Введение[1]

Мирче Элиаде (1907–1986) – выдающийся современный антрополог, этнолог, историк культуры и религии, разрабатывавший собственную модель мифа, которая наряду с другими концепциями прочно вошла в современное философско-культурологическое знание. М. Элиаде рассматривал такие проблемы, как соотношение мифологизма и историзма, архетипического бытия и исторического становления, вопросы соизмеримости культур, постулировал диаметральность двух способов существования в мире – сакральном и профанном бытии. Развитие современной теории культуры расширяет свои горизонты самопонимания и самопрезентации путем актуализации неевропейского опыта оперирования с бытием, универсумом, личностью. Мир становится плюральным, и XXI век открывает возможности для смены западноцентристского взгляда на культуру и человека на поликультурный и вариативный. В этой связи одной из важнейших методологических проблем становится рассмотрение новых концептуальных подходов в философии мифа, религии и культуры, одним из которых является философия мифа М. Элиаде.

Применительно к изучению мифо-религиозных феноменов существуют различные стратегии интерпретации. Одним из направлений современного гуманитарного знания является философия мифа и культуры М. Элиаде, который постулирует в своих работах новый подход к интерпретации мифа и сопряженных с ним феноменов. Структурализм К. Леви-Стросса базируется на логических процедурах экспликации особенностей мифологического мышления, что отличает данный подход от подхода М. Элиаде, поскольку целью является исследование не сущности, а структур мифологического мышления. В трансценденталистской философии религии понятие религиозного вписывается в общий ряд понятийных форм. Анализ подхода М. Элиаде к проблеме соотношения мифологического и исторического бытия, циклических ритмов дает возможность выявить специфику социокультурной динамики современности (процессы унификации и мультикультурализма), а изучение дихотомии «миф – история» в контексте проекта онтологизации мифа М. Элиаде раскрывает перспективы кросс-культурного исследования этих понятий у разных народов. Для анализа современных трансформационных процессов в отечественную науку вводится концептуальное понятие сакральных элементов культуры в качестве ее архетипической структурирующей основы. Методологический поиск оснований культурной идентичности позволил выявить, что эти основания, претерпевая изменения в различных культурах, не исчезают полностью, но принимают латентную форму. В данной работе предпринята попытка структурации онтологических элементов философии мифа М. Элиаде, репрезентирующих автономно существующие культурные универсалии, рассмотрены концепты мифа и архетипов как методологическая основа парадигмы циклизма.

Научные разработки М. Элиаде относятся к проблемному полю философии и феноменологии религии, теории мифа. Взгляды румынского ученого имеют большое значение для изучения онтологии мифо-религиозного опыта, поскольку позволяют вскрыть онтологические основания мифа и религии. Также следует отметить, что в современном гуманитарном знании существует необходимость апробации новых подходов к феномену мифа и архетипов. Одним из таких подходов является мифорелигиозная парадигма М. Элиаде, которую можно обозначить как мифо-онтологическую [161]. В данном исследовании предлагается интерпретация представленной парадигмы как онтологической в силу того, что М. Элиаде оперирует при анализе рассматриваемых феноменов доисторических культур и религий древних цивилизаций категориями бытия и бытийственности. Это определение фиксирует онтологические элементы его теории мифа. Вне этих смысловых аспектов трудно адекватно понять референции его системы. Следует заметить, что интерпретация, открывая различные ракурсы теоретического познания, должна быть когерентна языку и контекстуальной модели, предложенной самим мыслителем. Также возможно обозначение подхода М. Элиаде как онто-феноменологического, что основано на вычленении в его концепции двух составляющих: онтологической и феноменологической. Мифо-онтологическая дефиниция проекта М. Элиаде имеет определенные методологические следствия, которые заключаются в переосмыслении стратегии исследования культуры, открывающем возможности методологических новаций в проблемном поле философии религии и культуры. В контексте данного обозначения акцент переносится на мифо-онтологическую составляющую, которая, как показано в данном исследовании, является рубрикатором и классификатором процессов культурной динамики. Об «онтологическом горизонте» применительно к феноменологии религии М. Элиаде пишет и П. Рикёр [104, с. 55]. Элиадовский подход можно считать качественно новой парадигмой в изучении природы мифа, в которой миф является реальностью, нередуцируемой к культурным, социальным и другим основаниям и принадлежностью к которой определяется онтологический статус всех феноменов человеческого бытия. Работы М. Элиаде дают основание говорить о формировании новой онтологической парадигмы в изучении мифа.

Проблема кризиса идентичности стала своеобразным опознавательным знаком современности, и в этом смысле теория мифа М. Элиаде может являться одной из стратегий сохранения культурно-личностной идентичности в глобализующемся мире. Современная культурная стратегия должна заключаться в поиске базового основания культурной идентичности. Таким основанием может быть комплекс взаимосвязанных понятий (миф, архетип, сакральное), детально разработанных философом, взгляды которого на природу сакрального и мифологического могут служить маркером при анализе и типологии культур.

Данное монографическое исследование является первой комплексной работой о М. Элиаде в Республике Беларусь. Книга содержит многовекторный анализ наследия ученого, включающий вычленение основных концептов его системы, а также экспликацию их значения для современной культурфилософской науки. Впервые в белорусской гуманитарной науке на системном теоретико-методологическом уровне структурируются и анализируются основные части элиадовской концепции мифа – такие как философия истории, философская антропология, онтология мифа. Проблема мифа у М. Элиаде предполагает раскрытие всей его концепции, поэтому в работе анализируются такие ее основные составляющие, как архетип, мифологическое время, «сакральное – профанное» и др. В данной монографии структурируется и детально анализируется религиозно-мифологическая концепция исследователя и показывается ее роль в формировании новой методологии гуманитарно-религиоведческого знания.

Современное гуманитарное знание стоит перед необходимостью выработки новых подходов и синтеза парадигм. В контексте данной проблемы определены пути синтеза онтологии мифа М. Элиаде с другими значимыми в современной гуманитарной науке парадигмами. В монографии представлена попытка дальнейшего развития идей выдающегося мыслителя в культурологическом, религиоведческом и других направлениях. Идеи М. Элиаде легли в основу разработанной автором настоящего исследования новой методологии культуры.

Сопряжение таких парадигм, как мифо-онтологическая, аналитико-психологическая и трансперсональная, открывает новые возможности для изучения феноменов мифа, религии и культуры в их взаимодополнительности. Современная гуманитарная наука стоит перед необходимостью междисциплинарного синтеза, и подобный синтез теоретико-мифологического, трансперсонального и психоаналитического подходов предпринят в данной работе. Постулируется идея о том, что такие базовые области гуманитарного знания, как философия культуры, онтология мифа и религии, могут быть концептуальным ядром синтеза парадигм.

Загрузка...