SANCTA KABBALA[1]

Происхождение Каббалы теряется во мраке глубочайшей древности. Появилась ли она из Индии? Появилась ли она из Египта? Никто этого не знает; но достоверно то, что египтяне и индусы знакомы были с ней с незапамятных времен. По возвращении из путешествия по Востоку сведения о каббале были доставлены в Грецию Пиеоагором. Тогда Греция отличалась уже светом просвещения.

В глубокой древности все народы исключительно занимались овцеводством и скотоводством. Среди этих пастухов, как это часто встречается, рождались люди высоко одаренные, с высшим складом ума. Их воображение, очищенное полным уединением жизни в пустынях, возбужденное глубокой тишиной и приятной прохладой ночей, после истомляющего дневного зноя, искало в созерцании неба, всегда ясного и усеянного блестящими звездами, пищу меланхолически – поэтическому настроению их созерцательной природы и они избирали себе излюбленные созвездия и привыкали тщательно следить за их движением. Видя их то сверкающими, то совершенно исчезающими из вида, подобно Солнцу и Луне, они вскоре начали несколько понимать всю сложность и все великолепие этого дивного механизма, приводившего в правильное и единообразное движете все миры. Умы их, восхищенные этим таинственным наблюдением, мало-помалу пристрастились и увлеклись расследованием причин.

Но не один только блистающий звездами свод небесный привлекал их благоговейное внимание и вызывал радость. С другой стороны, прислушивались они к подземному гулу, всматривались в мрачные пропасти и их охватывало смутное чувство страха, иногда вызывая уныние и печальное настроение.

Вскоре они поняли тайны магическаго мира, и осознали существование трех миров, соединенных вместе единой цепью, находящейся в деснице Единого Бога.

Оракул Аполлона провозглашал Нерукотворного, ни кем не созданного, но Самого себя создавшего Бога, пребывающего среди огня Эфира и находящегося во главе всякаго рода иepapxии.

В мистериях древней греческой религии, жрец, обращаясь к посвященному, говорил: «Созерцай с восхищением Владыку Вселенной: он Един и пребывает всюду».

За шестьсот лет до Р. X. Пиоагор заимствовал у египетских жрецов идею об едином, всемогущем Боге.

Отрывок из книги Оцеллуса из Лукании, одного из учеников Пиеагора, служит этому доказательством. Отрывок этот сохранен потомству Стобеем, и в нем говорится: «Гармония сохраняет мир, и Бог – творец этой гармонии». Впоследствии, присоединившись к Пиеагорову учению, Платон[2] говорил: «Бог, о котором я вам говорю, есть Бог единый, неизменный, бесконечный»! Антисфен[3] сказал: «Среди различных народов обожают многие божества, но сама Природа нам указывает только одного Единого Бога». В свою очередь Анаксагор говорит: «Единый Бог распределил Матери и создал миры».[4] Архитас признает три принципа: Бога, материю и форму».[5]

«Евзебий, Лактанций, Юстин и Афинагор, единодушно утверждают, что единство Бога было признаваемо древними философами и служило основашем их мистерий.

Св. Павел видел в Фалерне следующую надпись на жертвеннике: Deo ignoto «(Неведомому Богу»).[6]

Высшие умы древности, во внимание разницы в умственных способностях и в развитии людей, признавали две истины: положительную для сильных умом и чистыми душою, а также другую истину, так сказать аналогическую, приспособленную к людям менее разумным и болеe материальным.

«Что дозволено сказать я скажу, – пел посвященный Орфей, – но необходимо, чтобы двери были заперты и посторонним вход прегражден»!

«Мои Слова – продолжал он – будут обращены к Божественному Существу. Обратите к нему все силы вашего разумения: всходите вверх прямым путем и благоговейно созерцайте единого царя вселенной. Единый Бог состоит из себя самого и из всего существующего». «Никто из смертных его не видел, но Он видит все».

«Я покажу вам следы его пребывания. Я покажу вам признаки воздействия могучей десницы Бога. Но какое то облако мешает мне его видеть».[7]

Мистическая ассоциация выделила из себя людей долженствовавших управлять массами: жрецы, цари и знатные (благородные).

Общество разделилось на два класса: опс и инопс.

В глазах патриция плебей был только раб и проклятый.

Для опса Существо, называемое инопс, было предназначено только для страданий.


Ореические Мистерии.[8]

«Генезис мрачный: это хаос». «Генезис лучезарный: это мир; это Существо».

«Небо, ранее чем оно сделалось блестящей занавесью, было примитивным амниосом».[9]

«Разумные сущности постепенно создают богов, полубогов, героев, великих людей (viri), невинных и преступных».

«Человеческие души в первый раз снизошедшие на землю, опускаются на нее из Epaipasов).

1) Epaipas. Атмосферная облочна; материальная часть неба.

«Юпитер называемый: Омбриос, Плувиус, Телепос, черпает их в своих космогонических сокровищах и посылает их вселяться в тела».


Гермес

Каббалисты полагают, что игральные карты, которыми и до сего времени пользуются наши современные сивиллы, есть первая книга с рисунками, появившаяся раньшe изобретения азбуки.

Но первая книга начертанная эмблемами (символами), это «Таро». Мистики пытались проникнуть в ее смысл. В 1540 г. Гильом Постель, которого изучение этой книги довело до сумасшествия, издал сочинение: «Clef des choses cachees» (Ключ к сокровенным вещам).

В своем сочинении «Le Monde primitif analyse et Compare avec le monde moderne». (Первоначальный мир анализированный и сравненный с миром современным). Курт де Гибелин, автор с громадной эрудицией, пытался разъяснить эти символы с помощью каббалы.

Надо полагать, что «Таро» в XVI веке претерпело сильные искажения, что можно заключить уже из того, что фигуры носят костюмы эпохи этого столетия. Как бы то ни было, евреи приписывают сочинение этой книги Еноху. Египтяне признают ее автором Гермеса, а греки признают ее составленной Кадмом.

Однако это утверждают только учения, а всемирное народное предание приписывает их Гермесу, как источнику всякой магии.

Гермес (Меркурий) обозначает также человеческий гений и вообще высокую разумность.

Гермес именуется: Трисмегист (т. е. трижды великим), потому что в каждом мире есть один Гермес.

Таким образом, Гермес является синонимом разумной деятельности многих веков, соединенной в одно целое.

Помимо «Таро» приписывали Гермесу также и другие книги, так например: «Pymandre», «Asclepios» и прочее, а также «La table d’Emeraude» (Изумрудная Скрижаль), вкратце содержащая в себе всю Каббалу в полном ее составе. Если эта таблица названа «Изумрудная», так это потому, что, как утверждают многие, она была начертана на изумрудах.

Вот что было изображено на этой таблице.


Изумрудная таблица

«Это истинно – без всякой лжи – чрезвычайно правдиво».

«Что наверху такое же и внизу, а что внизу такое же как наверху, чтобы совершить чудеса одной и той же вещи».

«И так как все вещи были и произошли чрез посредство одной и потому все эти вещи произошли от этой единой вещи силою применения».

«Солнце его отец, луна его мать, ветер носил его во чреве, земля его кормилица, отец всякого «Телема» и всего на свете. Его сила полна, если она преобразована в землю».

«Ты отделишь землю от огня, тонкое от плотного осторожно и очень искусно».

«Он поднимается с земли к небу и снова опускается на землю и воспринимает силу вещей высших и низших».

«Ты таким способом приобретешь всемирную славу, и в силу этого всякий мрак удалится от тебя».

«Эта сила сильнейшая из всех сил, так как она превозможет всякую тонкую вещь и проникнет всякую плотную вещь».

«Таким образом был создан мир».

«Из этого возникнут великолепные применения, средство к которым имеется здесь».

«Вот в силу этого я был наименован Гермес Трисмегист, обладающий тремя частями философии всего мира».

«То, что я сказал о воздействии Солнца уже совершено и окончено».


Три Mиpa

Как мы уже говорили Халдейские пастухи вскоре сознали существование трех Миров: Мiръ вещественный, Мир нравственный и Мир божественный.

И так небо, земля и ад соответствуют:

Небо – божественному Mиpy.

Земля – миру нравственному.

Ад, место мрака – миру вещественному, невежественному и лишенному света.

Но то, что после этого особенно поразило Магов: это тайна сотворения.

Сначала было только два лица: Отец и Мать, вслед за тем явилось три лица с появлением ребенка.

Итак, число три в мирах и число три в творении.

«Тернер» сделался для них гармоническим догматом, ключем ко всем наукам и ко всем тайнам.

Древние маги сознали три лица в Боге и следующим образом определили эти три лица.

Кетер: Высшее могущество, существо неведомое, недоступное пониманию, существо вне всякой науки и не существующее в нашем интеллектуальном отражении.

Шохмах: Мудрость, идеал высочайшего разума, и идеал самый совершенный мог бы быть только его отражением.

Бинах: Разумность, свобода, основанная на высшем порядке, движущая сила всякаого движения и причина всякаго рода инициативы. Она, движение, представляющее собою непременное условие всякой жизни и есть жизнь сама по себе, вызванная борьбою между активной интеллектуальностью и сопротивляющейся мудростью (благоразумием) уравновешенными высшим разумом.

Изображенные треугольником эти силы представят:

Кетер

Верховный разум, уравновешивающее могущество.


Природа беспрерывно проявляет отражение триединства, предчувствованного магами.

Кислород[10] уходит к полюсу движения, водород – к полюсу сопротивления, а азот присоединяется то к одному, то к другому, сообразно той роли, которую он играет в комбинации. Такое же точно положение занимают и другие тела, как металлоиды, так и металлы.

Всюду окисляющее движение, покой выщелачивающий и равновесие между ними обоими представляемое азотом и его комбинациями.

«Существует только три пункта во всей звучащей иерархии: тонический, то есть опорная точка, ее противник и терция, точка безразличная, направляющаяся к точке противников, если они одерживают верх.

Водород, в силу своего абсолютного негативизма соответствует тоническому; кислород в силу своих противодейственных свойств соответствует квинте, а безразличность азота предоставляет ему роль терции.[11]

Аристотель помещает каждую добродетель посредине двух пороков, из которых один грешит чрезмерностью, а другой незначительностью.

Итак всюду – триединство. «Итак, как все гармония, так как то, что наверху такое же, как то, что внизу, а то что внизу, такое же как то, что наверху, – человек вращается в трех мирах не равного совершенства, но аналогического и действует в них тройственной своей личностью».

Следовательно небо, земля и ад, как мы уже говорили, соответствуют мирам:

Материальному, – Интеллектуальному, – Божественному.

Посредством Mиpa материального мы принадлежим к миру низшему, аду.

Посредством мира интеллектуального – принадлежим к земле.

Посредством мира божественного – принадлежим к миpy высшему, то есть к небу.

И мы состоим в гармонии с этими тремя мирами в силу трех существ, заключающихся в нас и состоящих: тело материальное – тело звездное – душа (mens).

Или, выражаясь иначе: оболочка земная – разум и душа, исходящая из неба и смерти не подлежащая.

Следовательно: инстинктами, – причинностью, небесными влечениями происходящеми всегда сообразно законам аналогии в силу неизбежного воздействия трех миров или трех соответствующих классов в среде человечества.

Народ, – буржуа, купец, дворянин, священник, ученый, артист.

Эти три мира существуют во всех государствах, каково бы ни было их правительство, даже и в государствах республиканских, имеющих претензии на умение все уравнивать (нивелировать).

Так например в Америке.

Мир инстинктивный: простой народ, рабочие, мастеровые, носильщики.

Мир интеллектуальный: коммерсант (купец), строитель судов.

Мир высший: президент и члены палат, аристокpaтия, индивидуально переходящая, но вечная по принципу.

Даже самое творение восходит к совершенству тремя степенями:

Царство минеральное, царство растительное, царство животное.

Всюду мы встречаемся с тернерами и мирами.

Тоже самое и в Магии: принцип, осуществление, применение.

В Богословии: Воплощение, Искупление, Бог.

В душе человеческой: действие, мысль, любовь.

В семье: отец, мать, дитя.

По мнению Гердера все Слова первобытного языка (язык еврейский) могут быть сведены к корням состоящим из трех букв.

Скажем еще более этого: все в рироде представляет собою серии и следовательно так как природа триединая, триединство есть серия, рассматриваемая в резюмированной форме.

Солнечный спектр, состоящий из восьми цветов, рассматриваемый на некотором расстоянии, представляет собою только три цвета: красный, желтый, синий. Гамма, состоящая из семи тонов, сводится, сохраняя полное созвучие: mi, sol, ut и т. д. от терции к терции.

В солнечном спектре замечается факт, тождественность которого с другими не может быть подвергнута какому бы то ни было сомнению, а именно тождественность со звуковым кругом (cercle tonal).

Так, например, расположим:

Do Красный

si фиолетовый.

Iа синий.

Sol Синий

fa зеленый.

Mi Желтый

re оранжевый.

Вы можете исключить из Абсолютных Созвучий все устраняемые ноты, также точно как вы можете устранить из ряда главных (существенных) цветов все промежуточные оттенки, то есть все устраняемые цвета.

И вот маги, более мудрые, более знающие, чем мы, кончили тем, что признали Единого Бога в трех лицах, и как бы они его ни называли: закон, принцип, Эфир, но эти маги преклонялись пред нашим Богом!

Их высокая разумность разъяснила им божественную тайну, которая впоследствии была нам гораздо полнее разъяснена воскрешением Иисуса Христа.

Г. Люкас с большим основатем утверждает в своей книге: «Chimie nouvelle», что почти все религиозные символы Христианства возникли из этих вышеуказанных метафических идей. По его мнению, благодаря Отцам Церкви, из которых почти все были в первое время неоплатониками, эти идеи усвоены христианством.

Согласно Платону, ученика Пифагора, вера в Бога представляет собою физику будущего, так как Природа воспроизводит деяния Самого Бога, единообразная по принципу хотя – многобразная по своим применениям.

Таким образом ясно, что тройственная система установлена в силу неизбежности, в силу необходимости, а также в силу ее разумности; она была основана на законах Природы, этом отражении Божества.

В своей книге Louis Lambert Бальзак дает такое определение трем мирам:

«Мир идей подразделяется на три сферы: инстикта, абстракциии и специализации».

Самая значительная часть человечества, она же и самая слабая, пребывает в сфере инстинкта.

«Инстинкты рождаются, действуют и умирают не восходя до второй степени человеческой интеллектуальности, то есть «Абстракции».

«Абстракция (обсуждение, вычисление) дает начало обществу. Если она, по сравнению с инстинктом, есть почти божественная сила, то по сравнению с даром, специализация слаба, и с ней сравниться не может. Посредством абстракции возникают законы, искусства, общественные интересы и общественные идеи. При помощи абстракции человек судит обо всем: добре, зле, добродетели, преступлении».

«Специализация (гений, интуиция, вдохновение, электрическая концепция) заключается в том, что видят материальные вещи также хорошо, как вещи духовного мира. Самые лучшие человеческие гении это те, кто исходя из мрака абсгракции, достигает света специализации».

«Спещализация несомненно самое совершенное выражение человеческих способностей, и звено, связывающее мир видимый с мирами высшими, совершенными.

В силу этого можно определить три степени развития человека»:

Инстинктивный: низшая степень.

Абстрактный: высокая степень.

Специализационный: наивысшая степень.

«Существует три мира: Естественный, Духовный, Божественный».

«Вследствие этого существует три культа: материальный, духовный, божественный, выражаемые действием, словом, молитвой, или выражая факт иначе: разумение и любовь».


Неизбежность борьбы: Жакин и Бохас

Бальзак, хотя смутно, но высказал, что борьба представляет собою закон природы и что человек, – дитя земли, отталкивает и притягивает как земля, и этим только может быть поддержана и сохранены жизнь и движение, а движение это и есть – Жизнь.

С первых же дней появления на свет начинается борьба. Сначала она проявляется в борьбе смеха и слез. Если мы из радостей и горестей детства не находим нужным вывести заключение, значит мы уклоняемся от наблюдения.

Послушайте магов, послушайте наших мудрецов и все в один голос вам скажут, что симпатии возникают из противоположностей.

Гармония в этом мире, по мнению Плутарха, есть комбинация противоположностей, как струна лиры или тетива лука, то натянутая, то растянутая. Как сказал поэт Еврипид: «Зло всегда нераздельно от добра». Неизбежно требуется смесь однаого с другим.

Эти противоположности – закон роковой. Так, например, в любви, этом великом и важнейшем чувстве в жизни. Вы ощущаете неудержимое влечение к существам, вкусы и наклонности которых совершенно противоположны вашим, но вы все же соединяетесь с ними, конечно, не для счастья, так как это невозможно, потому, что при совместной жизни вы должны пожертвовать своими вкусами и наклонностями или принудить, чтобы ради вас ими пожертвовали. В конце концов всегда будут слезы, и роковым образом страдание всегда неизбежно.

И несмотря на это, относительно существа, во всем вам противоположного, разум почти всегда бессилен, так как это, очарование, опьянение, а как одно, так и другое усыпляют разум.

Страдание есть пробный камень избранных натур, и великим душам Природа предназначает величайшие страдания, так как только испытаниями они докажут свое божественное происхождение.

Эта борьба, одна из главнейших тайн Магии, обозначалась наименованиями Жакин и Бохас. Это название носили две символическия колонны пред главной дверью Соломонова Храма, представлявшими собою аллегорически день и ночь, порок и добродетель, ангела и демона.


Продолжение трех миров

Френология в свою очередь признает три миpa: инстинкты, чувства и разум. Мы встретим также и весьма отчетливыми эти три мира в хирогномии; кроме того они инстинктивно найдены Т. д’Арпантиньи в хиромантии индейцев, а также в планетных знаках.

Прежде чем заняться изложением нашей системы, мы обратим внимание читателей на тайны, указанные в Еврейской книге «La Revolutions des ames», и в трактате о снах, книге Синезия, догмате возобновленном впоследствии Сведенборгом. Происхождение этих верований неизвестно, но во всяком случае они возникли в самые первобытные времена Каббалы и, как обыкновенно, приписываются Гермесу. Но нам кажется, что это скорее орфическая мистерия об oпсе и инопсе, гуманизированная в отличавшуюся терпимостью первую эпоху христианства.

Природа создает беспрерывно – это ее основное стремление.

В пространствах, в лесах, на горах, над фонтанами, на волнах моря, вращаются молекулы, имеющие со временем произвести свое влияние и стремящиеся сгруппироваться с целью завоевания себе жизни.

Эти молекулы вращаются почти в зачаточном виде в астральном свете и проникают во внутрь женщины в момент упоения, вызываемого возпроизвeдeниeм (зарождешем) и там, при помощи астрального тока, входят в ближайшее соприкосновение с женщиною во время ее беременности, вызывая в ней странные влечения, неудержимые желания и даже ясновидения. Вот там эти молекулы воспринимают то, что древние называли Cortex, то есть оболочку, тело, соединяя таки образом тело звездное с веществом, чтобы при своем появлении в свет обладать божественным пламенем, никогда не умирающим!

Это пламя, место пребывания mens’a, в первое время своей жизни, так как тело еще не способно повиноваться, и он находится в полном бездействии, точно спит.


Триединство человеческое

Но когда ребенок в силах действовать, когда разум в гармонии с организацией тела, тогда начинается борьба, продолжающаяся до самой смерти, между тремя существами пребывающими в нем: mens’ом, звездным телом и земным телом. Это опять-таки тоже самое, что мир божественный, мир абстрактный и мир инстинктивный.

Тело земное, состоящее из материи и неизбежно долженствующее снова возвратиться в землю, наклонно к материальным наслаждениям и стремится соблазнить и совратить прелестью чувственных наслаждений этот самый mens, предназначенный для обуздания и управления телом.

Звездное тело служит посредником, промежуточным существом между душою и материальным телом, оно служит связью между сердцем, как источником жизни тела и мозгом, сосредоточием жизни души.

Mens, душа, это божественная искра, пребывающая в нас! Это наш проводник, наше сознание, наш светоч в течение нашей земной жизни. Душа, повторяем снова, должна подчинить себе тело. Но если, напротив, mens допустил грубым страстям тела овладеть собою, если он допустил грязные наслаждения, несправедливость и все что низменно и дурно, тогда в день смерти астральный труп приобретает господство над духом и удерживает его пленным, как и во время жизни и передает его во власть звездного тела, увлекающего его в вихри астрального света.

Тогда, по воззрениям Каббалистов, все же преисполненным величественной поэзией, если даже не сочувствовать этим идеям, душа, изъятая из своей гармонической сферы, испытывает жестокие муки и все напряженные усилия направлены к тому, чтобы найти новую телесную оболочку, и снова появиться на свет претерпевать испытания второго сушествования, во время которого она могла бы, побеждая порочные инстинкты, погубившие ее, вознестись после смерти к той звезде, влияние которой, главным образом, господствовало над ней во время ее жизни.

Загрузка...