Беломоро-балтийский тип ныне проживает по преимуществу между Балтийским и Белым морями. Некоторые антропологи полагают, что этот тип, или беломоро-балтийская раса, включает в себя прямых потомков древнего населения Средней и Северной Европы. Это самая светлопигментированная раса, особенно это верно в отношении цвета волос. В принципе форма и жесткость волос такая же, как и у представителей атланто-балтийской малой расы. Волосы прямые, широковолнистые и мягкие, что указывает на добродушие и покладистый характер. Однако третичный покров в целом слабее, чем у предыдущей расы. Длина тела также меньше. Головной указатель выше – имеется выраженная тенденция к брахикефалии – короткоголовости. Ширина черепа больше его длины. Лицо шире и ниже, чем у представителей предыдущей расы. Одним из главных физиогномических отличий от атланто-балтийского типа является более короткий нос, который в 30–40 % случаев имеет вогнутую спинку. Вогнутая спинка или курносый нос – свидетельство задора. Рост бороды менее выражен, чем у предыдущего типа.
Данный беломоро-балтийский тип отмечается в большей степени у современных латышей и литовцев.
Рис. 13
Вот перед нами представительница этого антропологического типа (рис. 13). Можно, конечно, спорить по поводу того, насколько индивидуальные психологические черты конкретного человека могут быть распространены на представителей всего антропологического типа. Но думается, что все же и в индивидуальных проявлениях можно уловить коллективные групповые особенности. Наследственность – довольно консервативная вещь. И каждый человек в той или иной степени наследует антропологию и психологию группы. К этому нужно прибавить воспитание и культуру. Человек – носитель того или иного этноса, воспринимает благодаря научению тот единый этнокультурный пласт, который и отличает один этнос от другого.
Если мы прикроем белой бумагой правую часть лица этой девушки, то увидим, что ее левая часть лица «излучает» доброжелательность и открытость. Здесь мы видим элемент кокетства и самолюбования, что в общем-то довольно типично для молодых девушек. Но наряду с этим нельзя не заметить наивность и какую-то прямо патологическую веру в лучшее. Это, к сожалению, а может быть, и к счастью, типично для всех прибалтов. К ним словно бы применительны слова из детской песенки советского периода: «Каждому, каждому в лучшее верится…» Эта левая часть лица связана с правым полушарием мозга. Эмоция, как говорится, понятна, и она хорошо читается. Если мы прикроем правую часть лица, то заметим совершенно иное. Эта часть лица может восприниматься как довольно-таки агрессивная. «Выпученный» глаз, видящий цель, полуоткрытый рот, с уст которого словно бы слетают некие воинственные слова… Девочка-лапочка трансформируется в амазонку. Нос со слегка вогнутой спинкой усиливает это ощущение воинственности. Кончик носа вздернут, подбородок изрядно вынесен вперед, что свидетельствует о самомнении и изрядной доле эгоизма. Если экстраполировать эти качества на всех прибалтов, то нужно согласиться, что в самом деле прибалты самодостаточны, не терпят вмешательства в их внутренний мир. Если уж даже девушка довольно воинственна, то что ожидать от мужчин? Но все же надо признать и иное: у прибалтов нет агрессии по отношению к другим народам. Они явно руководствуются принципом: не трогайте нас, мы не будем трогать вас. Возможно, этим они оберегают свои консервативные культурные и общественные ценности. Как видим, они сохранили не только свою древнюю культуру, но и во многом антропологический тип, который «разбазарили» другие европейцы.
Описывая эстиев, отожествляемых с древнебалтийскими племенами, Тацит сообщает, что они «поклонялись праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей». Арабский географ Индриси сообщает о раннем язычестве балтийцев, что они поклонялись огню. В балтийском пантеоне первое место занимает бог неба Диевас. Отсюда, очевидно, происходит и таинственный «Див», сидящий на вершине древа, упоминание о котором мы встречаем в древнеславянском памятнике письменности «Слово о полку Игореве»: «Див кличет вверху древа», а «затем врежается (сходит) Див на землю». Согласитесь, что Диевас, Див или древнеиндийский Дьяус – Бог сверкающего Неба, очень похожи по своему произношению на Дьявола, коим заклеймили противника бога ранние христиане и иудеи. Вепрь – тотемное изображение, связанное с культом матери богов, очень похоже на черта, имеющего свиную голову. В целом культ огня, а также солнечный огненный рай похожи на пекло, в котором заправляют черти, и сам дьявол их хозяин. Иными словами, то, во что верили предки балтийцев, было отринуто более поздними религиями.
У Диеваса есть дети – сыновья, близнецы, которые влюблены в свою сестру – дочь солнца. Ожидая свою сестру, близнецы зажигают на море два огня, катают ее на яблоневой лодке, едут на свидание с ней на двух конях. Особенности близнечного культа запечатлелись, в частности, в традиции изображать двух коньков на крыше. Согласно реконструкции древнего близнечного мифа, нельзя исключать, что один близнец стал впоследствии Перкунасом – громовержцем (ему соответствует древнеславянский Перун), а другой – противник громовержца Велняс или Велнс (которому соответствует древнеславянский бог мертвых, охранитель скота Велес). Дочь солнца поочередно посещает то громовержца Перкунаса, то в ночное время суток спускается в гости к его антагонисту Велнясу. Об отношении древних литовцев к этому богу свидетельствует то обстоятельство, что, по-видимому, нынешняя столица Литвы город Вильнюс назван его именем.
Несмотря на противопоставление двух божеств, олицетворяющих день и ночь, жизнь и смерть, надо полагать, что древние язычники поклонялись им обоим в равной степени, не отвергая от себя ни одно из этих божеств. Когда душа попадала на тот свет, то там правил царь мертвых Велняс или Велес, когда душа возвращалась назад, то здесь правил Перкунас или Перун. Очевидно, в былые времена оба божества в равной степени, как и дочь солнца (или солнцева сестра, согласно русской сказке «Ведьма и солнцева сестра»), в полной мере пользовались любовью своих поклонников. Такое поклонение обеспечивало благополучие в этой и той жизни. В ночное время на земле правил Велняс, в дневное – Перкунас. Дочь солнца или «солнцева сестра» пребывает то с одним, то с другим из двух братьев.
Прибалты в своей мифологии изображали царя мертвых в виде огромного черного вепря, который похищает солнце каждый раз вечером. Весьма интересно, что и в осетинской сказке о царе мертвых хозяин этой страны показан в виде черного вепря. Ему приносят человеческие жертвы, и он также похищает солнце.
Если встать на точку зрения антропологов, которые считают, что предки балтийских славян наиболее соответствуют исходному типу европеоидов, пришедшему в Европу около пяти тысяч лет назад, то можно предположить следующее: северный высокорослый европеоидный тип, характерный для эстонцев, шведов и норвежцев, образовался в результате смешения с коренным, доевропеоидным населением Европы, в котором была сильна доля кроманьонских черт.