При рассмотрении данного вопроса следует отметить, что под правовой культурой понимается особое социальное явление, которое может быть воспринято как правовое состояние личности и общества, являющееся, несомненно, показателем развитости общества не только в сфере права, но и в других областях.
Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функций:
1) познавательно-преобразовательную функцию, которая связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития;
2) праворегулятивную функцию, направленную на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а следовательно, и общества в целом. Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения;
3) ценностно-нормативную функцию правовой культуры, которая выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки.
Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности;
4) правосоциализаторскую функцию, изучаемую через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического просвещения населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности;
5) коммуникативную функцию. Она обеспечивает общение граждан в юридической сфере, существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия, права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы лично незнакомы или которые отделены от нас расстоянием и временем;
6) прогностическую функцию, охватывающую правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы. В настоящее время элементы научного прогнозирования и планомерности (например, в законодательной деятельности) усиливаются, хотя логика и последовательность разработки и принятия законодательных актов еще оставляют желать лучшего. Истинная функция предвидения в правовой области заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей. Исходной предпосылкой прогнозирования развития правовой культуры выступает исследование не только наличного состояния правовых ценностей, но и поиск путей, устраняющих противоречия в законодательстве и правовой системе, обеспечивающих правовое развитие личности.