Если изучение фpeнoлoгии, хиромантии и вообще наук, имеющих целью угадать характер и инстинкты людей по их конструкции, представляет собою пустое время препровождение и если оно, это изучение, хотя бы на минуту перестает быть серьезным и служит только развлечением для энтузиастов и людей жаждущих всего чудесного, волшебного, тогда конечно оно достойно порицания, потому что неизбежно ведет к суеверию и заблуждению.
Но если это изучение основано на истине, тогда понятно если ему предаются ревностно и пылко, но не потому, что оно представляет собою возможность значительных материальных выгод, а потому что ему предназначено играть важную роль в воспитании наших детей, представляющих собою прогресс в будущем.
От воспитания, хорошо или дурно направленного, зависят, как известно, счастье или несчастье всей жизни. Человек хорошо организованный несомненно может сойти с ложного пути, на который вступил в юные годы, но высокое умственное развитие при условиях дурного воспитания может имеет место чрезвычайно редко.
Порождаются ли наши инстинкты влиянием планет или нет, оставим этот вопрос пока в стороне. Если даже допустить совершенно иную причину их возникновения, все же несомненно, что мы рождаемся с особыми наклонностями, с качествами и недостатками, присущими нашей природе. Этим наклонностя предназначено вести нас к счастью или несчастью, сообразно направлению, которое мы им дадим. Очевидно, что получаемое нами воспитание в высшей степени будет влиять на сказанное направлеше. И так если оно имеет такое большое влияние на счастье отдельных лиц и вследствие этого на счастье общее, на счастье всех людей, почему же не стремиться, всеми возможными способами, улучшить, усовершенствовать это воспитание?
Почему же не принять и не допустить после строгого обсуждения применение всякаого рода усовершенствований, удостоверенных точными доказательствами?
Такая цель достойна внимания, о ней следует подумать, и самый здравый смысл это требует.
Но философские школы скептически к этому относятся и проходят равнодушно мимо этого вопроса.
И теперь еще продолжают подсмеиваться над френологией, хиромантией и оккультными науками, но теперь смеются уже менее, потому что рано или поздно истина всегда торжествует.
Благодаря этим наукам, до сих пор гонимым, наступит время когда люди не будут уже иметь возможности притворяться и будут вынуждены выступить без масок, потому что маска не будет уже в состоянии принести пользу. Время это уже близко.
Те, кто будут обладать этими науками и уметь применять их, получать такое преимущество над другими, что всем надоест скромничать и они в свою очередь займутся изучением этих наук. Тогда человечество совершит громадный шаг вперед. Конечно, всегда найдутся люди, закрывающие глаза пред всяким светом, потому что по их мнению обязательно должен быть класс людей руководимых, класс фатально обязанный повиноваться. Но свет распространится так сильно, что в конце концов и им придется примкнуть к большинству.
Во всяком случае надо сознаться, что френология и хиромантияя требуют любезнаого содействия тех, характер которых желают изучить, но хирогномия в этом не нуждается и для нее достаточно одного взгляда.
Приближаясь к личности, в которой он ищет покровителя или друга, посвященный знает уже, что нужно делать, чтобы ему понравиться. Если он имеет дело с врагом, он знает его уязвимое место и вперед знает каким способом надлежит на него нападать. Что касается детей, френология, хиромантия, хирогномония, физиогномония могут быть применяемы к ним свободнее.
Если эти науки представляют собою истину, если при их помощи можно угадать наклонности и способности маленького существа, появившегося на свет, и с первых же дней его жизни начать развивать хорошие наклонности и способности, какую громадную услугу возможно оказать человечеству!
Каждый, даже наименее одаренный, обладает по крайней мере смутным разумением, обращающимся в разум только тогда, когда его правильно направляют к той или другой цели, к которой они действительно призваны, потому что только там будет полезно их существование. Как бы силен был мир, если бы ни одна божественная искра не исчезла бы на земле, подобно тому, как ни одна былинка не погибает в Природе, этом высочайшем разуме!
Люди слабы потому, что они не развиваются и не растут подобно былинке, повинуясь величественному Голосу Великой Кормилицы, потому что невежество или безразсудство мешают им услышать этот голос, нашептывая им совершенно иное.
Неужели вы думаете, что так будет всегда? Плод никогда не созревает немедленно. Нужны целые дни, то солнца, то дождя; он должен быть сначала зародышем, вслед за тем цветком, и под конец только становится плодом. На это нужны месяцы! Его зрелость может быть задержана прохладой последних дней осени, изморозью и приближением зимы, но все же он созреет. Потому что если Бог где либо начертал свою волю, она неизбежно должна быть рано и поздно прочтена и всегда фатально является кто либо способный ее прочесть и разъяснить другим, когда наступит надлежащее время и плод оказался созревшим.
Милость Господа неисчерпаема и безконечна.
Господь поместил в Природе всякую науку и всякое указание, но только Он желал чтобы размышляли для того, чтобы понять и изучали – чтобы познать.
Когда студент разрезает труп, он удивляется, он поражен. Ни одно чудесное явление природы нельзя сравнить с неподражаемостью внутреннего устройства человеческого тела, но надо чтобы любовь к науке вооружила скальпелем руку мыслителя. И внешность тела человеческого не менее изумительна, но перестают удивляться чудесам, видимым ежедневно.
Провидение, по кажущемуся капризу, представляющемуся на первый взгляд не справедливым, сотворило сильного и слабого, богатого, властителя и раба, словом ops’a и inops’a.
Вместе с тем, так как оно разум и справедливость, чтобы предоставить человеку его свободную волю и способы к сопротивлению, чтобы не допустить его падать от изнеможения на каждом шагу, так как жизнь даже для властных и сильных является беспрерывной борьбою, Провидение начертало характер каждого на лице, на выемках и извилинах его черепа, на очертаниях его рук. Затем подобно тому, как оно сказало земледельцу: вскрой недра земли и посей пшеницу, которая будет тебя питать; и затем сказала водолазу: ищи жемчуг на днe морей, подобно этому она сказала каждому: выучись читать. Я ничего не даю без труда – говорит она – я примешиваю к венку из лавровых листьев крапиву, жгущую лоб; я выжимаю яд болезни в чашу развратников; к богатству я присоединяю пресыщение и скуку; за каждое наслаждение я заставляю платить, потому что наслаждение награда, а награда должна быть заслужена трудом и усилиями. Ищи и ты обрящешь.
Затем, от времени до времени сжалясь над ограниченностью и ослеплением людей, она посылает им свыше одаренное существо для их вразумления. Иногда это поэт, потому что поэзия горячка разумности и этот избранник может в опьянении своих порывов войти в сношения с высшими мирами и бросая безсвязные слова, как Кумейская Сивилла, осветить мрак неизвестного.
Иногда это великий полководец, объединяющий народы; иногда законодатель цивилизующий и вслед за ними выступает провозвеститель.
Такими были Ореей, Гермес Трисмегист, Виргилий, Аполлонус.
Иногда это: Лафатер. Лафатер читает на лице человека хитрость лисицы, свирепость тигра, кротость ягненка; он сравнивает, находит, но погруженный в свои созерцания пред лицом Великой природы, ослепленный ярким светом, который он видит за приподнятой им завесой, он колеблется, лепечет смущенно, указывает не решаясь определить и умирает убитый пьяным солдатом, не окончив своего великого дела. Но путь был указан; Галль следует по пятам его, но более холодный, более вычисляющй, но гораздо менее поэт и выступает вперед вооруженный аналогией, основой всякой истинной науки. Он все взвешивает, все проверяет, изучая безмолвно, в тиши, ничего не возлагая на случайность и наконец наступает день когда он сказал: Я нашел.
Лафатер кроткий, нерешительный, встретил вокруг себя недоверие, но Галль, с его железным характером, с его твердым убеждением и непоколебимой волей, приобрел тотчас последователей, что понятно было несомненным успехом. У него были враги, но это не уменьшает триумфа.
На короткое время его слава равна была славе одного великаго полководца, на которого тогда были устремлены взоры всей Европы и даже говорят что хотя на момент, но полководец отнесся ревниво к изобретателю. Но вскоре весь этот шум утих и хотя Галль был причислен к знаменитым людям его эпохи, но система его была забыта и почти заброшена.
Но надо признать, что система эта действительно очень трудна и на первый взгляд мало удобна к применению. Чтобы применять ее мешают волосы, мешает прическа. Только лоб вполне свободно поддается изучению, но органы лба представляют собою почти исключительно только признаки качеств, а приходится главным образом изучать недостатки человека. Необходимо изучить его инстинкты и прежде всего дурные, чтобы принять меры к противодействую и торжеству над ними. Только вслед за тем надлежит заняться добрыми инстинктами и качествами, чтобы воспользоваться ими как орудием борьбы против дурных инстинктов.
И вот появляется вслед за тем третий провозвестник. Это: г. д’Арпантиньи.
Он угадывает характер по форме пальцев, подобно тому как угадывают инстинкты и судьбу человека по расположению бугров на руке и линиям, бороздящим ладонь. Но природа, одарив его пониманием великой вещи силою наития, полагала это достаточным и не дала ему возможности разъяснить вполне его превосходное изобретение. Для этого объяснения необходимо было искать причины Природе, но человек воображения живет вне Природы.
Его книга блещет умом, переполнена тонкими наблюдениями, рассуждениями чрезвычайно верными, цитатами изумительно хорошо подобранными, портретами написанными мастерской рукою, но тем не менee он недостаточно ясен, недостаточно понятен.
Эта книга оказалась бы недостаточной, если бы не была комментирована, потому что г. д’Арпантиньи, как многие люди, обладающие глубокими познаниями, предполагает, что его читатели хорошо знакомы с основными научными данными, дающими возможность свободно следить за его изложением.
Его метода – великолепная клавиатура, но она очень смутно научает способам воспользоваться этим инструментом!
После долгих попыток упростить и уяснить его систему, в правильности которой мы ежедневно убеждались, несомненными доказательствами, мы наконец пришли к решению о возможности найти способ сделать ее доступной для всех, разъясняя ее помощью той науки, которую древние философы назвали Каббалой (традиция).
Тройственная серия послужила нам исходным пунктом. Все приспособливалось превосходно и мы желали идти дальше. Нам необходимо было искать доказательства в физиологии, химии и физике. Мы искали ощупью, так как даже строгая медицина не могла нам содействовать. Однако знаменитый Биша очень много нам помог.
Монтень, Рабеле Гердер, Бальзак и другие выдающиеся умы, высказывавшие воззрения сходные с нашими, нас поддерживали, и ободряли идти вперед.
После многих тревог и сомнений, мы пришли к полному убеждению в правильности наших взглядов, и тогда решились издать эту книгу, снабженную многочисленными цитатами, чтобы этим еще более склонить читателя разделить наши убеждения, или по крайней мере отнестись к ним с полным доверием.
К хирогномонии мы присоединили дополняющую ее хиромантию, эту науку извращенную и прямо исковерканную в XVI веке, благодаря невежеству и шарлатанизму различных уличных колдунов, но которую нам удалось, после пятнадцати лет усиленных и серьезных изучений, восстановить в ее надлежащем виде. Мы в особенности обращали внимание на астральные знаки и на различные их значения. Занимаясь этими изысканиями, мы имели возможность изучить одну за другой все книги о хиромантии и при помощи сравнивания могли искать истину среди множества заблуждений и погрешностей.
К хирогномонии и к хиромантии мы присоединили несколько соображений и очерков о френологии и физиогнамонии и усиливались доказать, указывая их общий пункт исхода, что эти различные науки, тесно соприкасаются друг к другу, и не могут быть разделены.
Таким образомъ мы не изобретали ни хирогномонии, изобретенной г. д’Арпантиньи, ни хиромантии, изобретенной в Индии, и почти такой же древней как Mир. А между тем мы содействовали прогрессу этих наук, доказывая их основательность, ссылаясь то на одну, то на другую и обогащая каждую новыми открытиями, возникающими из ежедневного применения обеих систем. Мы во всяком случае установили прочно, что обе эти науки указывают на инстинкты и до некоторой степени предсказывают судьбу. Я говорю, до некоторой степени, потому, что фатализм всегда подчинен свободной воле. Магометане говорящие: «так написано» заблюждаются, но во всяком случае для людей, которые не оказывают никакого сопротивления своим наклонностям, действительно все оказывается ничем иным как: так написано.
Цель распространения этих истин: побудить тех, кому что либо угрожает в будущем, принять меры для предотвращения опасностей.
Спокойно спят на корабле до тех пор, пока уверены, что далеки от подводных скал, но бодрствуют и бросают лот, если приближается ураган, и если на пути и у берегов грозят подводные скалы.
Да удастся нам изменить в счастье печальное будущее! Мы сочтем себя в высшей степени счастливыми, если читатель сочувственно отнесется к нашим усилиям.
Автор