Четвертый сын великого фараона 19-й династии Рамеса II Великого принц Кхемуас (Хемуас) стал первым «археологом» и исследователем истории Древнего Египта. Он идентифицировал много предметов материальной культуры Египта, снабдил их ярлыками (что потом помогло археологам 20-го века). Среди его находок была статуя принца Квабада, сына фараона 4-й династии Хуфу. По приказу Кхемуаса эта статуя была перевезена в город Мемфис, где её во второй раз обнаружил английский археолог Квибелл в 1908 году.
В далеком 820 (831) году халиф Багдада Абу аль Аббас Абдалла аль-Маамун 16 с большой армией выступил в Египет. Конечно не для того чтобы его изучать. Эта страна входила в состав его владений, и там началось восстание против его власти. Усмирив непокорных, и отрубив головы вождям повстанцев, халиф собрался возвращаться домой, но его взор упал на пирамиды Гизы.
«Кто это строил столь нелепые сооружения?» – спросил повелитель своего визиря.
«Древние владыки, говорят, прятали там несметные богатства», – ответил визирь.
«Богатства? Нам бы сейчас совсем не помешали золото и серебро. И если они там есть, то отчего я не могу их взять?»
И решил халиф аль-Маамун позаимствовать сокровища древних фараонов.
«Но, мой повелитель, – предупредил халифа его визирь, – сокровища охраняют древние проклятия!»
Аль-Маамун гордо ответил:
«Я повелитель правоверных и наместник Аллаха! Я не боюсь их проклятий!»
И приказал он прорубить ход внутрь пирамиды Ахет-Хуфу (Хеопса). Долго возились слуги халифа, но никаких сокровищ так и не нашли. Хотя средневековый арабский историк Аль-Кайси (12 век) записал рассказ о находках сокровищ в пирамиде Хеопса: «…в узком проходе был найден гроб, похожий на статую мужчины, высеченную из зеленого камня. Когда этот гроб принесли халифу и сняли крышку, под нею оказалось тело мужчины в золотых доспехах, украшенных драгоценными камнями, в руке он держал меч, которому нет цены, а на лбу его горел огнем рубин величиной с куриное яйцо; и халиф взял этот камень себе». Аль-Кайси утверждает, что «собственными глазами видел гроб, в котором лежало это тело, он был похож на статую и стоял у дверей дворца халифа в Каире в 511 году (хиджры, т.е. 1117/1118 году)». (В. Замаровский «Их величества пирамиды». Москва. «Наука». 1986.). Но маловероятно, что это соответствует истине.
***
Это и было первое посещение пирамиды, хотя цели халифа были далеки от благородных. Искал аль-Маамун золото. Меня могут спросить – зачем вспоминать про это? Разве имеет это отношение к науке? А говорить про каждого грабителя, путь и титулованного, нет надобности.
Я с этим согласен, но есть люди, которые говорят о ряде весьма загадочных находок, сделанных солдатами халифа. Ещё в 1970 году в журнале «Вокруг света» вышла статья «Сфинкс ждёт ответа». Там было сказано, что халиф хотел найти не только сокровища, но и «открыть секрет оружия, что не ржавеет от крови и воды, и тайны стекла, «которое гнётся не разбиваясь». Его мудрецы говорили, что все это спрятано за каменной плитой Большой Пирамиды, которую стережёт каменное чудовище с туловищем льва и головой мудреца». (В. Ильин «Сфинкс ждёт ответа». //Журнал «Вокруг света». – Ноябрь. 1970. №11 (2542).).
Этот аргумент используют сторонники теории палеовизита, как доказательство того, что землю в древности посетили представители высокоразвитой инопланетной цивилизации. Но более поздние издания отрицают этот факт. Войтех Замаровский в своей книге «Их величества пирамиды сообщил: «Ни о каких находках аль-Мамуна в пирамидах ни в одном из источников не упоминается». (В. Замаровский «Их величества пирамиды». Москва. «Наука». 1986.).
После этой экспедиции Аль-Мамун основал Дом мудрости, в котором работали 70 учёных из разных стран во главе с математиком аль-Хорезми. Предполагают также, что в пирамиде Хеопса были обнаружены географические и астрономические карты, якобы сделанные в глубокой древности. И результатом работы Дома мудрости стал каталог звёзд того времени «Дамасские таблицы» («Таблицы Аль-Маамуна»).
Спустя сто лет после Аль-Маамуна появились другие сведения о его походе против пирамид. Там было сказано, что вскрыл халиф не одну, а две пирамиды, и во второй на каменных плитах хранились сообщения жрецов с описаниями удивительных деяний. Но что было в этих сообщениях неизвестно.
Лекарь Абд-аль-Лятиф аль-Багдади (1161-1231) рассказал о попытке другого халифа Аль-Малика сына султана Салах-ад-Дина разрушить пирамиды Гизы. Несколько придворных Малика убедили его сделать это. Якобы это было угодно Аллаху. Начать решили с меньшей, с пирамиды Менкаура. Нагнали сотни рабочих, но все их усилия оказались напрасными. Хоть и говорят «ломать не строить», но в этом случае сломать оказалось еще сложнее.
В 1553 году по пути аль-Маамуна пошёл профессор из Сорбонны Пьер Белон 17, основатель сравнительной анатомии. Он проник в пирамиду через пролом сделанный солдатами халифа. И, говорят, что Белон был первым европейцем, кто вошел в чертог древности.
В 1755 году вышла в свет книга английского путешественника Ричарда Покока18 «Путешествие по Египту». Он посетил развалины древних Фив, храмы Луксора и Карнака. Именно этот человек занялся исследованием царских гробниц Египта. Покок составил планы пяти гробниц, и это было началом будущих исследований. Больше того, в его книге приведены описания 18 пирамид и в том числе знаменитых пирамид Гизы.
В 1772 году вышла книга немецкого ученого мужа Карстена Нибура19 «Арабское путешествие». Говорят, что именно прочитав эту книгу, генерал Бонапарт захотел в Египет. И правительство Французской республики дало ему такую возможность.
2 июня 1798 года нога генерала коснулась египетской земли. «Открытие» Египта началось!
***
Люди, открывшие Египет:
Вырвав у древности тайну письменности, Шампольон облегчил задачу своим коллегам-египтологам. Давно позабытые символы заговорили! Со стен пирамид и храмов полились тексты: фараоны кричали о своих заслугах и победах, жрецы восхваляли богов и богинь, чиновники составляли финансовые и хозяйственный отчеты.
Поток информации захлестнул учёных, и путаницы стало ещё больше, чем было до расшифровки письменности. Египтологи тратили многие годы, дабы распутать сложные «узлы» прошлых тайн и заговоров, восстаний и побед.
Но постепенно трудом многих талантливых учёных, таких как Флиндерс Питри, Масперо, Лёпсиус, Тураев, Голенищев, Брестед и др. была составлена приблизительная картина жизни Древнего Египта и историческая периодизация его развития.
Археологи и учёные-историки сделали множество интересных находок пополнивших музейные коллекции и каталоги.
Французский египтолог Франсуа Огюст Мариетт20 в 19-ом веке первым произвел раскопки в Карнаке, Абидосе, Танисе. Он вернул миру прекрасный храм фараона Сети I, раскопал знаменитую алею сфинксов. Он основал и стал первым директором Египетского музея в Каире.
Француз Гастон Масперо21 в 1881 году обнаружил 36 саркофагов с мумиями «потерянных фараонов»!
Британский египтолог сэр Уильям Флиндерс Питри22 в 1884 году обнаружил колосс Рамсеса II. Затем он раскопал руины храма Рамсеса в Небеше, открыл вход в пирамиду фараона Аменемхета. В 1904 году Питри издал свою монографию «Методы и цели археологии». Этот выдающийся ученый заслужил свой титул «человек, который открыл Египет».
Немецкий египтолог Карл Рихард Лепсиус23 создал свою «Систему египетской истории». В 1842 году его экспедиция открыла 67 пирамид и множество захоронений знати. В 1866 году именно он обнаружил «Декрет Канопуса», и также заслужил титул «отца египтологии».
В 1922 году экспедиция знаменитого английского египтолога Говарда Картера24 нашла в Долине Царей гробницу фараона Тутанхамона и его сокровища!
В последнее время в Египте работали ряд американских, британских, египетских и японских экспедиций, которые также сделали серию важных открытий.
В местечке Телль-Хабва, в районе города Эль-Кантара, египетские археологи раскопали четыре храма времен Нового царства. Площадь одного из них составляет более 80 метров. В храме обнаружены росписи в честь фараонов Рамсеса I и Рамсеса II. Руководитель раскопок Мухаммед Абдель Максуд сообщил, что новые данные являются весьма ценными для изучения этого исторического периода в жизни Черной страны.
Также египетскими археологами при раскопках храма Осириса были обнаружены 27 гробниц знати времен царицы Клеопатры VII.
В 2006 году египтологи из университета Мемфиса (штат Теннеси) обнаружили в Долине Царей нетронутую гробницу. Это первое, не ограбленное погребение, найденное после сенсационной находки археологом Говардом Картером гробницы Тутанхамона (KV62) в 1922 году. Новая гробница получила обозначение KV63. В этой гробнице находились пять деревянных саркофагов с мумиями, на которых были погребальные маски, и больше двух десятков керамических сосудов.
В 2009 году команда археологов под руководством Лорана Бавея в Луксоре обнаружила гробницу чиновника Аменхотепа, хранителя печати фараона Тутмоса III…
***
История Древнего Египта, согласно последним научным данным, берет начало в XII тысячелетии до н.э. Тогда в стране уже были известны жатва и обмолот дикорастущих злаков и люди использовали растения в качестве пищи. При раскопках были найдены седловидные жернова – приспособления из камня для перетирания злаков и обмазанные глиной ямы для хранения зерна. Это говорит о появлении зачатков земледелия. К этому периоду относится бодарийская культура (Badarian culture) известная по обнаруженным в районе современного поселка Бодари остаткам древних поселений. Оксфордская история Древнего Египта сообщает нам: «The Badarian culture, whitch is the earliest attestation of agriculture in Upper Egypt, was first indentified in the region el-Badari, near Sohag» (Бодарийская культура являетя самой ранеей сельскохозяйственной культурой в Верхнем Египте, обнаружена у поселка Эль-Бодари). («Oxford History of Ancient Egypt». Oxford University Press. 2004. P.36). Основными видами хозяйствования бодарийцев оставались охота и рыболовство. Оружием для охотников служили бумеранг, лук и стрелы.
Следующая веха в истории Древнего Египта – V тысячелетие до н.э. Это период меднокаменного века, когда люди начинают использовать металлы в производстве. Теперь египтяне сами культивируют злаки, а не используют дикорастущие, приручили коз, собак, гусей, овец. Подтверждением этому стали раскопки на севере страны в Файюме и на юге в Негаде и Абидосе.
По Оксфордской истории Египта второй важной вехой в Преддинастической истории Черной страны есть период Негада (The Nagada Period. С. 4000-3200 BC). Культура Негада названа в честь поселка Негада, где была обнаружена археологами. («Oxford History of Ancient Egypt». Oxford University Press. 2004. P.41).
В начале III тысячелетия до н.э. в Египте происходят значительные события, которые коренным образом изменили страну. В течение короткого периода из большого количества небольших поселений и племен на территории Египта появляется государство под властью единого правителя, личность которого в представлении простых египтян приобретает характер божества.
Жители небольших деревушек переселяются в более крупные поселения. Особенно примечательными становятся Гиеракополь и Негада. Облик этих поселений совсем не походил на бывшие до этого мелкие деревушки. Здесь все обнесено высокими стенами и здесь есть царское кладбище! Это уже атрибуты цивилизованного общества!
Историю Древнего Египта начинают вступлением на трон царя Мины (Менеса). Это начало династической истории Черной страны. Так полагают ученые-египтологи и так написано в учебниках по истории Древнего Востока.
Но Грэм Хэнкок в своей книге «Fingeprints of the Gods» (Следы богов) говорит о девяти династиях додинастических фараонов! Девять династий, не девять фараонов. Это «Почтенные из Мемфиса», «Почтенные с Севера» и «Спутники Гора», которые правили вплоть до фараона Менеса. (Graham Hancock «Fingeprints of the Gods: The Evidence of Earth`s Lost Civilization».Three Rivers Press. 1996.)
Откуда Хэнкок взял эту информацию?
Он указывает на знаменитый Туринский папирус, который сильно пострадал во время транспортировки в Турин, где он хранится. Ученым пришлось потратить много времени, чтобы восстановить его, но часть текста все равно была утеряна безвозвратно.
Другой список царей – Палермский камень – не уводит нас так далеко вглубь времен, как Туринский папирус. Но и там есть сведения о правлении 120 царей до Менеса! Хотя Египет тогда был разделен на Верхнее и Нижнее царства, которые не были единым государственным организмом.
Но книгу Хэнкока не признают научной, и потому она не может быть полноценным источником. Однако частично, приведённые им данные подтверждаются. В «Истории Древнего Египта» мы находим такие строки: «В общей совокупности фараоны Севера и Юга были известны своим потомкам под именем «почитателей Гора», с течением времени они стали полумифическими фигурами и, получив почти божественные атрибуты, заняли положение полубогов, правивших первоначально Египтом» (Цит. по книге Брестед Д., Тураев Б. «История Древнего Египта» Минск. Харвест. 2003. – С.37.).
Иными словами авторитетные историки Тураев и Брестед признают «последователей Гора». Правда можно предположить, что это были только племенные вожди разных провинций, а не фараоны Юга и Севера.
Хэнкок говорит, что они были первыми (Ра, Осирис, Гор, Сет), кому принадлежала власть в Египте. Впоследствии царская власть переходила, не прерываясь, от одного «бога» к другому. После богов правили полубоги. После них последовало правление духов мёртвых.
Многие ученые заметили, что переход к цивилизации в долине Нила произошел вдруг. Все произошло быстро, словно по мановению волшебной палочки. И вот вопрос – кто махнул этой палочкой?
Возможно, все объясняется обществом, которое передало некоторые секреты египтянам и открыло различные компоненты цивилизации. Шумерская цивилизация родилась раньше египетской. На рубеже IV-III тысячелетия до н.э. в Южной части междуречья Тигра и Евфрата появились первые государственные образования. К началу III тысячелетия до н.э. здесь сложились города-государства Эриду, Ур, Урук, Ларса, Ниппур. В каждом таком государстве проживало около 50 тыс. человек. И, возможно, именно здесь египтяне позаимствовали идею государственности. Этим можно объяснить тот факт, почему в Древнем Египте цивилизация появляется ниоткуда и неожиданно.
Тогда археологи должны были обнаружить следы шумерского влияния в Египте. И можно поставить вопрос – есть ли эти следы в Черной стране?
Признаки шумерского влияния в Египте додинастического периода очевидны и это подтверждается фактами. Мы видим явные элементы культурного заимствования.
Во-первых:
Цилиндрические печати, найденные в некоторых могилах додинастического периода, типичны для Шумера и Месопотамии и совершенно нетипичны для Египта. И они впоследствии меняются печатями в форме скарабеев.
Во-вторых:
Элементом заимствования являются кирпичи. Ранние монументальные сооружения Египта построены из кирпича в ступенчатом Месопотамском стиле. Ведь в Месопотамии строительного камня так мало. Делать кирпичи их заставила необходимость. В Египте такой необходимости не было, ибо камня там достаточно, но египтяне вначале переняли способ строительства у своих соседей. Впоследствии в Египте, после разработки каменоломен, кирпичи заменяются монолитными блоками.
Объяснение вполне понятное, но можно поставить новый вопрос, почему цивилизации на основе ирригационного земледелия (строительство оросительных каналов и дамб), возникают одновременно не только в Египте и Месопотамии, но в Индии и Китае?
Все эти цивилизации возникли в долинах больших рек при наличии исключительно плодородной почвы. Развитие технологий ирригации создает возможность производства значительных излишков земледельческой продукции, что способствовало росту производительности труда и дало возможность сформировать государственную надстройку в виде царя и его приближенных. Подобная теория возникновения цивилизации в Древнем Египте называется ирригационной и является наиболее правдоподобной.
Другая гипотеза основной причиной перехода к цивилизованной жизни называет торговлю.
Между Шумерскими городами-государствами существовали торговые связи. А в Египте, который беден минеральными ресурсами и строительным лесом, необходимость в них была еще больше!
Многие материалы, которых не было в Черной стране, присутствуют в раскопках, датируемых VI-V тысячелетиями до н.э. А это прямое доказательство того, что жители Египта имели обширные торговые связи с народами, жившими за переделами.
В Египте центрами управления торговлей стали храмы и дворец фараона и именно поэтому в их руках оказались все рычаги власти.
Торговая теория имеет право на существование, ибо подтверждается фактами, но не может объяснить факт внезапного перехода от «варварства» к «цивилизации». Остается вопрос, кто научил жителей долин больших рек основам земледелия и вооружил их необходимыми знаниями?
Сами египтяне говорят в своих мифах и легендах о богах, что дали людям все это! Почему бы не предположить, что именно так, а не иначе, было в действительности? Только вместо богов людей учили представители иной высокоразвитой цивилизации.
Гипотеза палеовизита (посещение Земли представителями развитой инопланетной цивилизации) начала изучаться в 50-60 годы XX-го века благодаря освоению в этот период космического пространства. И именно тогда многие фантастические идеи стали реальностью. Ведь при помощи палеовизита можно было разъяснить многие загадки и тайны, которые не могла объяснить классическая наука.
Первый толчок палеовизиту дали советский математик Аргест и американский астрофизик Саган. Они предложили по-иному рассмотреть мифы и легенды древних народов и искать в них не сказочные сюжеты, а следы высокоразвитых цивилизаций иных миров.
К сожалению, призывы этих учёных не были услышаны в научном мире. За развитие идеи палеовизита взялись Эрих фон Деникен25 и Робер Шарру26. Именно они сделали идею знаменитой. Но именно из-за них к ней стали скептически относиться многие ученые. Ведь Шарру и Деникена считали дилетантами в науке. Хотя в истории нередки примеры, когда именно дилетанты и самоучки добивались успеха там, где не добивались успеха именитые ученые. Вспомните Шлимана и то, как он нашел Трою. Никто из ученых не отнесся к его идеям (искать Трою по указаниям Гомера) всерьез. Они считали его дилетантом и сумасшедшим. И он таким бы и остался до своей смерти, а затем его бы просто забыли. Мало ли психов на свете, что почитают себя непризнанными гениями? И так было бы и со Шлиманом, если бы не одно обстоятельство. Шлиман Трою нашел и обнаружил там клад царя Приама! Затем он нашел «златообильные Микены» и клад Агамемнона! И он доказал всему миру, что был прав!
Так и в книгах Деникена и Шарру есть зерно истины. Ведь в Египте, Шумере, Индии, Китае приблизительно в одно время появляются монументальные архитектурные объекты. А это значит, существовала некая общая модель развития государства и государственного контроля над рабочей силой. Ведь чтобы построить величественный храм, необходима уникальная организаторская работа. Если вы инженер-механик, физик, токарь, продавец, а не архитектор, то сможете ли вы составить проект даже небольшого домостроения?
А в Древнем Египте и Месопотамии строили грандиозные даже по нынешним меркам сооружения.
Например,
Пирамиды Гизы. Высота Великой пирамиды Хуфу 147 метров. Длина северной стороны у основания 230,1 метра; западной и восточной – 230,2 метра; южной – 230,3 метра. Разница между самой длинной и самой короткой сторонами составляет около 20 сантиметров, то есть меньше 0,1%. А кубатура Великой пирамиды составляет 2 525 000 кубических метров.
Вавилонская башня, согласно археологу Кольдвею, который раскопал её основание, была квадратной и каждая сторона квадрата имела 90 метров в длину, а высота башни достигала 90 метров. А если верить «отцу истории» Геродоту из Галикарнаса, то высота этого сооружения была 180 метров!
Укрепления города Вавилон. По Кольдвею город был опоясан тремя рядами стен. Первый ряд 7 м в высоту, второй – 7,5 м, третий – 3,3 м. Кубатура только внешней стены 15 миллионов кубических метров! И если на 1 кубический метр нужно было 290 кирпичей, но на строительство всей стены пошло 3-4 миллиарда кирпичей.
Эти факты говорят о грандиозности строительных проектов древности. Просто представьте себе, что то количество камня, которое пошло на строительство пирамид Египта, можно было использовать на восстановление всей разрушенной за время Второй мировой войны части СССР.
***
Письменность – ещё один из основных атрибутов цивилизации.
Геродот сообщил, что у египтян «употребляется двоякого рода письмо: одно называется «священным» (иератическим), а другое демотическим (общенародным)».
У Климента Александрийского сказано о трех видах письма: иероглифике (священное письмо), иератике (упрощённое письмо) и эпистолографике (демотике Геродота).
В настоящее время мы знаем свыше 20 тысяч древнеегипетских слов, что является свидетельством того, что язык египтян был чрезвычайно богат. Первые надписи, сохранившиеся на стенах храмов, выполнены иероглифическим письмом и датируются началом 3-го тысячелетия до н.э.
Вавилонское клиновидное письмо, развилось из шумерского письма, которое считается самым древним в мире!
***
Введение календаря относится к этому же периоду. А для земледельческого народа календарь необходим как воздух. Без него ни о какой цивилизации и говорить не приходится. Египтяне посмотрели на небо и отметили, что разлив Нила, который происходит раз в год, совпал с появлением на горизонте после первых 70 дней невидимости перед самым восходом солнца звезды Сириус.
Геродот сообщает нам во второй книге своей истории: «Египтяне были первыми людьми на свете, кто установил продолжительность года, разделив его на двенадцать частей по временам года. Это открытие, по словам жрецов, египтяне сделали, наблюдая небесные светила. Их способ исчисления месяцев, как мне кажется, точнее эллинского: эллины ведь каждый третий год добавляют вставной месяц, чтобы сохранить соответствие времен года. Египтяне же считают 12 месяцев по 30 дней и прибавляют каждый год в конце еще 5 дней сверх этого числа». (По книге Геродота «Эвтерпа»).
Вавилоняне также сумели точно высчитать продолжительность года в днях. Они предсказывали лунные и солнечные затмения, они отличали звезды от планет и «читали» великую книгу «звездного неба». Астрологию многие века спустя называли в Греции и Риме «халдейским искусством».
***
Медицина. Вавилоняне и египтяне могли в те далекие времена правильно определить причины и характер многих заболеваний. Их лекари делали просто уникальные операции. Например, в Вавилоне лечили дальнозоркость и близорукость. Среди руин дворца Ашшурбаниапала найдены хрустальные линзы. А в Египте лекари-стоматологи занимались даже протезированием!
Геродот сообщает: «84. Искусство врачевания у них разделено. Каждый врач лечит только один определённый недуг, а не несколько. И вся египетская страна полна врачей. Так, есть врачи по глазным болезням, болезням головы, зубов, чрева и внутренним болезням». (По книге Геродота «Эвтерпа»).
И это при том, что в Европе во времена средневековья, о таком и подумать никто не мог. Медицинские знания древних цивилизаций были утрачены.
***
Итак, из вышеизложенных фактов, можно предположить, что египетские жрецы получили уникальные знания от представителей инопланетной цивилизации. И это предположение совсем не вызов официальной науке.
Миф это послание нам от далеких предков и потому он имеет громадное значение в изучении истории. А если боги Древних Месопотамии и Египта это не просто герои сказок и легенд? Возможно, это реально существовавшие персонажи исторического процесса? Конечно, с течением времени они претерпевали всевозможные трансформации и их имена обрастали мишурой сказочности и таинственности. Ведь Египетская цивилизация существовала более 3 тысяч лет!
Кто же они эти боги? Пришельцы с далеких звезд?
Обратимся к тем временам, что называют легендарными в Древнем Египте. Мифология любого народа очень многое может сказать о его истории и культуре. И именно в ней находится ключ к пониманию того, что произошло в прошлом.
***
Литература:
James Brested «A History the Ancient Egyptians». New York. Charles Scribner's Sons. 1908.
Graham Hancock «Fingeprints of the Gods: The Evidence of Earth`s Lost Civilization».Three Rivers Press. 1996. («Следы богов: в поисках истоков древних цивилизаций»).
«The Oxford History of Ancient Egypt». Oxford University Press. 2004.
Encyclopedia of the Archaeology of Ancient Egypt. Edited by Kathryn A. Bard. Tayron & Francis Group. London and New York.
В. Ильин «Сфинкс ждёт ответа». //Журнал «Вокруг света». – Ноябрь. 1970. №11 (2542).
Войтех Замаровский «Их величества пирамиды». Москва. «Наука». 1986.
Геродот. «История в девяти книгах». («Эвтерпа»). Москва. АСТ: Ладомир. 2002.
Брестед Д., Тураев Б. «История Древнего Египта» Минск. Харвест. 2003.
Тураев Б.А. «История Древнего Востока». Минск. Харвест. 2004.
«Египетская мифология: энциклопедия». «Ancient Egypt: Myth & Nistori». М.: Эксмо. 2005.