В истории правовых и политических учений отсутствует единое понимание происхождения государства. Мыслители различных периодов по-разному оценивали, обосновывали, трактовали этот процесс. Понимание происхождения государства зависит от ряда факторов, среди которых следующие. Одни ученые полагают, что первым произошло возникновение государства, а другие – права – априорного разрешения, запрета, регулирования. Каждый период истории человечества характеризуется определенными приоритетами ценностей: политических, естественно-научных, философских, религиозных, – и оттого представления о формировании государства предстают многообразными. Следует учитывать, что каждая эпоха истории имеет свой предел, горизонт, критерии оценки сложных общественных трансформаций, изменений в сознании и поведении человека, оценки географических, экологических, культурных, военных, хозяйственных факторов, приведших к образованию государства. Создание той или иной теории происхождения государства возможно лишь в условиях развития теоретических представлений, способностей мыслителя или сообщества обобщать, классифицировать факты истории, выделять причинно-следственные связи. Теории происхождения государства – это предположения о том, каким образом, при каких условиях, в связи с какими процессами или событиями возникли и укреплялись, развивались государства.
Итак, известны следующие теории происхождения государства.
1. Патриархальная теория. Представитель данной теории в Китае, Конфуций (ок. 551–479 до н. э.), считал, что государство возникает из разрастающейся семьи, увеличения количества живущих на земле людей, которые находят способ упорядочения своей жизни на основе понимания старшего – государя как отца в семействе и членов семьи, младших, как подданных. Отношения в государстве, возникшем из разросшейся семьи, должны быть понятными и даже гармоничными, поскольку государь, правитель, как отец в семействе, не пожелает плохого своим близким, членам семьи, подданным. Власть отца в семье есть продолжение власти правителя в государстве. Очень привлекательна данная характеристика отношений для осуществления беспрекословного правления, идеологии, признающей мудрого, добродетельного правителя. Конфуций был причислен к лику святых после своей смерти.
По мнению Аристотеля (384–322 гг. до н. э.), другого представителя патриархальной теории, люди склонны к общению, коллективному взаимодействию, к обсуждению общих вопросов устройства жизни, когда на основе увеличивающейся семьи происходит появление государства, которое, в свою очередь, положительно влияет на жизнь семьи. Однако Аристотель допускал возможность участия в общественных делах лишь лично свободных и обладающих определенным значимым статусом людей. Человека он определял как «существо политическое», подчеркивая тем самым его социальность в отличие от животного.
Впоследствии данную теорию поддерживали и развивали Р. Фильмер (1588–1653), Н. К. Михайловский (1842–1904). Важно, что последователи данной теории считали, что из жизни государства следует устранять все безнравственное.
2. Теологическая теория происхождения государства. Сторонники данной теории считают, что первоначалом, источником происхождения государства является Бог, Создатель жизни на нашей планете. Государство есть результат воли Бога, реализация божественных сил, и потому носители власти – государи, правителя, монархи – получили власть правления от Бога. Эта власть неизменна, незыблема, непоколебима. Первична власть религиозная, а светская власть производна от нее и поэтому вторична. По мнению представителей данной теории, все без исключения обязаны повиноваться воле государя, так как это воля, божественная по своему происхождению. Противодействие или непослушание государственной власти может восприниматься как несогласие с божественной волей. Все государственные и правовые институты производны от божественной воли. Смирение и подчинение государственной власти необходимо каждому подданному.
Это одна из первоначальных теорий происхождения государства, и сформировалась она в условиях доминирования религии как формы общественного сознания. Основателем данной теории считается Фома Аквинский (1225–1274), сформировавший, по существу, религиозную идеологию, оказавшую заметное влияние на развитие идей того и последующего времени. Однако правильно будет учесть и вклад Августина Аврелия (354–430) и значение его трудов «О граде Божием» и «О свободной воле», где он с фундаментальных религиозных позиций показывает взаимодействия, Бога, человека, власти, государства. К представителям данной теории можно отнести Ж. Маритена (1882–1973).
3. Договорная теория происхождения государства. Представители данной теории считают, что государство возникло на основе добровольного соглашения между людьми, договора, который учитывает общественное благо. Элементы этой теории возникают еще в Древней Греции в V–IV вв. до н. э. Свое развитие, обоснование, окончательное формулирование теория получила в XVI–XVIII вв. Представителями данной теории являются Г. Греций (1583–1645), Т. Гоббс (1588–1677), Дж. Локк (1632–1704), Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), А. Н. Радищев (1749–1802). Каждый из этих мыслителей обладал собственными взглядами на природу человека, отражавшую характер его взаимодействия с другими людьми. Но все представители считали, что государство возникло на основе договора, определившего основные приемлемые условия жизни для носителей государственной власти и граждан. До государства существовало естественное состояние, в котором находились люди. Мотивы создания государства на основе договора, по мнению различных мыслителей, были неодинаковы. Но люди пришли к необходимости упорядочивания отношений и сформировали государство, базирующееся на договоре, который предусматривает права граждан и права государства, его обязанности. Так, государство обязано заботиться о безопасности и собственности своих граждан. А источником власти объявляется народ. Договор как письменный документ человечеству неизвестен, однако сама идея разграничения прав государства и граждан, равенство сторон в договоре являются безусловно важными для осмысления последующих за формулированием договорной теории происхождения государства исторических событий, процессов, создания конституций, отражающих естественные права и право народа как источника власти в государстве.
4. Марксистская (материалистическая, классовая) теория происхождения государства. Представители данной теории, К. Маркс (1818–1883), Ф. Энгельс (1820–1895), В. И. Ленин (1870–1924), считали, что государство образовалось в результате экономических и социальных причин. Три крупных разделения труда, возникновение частной собственности, дифференциация общества, приводящая к образованию классов, классовым противоречиям, наличие в конечном счете эксплуататоров и эксплуатируемых – неизбежные условия и спутники государства, которое, в свою очередь, отражает интересы собственников, эксплуататоров. Общественно-экономические формации и соответствующие им типы государства сменяют друг друга: рабовладельческое государство, далее феодальное, буржуазное (капиталистическое) и социалистическое – именно оно имеет принципиальные отличия от предшествующих государств и не является эксплуататорским, по мысли представителей данной теории.
В эксплуататорских государствах способ производства и соответствующие ему производственные отношения, экономическое господство определенного класса предопределяют политическое, правовое, духовное господство этого класса. Государство собственно и возникает и функционирует как условие, орудие поддержания господства одного класса над другим. Как утверждал, В. И. Ленин, государство возникает «там и тогда, где, когда и поскольку происходит раскол общества на классы».
5. Теория насилия как теория происхождения государства.
Представители данной теории, Е. Дюринг 1833–1921), Л. Гумплович (1838–1909), К. Каутский (1854–1938), считали, что государство возникло не в результате взаимного договора людей либо в силу экономико-материальных факторов, сопровождавших господство одного класса над другим; не имела своего главного значения и божественная воля. Основной причиной образования государства представители данной теории считают военные завоевания, захваты территорий одних племен другими. Государство необходимо для того, чтобы закрепить победу над захваченными, организовать подчинение победителям. Государство возникает не в силу внутренних экономико-социальных процессов и как результат их закрепления и отражения; государство формируется извне сначала путем военно-политического порабощения, а затем установления экономического господства.
6. Органическая теория происхождения государства.