Министр культуры рассказал о росте посещаемости театров в этом году

Министр культуры Владимир Мединский во время встречи с президентом России Владимиром Путиным рассказал о росте посещаемости театров в этом году. Он отметил, что количество зрителей и продажа театральных билетов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 22 %: https://praktika.ru/news/medinskij-rossiyane-stali-chashhe-poseshhat-teatry/


Вопрос журналиста: Как вы считаете, с чем связан возросший интерес к театру? Продолжит ли он расти?


Наш ответ: Заявление Министра связано исключительно с настоятельной потребностью оправдания своей значимости и необходимости в системе государственного управления. И всё!

Что касается статистики, то она, по меткому определению В.И. Ленина, «политическая проститутка», призванная служить основанием для манипулирования обществом.

Теперь конкретно и по существу. Средняя наполняемость залов театров России в 2007 году была аж 112 зрителей на спектакль!!! На конец 2016 года она составила 315 человек. Почти 200 % прирост!!!

Для непосвященных, часто задающих банальный вопрос: «А зачем эта средняя температура по палате для театрального дела?», отвечу.

Цифра 315 зрителей на спектакль говорит о том, что если, к примеру, сегодня на основных сценах Большого театра и театра Вахтангова в Москве вдруг случился аншлаг, то в десяти других театрах по стране зритель отсутствовал!!!

Теперь о цифре увеличения посещаемости театров текущей осени по отношению к прошлой.

Она значения не имеет, поскольку Министр говорит не о всех театрах страны, а о театрах федерального ведения, статистика по которым у него под рукой. А театры федерального ведения, во всяком случае, большинство из них, находятся в крупных региональных центрах и столичных городах, имеют исторически сложившуюся публику и свои традиции взаимодействия со зрителями. Здесь стоит лишь чуть-чуть поманить новизной, как публика с удовольствием отзывается и наполняет залы.

Одно условие: дирекции нужно шевелиться.

Кроме того, обращать внимание на показатели текущей статистики и делать оптимистические заключения о росте влияния театра в обществе мы бы не стали, поскольку нужно получить общую статистику наполняемости театров по году.

А там, как нам представляется, за 2017 год в целом средняя посещаемость театра на спектакль по стране будет не более чем 360-365 человек. И эта наша оценка сверхоптимистична.

Специалисты же знают, что в области посещаемости театра существует волнообразный ритм: в конце сентября-октябре может случиться наплыв, в то время как в ноябре, скорее всего, будет провал. Но по году цифры компенсируются и выровняются.

Помимо этого нельзя сбрасывать со счетов и общее экономическое положение в стране, а главное – наличие свободных ресурсов у населения.

Здесь же картина достаточно безрадостная.

И на этом фоне заявление Министра выглядит, по крайней мере, неуместным, а по существу оскорбительным, поскольку подавляющее большинство населения страны находится на грани выживания и может себе позволить лишь самое необходимое. А театр в интерпретации Министра как зеркало общества (а его только так и необходимо воспринимать) отражает другую тенденцию.

Какую? Среди маленьких трагедий А.С. Пушкина есть одна с достаточно выразительным названием.

В заключении нужно отметить, что театр как общественный институт – дело серьезное во всех смыслах слова, где самодеятельности места нет! Министр же и команда его заместителей к театру никакого отношения не имеют.

Поэтому нужно глубоко поклониться в ноги тем людям, решимостью и преданностью которых Театр как ценность отечественной культуры и особая потребность русского человека всё еще существует, пытается устоять и выстроить свою общественную экономику, доказывая каждый день и каждый спектакль свою важность и необходимость в течение последних 25 лет. И пытается это делать, к сожалению, зачастую не благодаря, а вопреки, обложенный глупостями закупочного законодательства (торгаши правят бал) и отсутствием грамотного и внятного управления.

Что касается Министра культуры, то если бы он понимал, что он МИНИСТР КУЛЬТУРЫ всей РОССИИ, позаботился бы не только о театрах и иных учреждениях культуры федерального уровня ведения, а об условиях существовании всех субъектов арт-индустрии в целом по стране и создавал бы необходимые благоприятные предпосылки для этого.

А так каждое его заявление вызывает у нас больше существенных прагматических вопросов и сожаления, нежели желание рукоплескать.

Поэтому напоследок еще раз выскажем сожаление, что стране специалисты не нужны.


Москва, 16.11.2017

Загрузка...