Илья Муромец


Удивительно, но для многих современных людей становится откровением тот факт, что популярный герой эпоса почитается святым Русской Православной Церковью. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643, в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры.

Илья Муромец – пожалуй, самый известный, но одновременно с тем и самый загадочный русский исторический персонаж. В различные исторические периоды, в зависимости от господствующей в стране идеологии его то считали лишь героем эпоса, то реально жившим в XII веке человеком.

Угодник Божий преподобный Илия Муромец по прозванию Чоботок жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Достоверных сведений о житии этого святого до нашего времени практически не сохранилось. Известно лишь, что происходил он из простой крестьянской семьи, в детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился невиданной силой и воинскими подвигами. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илия принял решение окончить свои дни иноком и постригся в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру.

По легендам бил кого ни попадя и татар, и монгол, и печенегов, словом всех, кто под русскую руку попадался. Участвовал в битве с драконом. Дракона тоже, кстати, ухайдокал.

Бился богатырь и с разными бандитами типа Соловья-разбойника. Бандитов арестовывал, и приводил на суд к князю. Был Илья одним из первых русских заслуженных милиционеров древней Руси. Илья и посейчас кумир русской молодежи.

Нельзя не вспомнить великолепно сыгранный образ Ильи Муромца Андреевым в фильме «Илья Муромец».

Посланник Священной Римской империи Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594, оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся тогда в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, иными словами им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. Останки представляют собой хорошо сохранившуюся мумию, принадлежавшую человеку довольно высокого роста (около 180 см).

Московский паломник Иоанн Лукьянов оставил любопытное описание мощей Ильи Муромца, которым он поклонялся в 1701: «Тут же видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием; язва вся знать на руке, а правая изображена крестным знамением». Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Мощи облачены в монашескую одежду. Над гробницей находится образ святого Ильи Муромца.

Православные историки обращают внимание, что «преподобный Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в православной церкви: три первых перста вместе, а два последних пригнув к ладони». Независимые источники, напротив, указывают: «Кисть правой руки Илии Муромца сложена в двуперстном благословляющем жесте, что послужило старообрядцам доводом в пользу древности и истинности двоеперстия при совершении крестного знамения».

Подтверждением этого служит фотография мощей. Да и на многих иконах Илья Муромец складывает пальцы по-раскольничьи. Отсутствие в Киево-Печерском Патерике жития преподобного Илии, согласно принятой версии, свидетельствует лишь о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени.

Однако, тот факт, что пребывание Илии в лавре не описано, служит дополнительным аргументом для тех, кто не склонен отождествлять Илью Печерского с былинным Ильей Муромцем. Наши предки XVI – начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Правда, в русских летописях его имя не упоминается. Между тем, былинного Илью, главного русского богатыря, знают все, а наиболее популярными источником информации о нем являются былины и народные сказки, мультфильмы, а также картина Васнецова и ее репродукции на обертках конфет.

Согласно данным этих источников, Илья Муромец родился в селе Карачарове, что близ Мурома, до 33 лет страдал параличом нижних конечностей, потом был исцелен «каликами перехожими» (в более радикальных версиях – Христом с двумя апостолами или духом витязя Святогора), вспахал землю, от которой получил невероятную силу, и направил эту силу на защиту родины от разнообразных врагов, среди которых выделялись захватившие Чернигов татары, Соловей-разбойник, Идолище поганое, а также сын богатыря, по трагической случайности выросший во вражеском стане.

Илья Муромец, несмотря на низкое происхождение, стал главным богатырем дружины киевского князя Владимира. Среди остальных витязей выделялся кроме мощи мудростью. Однако говорить об Илье как об образцовом защитнике православной веры можно лишь с некоторыми оговорками: поссорившись с Владимиром, богатырь принялся стрельбой из лука сшибать с киевских церквей кресты и золотые маковки, каковые пропил при поддержке «голи кабацкой».

Классические былины о нем были записаны в основном на севере, а казацкие песни – на юге. На родине же, в центре России, бытовали особые местные прозаические предания о любимом богатыре. Фиксировать их стали лишь с начала XIX веке. Однако, моду на богатыря Илью завели немцы еще в XIII веке.

Именно тогда была написана поэма о правителе Ломбардского королевства Ортните, дядей и другом которого был могучий и неукротимый Илья Русский (Ilias von Riuzen). Одновременно была записана «Тидрек-сага» с участием русского «короля» Владимира и греческого «рыцаря» Ильи. Первое письменное упоминание об Илье в русских источниках относится только к 1574 году. Впрочем, русским этот источник называется с некоторой натяжкой: оршанский староста Филон Кмита Чернобыльский в «Вестовой отписке» к Остафию Воловичу, кастеляну Троцкому, упомянул имена «Ilii Murawlenina i Solowia Budimirowicza».

Первое исследование останков богатыря проводилось в 1963 г. Тогда комиссия сделала заключение, что мумия принадлежит человеку монголоидной расы, а ранения имитированы монахами лавры. Однако большого доверия результаты того исследования в православном сообществе не вызывают. Советские исследования зафиксировали «атеистическую мифологию» Ильи Муромца. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела повторную экспертизу мощей святого Ильи Муромца.

Новые исследования привели к принципиально отличным результатам. Был определен возраст: 40—55 лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей; установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца, – словом, практически полностью подтвердилась официальная версия Русской православной церкви.

Правда, датировка гибели была установлена очень приблизительно – XI – XII вв. Но и это определение не расходится с известным упоминанием о времени жизни Ильи Муромца в 1188 г. Таким образом, украинский минздрав подтверждил мнение Церкви о том, что Илья Муромец жил скорее в век правления Владимира Мономаха, а не при Владимире «Красное солнышко», как повествуется в былинах. Что бы там не говорилось, и не писалось сейчас про нашего прославленного богатыря, но русские помнят, и чтят своих героев, одним из которых был и остается Илья Муромец.

Загрузка...