выполнение главной социальной функции бизнеса: быть успешным, чтобы быть способным создавать благоприятные условия для устойчивого развития общества!

Дай Бог российским брендам этому научиться!


Москва, 28.02.2017


Александр Терехов, трудами которого были записаны и сохранены на долгие годы конспекты наших лекций ТАСС, 24.04.2017

Загрузка...