Конечно, между представителями трех больших рас имеются и иные отличия. Представители европеоидной расы имеют по преимуществу белый цвет кожи. Смугловатые оттенки кожи появляются у метисов, населяющих пограничные ареалы распространения.
Волосы у европеоидов по преимуществу мягкие и прямые. Характер волосяного покрова на голове указывает на прямоту и в то же время на мягкость, душевность европеоидов. Узковолнистые и курчавые волосы наблюдаются в основном у европеоидов, проживающих в южных районах. Несомненно, это также признак метисизации.
Нос у европеоидов обычно имеет высокое или среднее переносье; узкий, прямой, иногда с выпуклой спинкой. Высокое переносье свидетельствует о хорошей вентиляции легких; но не только… Воздушная струя охлаждает активно работающий мозг, защищая его от перегрева. Турбулентная воздушная струя, проходя по носовым ходам, также электролизирует центры подкорки. Особенно нуждаются в охлаждении и в притоке свежей крови, несущей кислород, аналитические лобные доли мозга. Это залог их хорошей работы.
В северных популяциях европеоидов встречаются также вогнутые спинки носа, которые могут иногда достигать 30–40 %. Скорее всего этот признак указывает на неоднородность и смешанный характер таких популяций.
Разрез глаз у европеоидов горизонтальный; быть может, со слегка заметным поднятием наружного угла глаза. Но это небольшое поднятие может быть объяснено и метисизацией с древними монголоидами.
Подбородок у скандинавских европеоидов заметно выдвинут вперед. Эта особенно заметно, если сравнивать лицо европеоида с лицом негроида. Традиционно считается, что большой выступающий вперед подбородок является признаком силы воли. Существует даже выражение – «волевой подбородок».
Рис. 4
Если исходить из концепции, что все европеоиды имели собственный независимый от других больших рас источник возникновения, то можно представить себе лицо «идеального» европеоида – прапредка, которое, наверное, могло выглядеть примерно так, как на картине Константина Васильева «Скандинавский воин» (рис. 4). Конечно, несмотря на высокую патриотическую патетику и «воинственность» портрета, нельзя не отметить, что глаза у «Скандинавского воина» получились запредельные, какие-то невидящие, чересчур печальные, спинка носа неправдоподобно прямая и слегка выгнутая, а волосы широковолнистые и жестковатые, нетипичные для прапредка европеоидов… Но Васильев, вероятно, и не ставил перед собой задачу отобразить прапредка европеоидов. На этом портрете можно скорее уловить восприятие современным художником идеализированного европеоида, каковым он ему представляется…
Австрало-негроидная, или экваториальная, раса отличается от европейской расы темным оттенком кожи; до черных оттенков у негроидов и желто-бурых у бушменов. Цвет волос и глаз тоже темный. Форма волос: курчавые – у негроидов и широковолнистые – у австралоидов. Нос широкий и маловыступающий, имеет низкое переносье. Губы большие. Большие «вывернутые» губы – также свидетельство чувственности, детскости и непосредственности. Челюсти выступают вперед (альвеолярный прогнатизм). Возможно, в лицах взрослых предков негроидов была выражена в большей степени детскость, наивность и непосредственность, которая наблюдается у детей современных представителей негроидной расы. Может быть, эти предки выглядели примерно так, как выглядит на этнографическом рисунке этот ребенок – представитель племени хауса из Западной Африки (рис. 5). В детских чертах лица порой лучше угадываются черты лица прапредка. Быть может, здесь действует так называемый биогенетический закон Геккеля-Мюллера – онтогенез (индивидуальное развитие) в сжатой ускоренной форме повторяет филогенез (историческое развитие вида; в данном случае расы).
Рис. 5
Весьма интересно, что у этого ребенка наряду с наивностью прослеживается и изрядная доля воинственности. Чтобы обнаружить это качество, нужно закрыть белым листом бумаги правую сторону его лица. Сразу проявляется бескомпромиссность и воинственность. Правая сторона лица свидетельствует о чувственности, детскости и наивности. Особенно это проявляется в нижней как бы «вывернутой» и оттопыренной губе. Правый глаз, связанный с левым «логическим» мозгом, более доброжелателен. Левый глаз, связанный с правым «эмоциональным» мозгом, «воинственен» и даже жесток. У этого ребенка в зачатке доминируют эмоциональные качества над рассудочными. Как там все это разовьется во взрослом состоянии – Бог весть. Скорее всего, этот потенциал «эмоциональной жесткости» некуда не денется, а проявится и во взрослом состоянии. Конечно, судить по конкретному индивиду о психологическом состоянии исходного расового типа – дело неблагодарное. Но у нас нет другого пути. Не станешь же отображать и обобщать характер всех представителей данной расы в кратком исследовании. Кроме того, судить об исходном типе по современному конкретному индивиду можно лишь весьма приблизительно.
У представителей монголоидной расы в основном смуглый цвет кожи. Волосы, как правило, жесткие и прямые, часто иссиня-черного цвета. Нос обычно довольно узкий с малой и средней высотой переносья; выступает вперед незначительно. Присутствует складка верхнего века (эпикантус). Наружный угол глаза приподнят. Третичный волосяной покров практически отсутствует на лице и на теле. Можно предполагать, что исходное лицо монголоида выглядело так, как мы видим его на этом рисунке, выполненном с реконструкции М.М. Герасимова (рис. 6). Сразу видно, что человек этот волевой. Специально не будем называть того, кого Герасимов изобразил здесь, а художник отобразил. Художественная интуиция Герасимова не подвела. Только такой человек и мог явиться «бескомпромиссным» военачальником.
Рис. 6
Помимо трех больших рас, существуют иные расы, которые некоторые исследователи считают также большими расами.