или 4 вида взаимоотношений в паре
Теоретическая основа: младенец нуждается в надежной фигуре, от которой он мог бы зависеть в ситуации угрозы. Реакции родителя на страх и протест младенца формируют модель привязанности: безопасную или небезопасную. Будучи взрослыми, люди строят отношения с партнерами, собственными детьми, психотерапевтами согласно этой модели.
Тип 1
Есть близость и есть автономия
Безопасная привязанность.
Дети после сепарации быстро восстанавливают контакт с родителями и ощущают себя в безопасности. Взрослые с безопасной привязанностью чувствуют себя в отношениях одновременно и близкими и автономными, допускают свободное выражение чувств.
Есть я, и есть ты, и есть мы – и это прекрасно
Тип 2
Нет близости и есть автономия
Избегающий тип привязанности.
Дети после сепарации, избегают объекта привязанности и отвергают предлагаемую поддержку. Взрослые отвергают потребность в близости, ведут себя болезненно самодостаточными.
Мне никто не нужен
Тип 3
Нет близости и нет автономии
Дезорганизованный, амбивалентный тип привязанности.
Дети после разлуки демонстрируют дезорганизованное поведение. Комбинация поиска близости с отвержением ее, когда она предлагается. Постоянный страх отвержения, хаотические эмоции и реакции.
И с тобой не могу – и без тебя не могу
Тип 4
Есть близость и нет автономии
Тревожный или зависимый тип привязанности.
Дети после разлуки вцепляются в родителя. Взрослые становятся чрезмерно зависимыми от близких отношений.
Без тебя – нет меня