Утром Свете стало ещё хуже – она лежала на диване почти прозрачная и как будто даже меньше стала. Яша не мог на неё смотреть. Сестра словно таяла на глазах. Зачем он её вытащил из этого кукольного театра, там она хотя бы жила, пусть и куклой? Он ведь хотел, как лучше, а вышло только хуже. Что он будет делать дальше, он пока даже представить не мог. Иржи за столько лет поисков так ничего и не разузнал толком. А вдруг и у него тоже не получится? И Света… он даже подумать не мог, что тогда с ней будет.
Они вдвоём с Иржи медленно шли между качелями-каруселями. Таня снова осталась со Светой. Вокруг радовались и веселились дети и взрослые, а они уже два часа бесцельно бродили по парку. Над их головами вздымалось колесо обозрения. Когда Яша катался на нём позавчера, ему показалось, что с высоты он увидел шатёр. Может, стоит попробовать сегодня?
– Попробуй, Якуб, – кивнул Иржи. – Во всяком случае, хуже не будет. Только я не пойду. Ты один сможешь? – Яша кивнул. Иржи смущённо улыбнулся. – Я высоты боюсь, у меня это, забыл, как называется. Ну, голова кружится и…
– Понятно, – Яша вовсе не думал смеяться, – я и один смогу.
Колесо поднимало его всё выше и выше, а Яша вертел головой во все стороны. Глянув вниз, он увидел, как возле Иржи остановились двое полицейских. Иржи что-то объяснял им, потом полез в карман за документами. Один полицейский внимательно смотрел бумаги, другой зорко осматривался по сторонам. Яша вжался в сиденье. Неужели родители забили тревогу? Иржи арестуют? Иржи и правда пошёл куда-то, сопровождаемый двумя мужчинами в форме. Колесо в это время достигло максимальной точки. В кармане у Яши зазвонил телефон.
– Яша! – закричала в трубку Таня. – Тут полицейская машина возле дома остановилась. Ой, Яша! Они к нам идут! – Голос её оборвался.
Яша слушал короткие гудки и холодел от страха. Полиция? Откуда там узнали, где их искать? И Иржи забрали не случайно? Его тоже схватят, как только он спустится? Он опустил глаза. Внизу стоял кукольник и смотрел прямо на него. И тут Яша увидел то, на что уже и не надеялся – шатёр стоял прямо за американскими горками. Он был как на ладони. Тот самый красный бархатный шатёр, островерхий, с развевающимся золотым флажком на маленьком шпиле. А кукольник поджидал Яшу, без сомнения. Глаза его неотрывно следили за кабинкой, в которой сидел мальчик. Яша судорожно пытался придумать какой-то план.
Платформа, на которую прибывали кабинки, была всё ближе и ближе, а он так ничего и не придумал. Может, в полицию самому позвонить? Лучше уж к ним, чем в лапы кукольнику. Почему-то именно его он боялся до дрожи, до спазмов в животе. И тут ему в голову пришла идея. Он быстро зашёл в меню телефона и нашёл то, что нужно. Передняя перед Яшей кабинка уже достигла края платформы, и служащий в костюме клоуна уже открывал дверцу, помогая пассажирам выйти. Мальчик нажал кнопку – раздался громкий вой сирены и треск пулемётных очередей. Клоун присел от неожиданности. Люди вокруг шарахнулись в стороны. Кукольник тоже стал оглядываться. Яша махом распахнул дверь кабины, с ужасом посмотрел вниз – высоко всё же – и прыгнул. Земля жёстко ударила в ступни, он на гудящих ногах побежал к невысокой оградке, перевалился через неё и скрылся в толпе.
…Яша перевёл дух и оглянулся. Кукольника не видно. Возможно, он и не заметил, как Яша спрыгнул. А здорово вышло с сиреной! У него в телефоне много всяких мелодий закачано. Он отдышался и пошёл в ту сторону, где не так давно заметил красный шатёр. Шёл, поминутно оглядываясь, опасаясь преследования, но всё равно голос за спиной застал врасплох.
– Яков!
Яша обернулся, вытаращив глаза. Отец стоял, сурово уперев руки в бока. Яша знал эту его привычку и понимал, что папа действительно рассержен. Мальчик метнул взгляд в сторону – шатёр совсем близко, осталось только свернуть за американские горки. Он понурился и пошёл к отцу.
– Папа, – Яша поднял глаза и посмотрел отцу в лицо. – Папа, я всё объясню. Я нашёл Свету…
– Мой сын – обманщик! – Ноздри отца раздувались от гнева. – Как ты мог, Яков? Как?
– Ты не понимаешь! Я Свету нашёл! Свету! Ты понял?
Отец вздохнул и положил руку ему на плечо; папины глаза как будто потухли, и Яша зажмурился от жалости.
– Наверное, надо было тебе рассказать, – опять вздохнул отец. – Но мы с мамой думали, что ты ещё мал. Если бы я знал, что эта твоя навязчивая идея про похищение примет такой оборот… Света звонила нам.
– Как? – изумлению Яши не было предела.
– Да. Через две недели после исчезновения. Сказала, что у неё теперь новая интересная жизнь. Что не вернётся больше никогда. И что мы ей не нужны. Так-то, сына, – отец вздохнул.
– Не может быть, – помотал Яша головой. – Не может быть. Это неправда!
– Яша, я понимаю, тебе трудно смириться. Но придётся. Мы смирились. Мама уже подыскала для тебя хорошего специалиста. Он поможет тебе справиться с этим. Пойдём.
Отец притянул его к себе и крепко обнял. Яша обхватил его руками, вздохнул такой знакомый запах родного дома. Да, вернуться домой, попить чаю с маминым яблочным пирогом, посмотреть кино, сыграть с отцом в стрелялку…
А как же Таня? Иржи? А Света? Почему папа не хочет верить, что он нашёл сестру? Как он узнал, что Яша поехал в Заборск?
– Пойдём, сын, пойдём, – повторил отец и потянул его за собой. Яша всё ещё медлил, упирался. – Мама ждёт. Плачет. Пойдём, сынок.
Яша вытер лицо рукавом рубашки.
– Папа, а как ты познакомился с мамой?
– К чему такие вопросы? – папа отодвинулся и удивлённо посмотрел ему в глаза.
– Ответь, – упрямо мотнул головой Яша. – Ты говорил, в кино?
– Ну да, – улыбнулся отец. – Конечно.
– Ты… – Яша дёрнул плечом и скинул отцовскую руку с плеча. Потом сделал маленький шаг назад, – ты… – ещё один шаг, – не мой… – он смотрел прямо ему в лицо, – отец!
Лицо отца еле уловимо подёрнулось рябью, поплыло, меняясь на глазах. Он протянул к Яше руку и странно улыбнулся. Яша пятился и пятился, потом повернулся и побежал к шатру, со страхом ожидая, что сейчас его схватит за плечо тяжёлая рука. Но никто не бежал за ним. Он свернул за горки и резко затормозил. Перед шатром стоял Красный камзол, словно поджидая именно его. В прорезях полумаски блестели глаза. Над головами у них с лязгом проносились вагонетки, и детский визг оглашал окрестности.
– Ну что ж! – сказал Красный камзол. – У нас как раз не хватает игрока. Юноша готов сыграть?
Яша кивнул и перевёл дух. Думая о цели своих поисков, он понимал, что должен войти в шатёр, но только сейчас осознал, что это значит. Ему придётся пройти весь путь одному. Сможет ли он? А если нет? Он тоже станет марионеткой? Будет висеть на стене, привязанный верёвочками за руки и за ноги? Страх сковал его сердце и пригвоздил ноги к земле. Красный камзол распахнул полог шатра и отвесил изящный поклон, приглашая войти.
Ещё можно отказаться. Уйти. Уехать домой. И забыть всё, как страшный сон. Танька сама виновата – он не просил её ехать с ним. Сама навязалась. А Иржи? Иржи уже взрослый, сам о себе как-нибудь позаботится. Эти мысли вихрем пронеслись у Яши в голове, а Красный камзол, видно, понял его сомнения и злорадно ухмыльнулся. Яша тряхнул головой и решительно вошёл в шатёр.
Внутри шатёр неожиданно оказался гораздо просторнее, чем казался снаружи. По четырём углам на деревянных подпорках горели светильники в виде факелов, неярко освещая огромный стол посередине. Справа стоял большой сундук с окованными углами и полукруглой резной крышкой. Яша уставился на сундук, сразу вспомнив все свои ночные кошмары, поэтому не сразу заметил ту, что сидела за столом. А увидев, беззвучно ахнул.
– Прошу, – Красный камзол подвёл его к столу и любезно отодвинул один из стульев с высокой гнутой спинкой.
Яша сел и посмотрел в глаза сидящей напротив.
– Яша, – пискнула Таня, – мне страшно.
– Как ты тут оказалась? Где Света?
Таня вытаращила глаза и одними губами прошептала: «Не знаю».
– Я буду играть один, – заявил Яша. – Отпустите её.
– Никто никого не держит, – усмехнулся Камзол. – Она может уйти. Но для игры нужны как минимум двое. Значит, к сожалению, игра не состоится. Что ж, может, в следующий раз…
Яша смотрел на Таню и молчал. И та тоже молчала. Потом встала и сделала шаг в сторону выхода. Красный камзол даже не пошевелился. Яша прикрыл глаза. Всё пропало. Света умрёт. И он будет в этом виноват. Он не может просить Таню остаться. Она не должна рисковать своей жизнью. Это не её сестра. Не её горе. Впереди раздался шорох, и он поднял глаза. Таня сосредоточенно усаживалась на высокий стул. Поёрзала на нём и дотронулась до Яшиной руки.
– Я с тобой. Пусть не думают, что мы трусы. – Она смело посмотрела в глаза Красному камзолу. Ей и правда не было страшно. Как только ей сказали, что она может уйти, уходить сразу расхотелось. Вот ещё! В кои-то веки в её скучной однообразной жизни такое приключение случилось. Фигушки она уйдёт!
Яша сжал руку девочки и благодарно кивнул.
– Мы будем играть.
– Отлично! – глаза в прорезях полумаски торжествующе зажглись. – Тогда прошу!
Красный камзол взмахнул рукой, и факелы на столбах засияли ярче. Яша повертел головой – обстановка шатра неуловимо изменилась: стены окрасились в разноцветные тона, на потолке засияли звёзды, на стол перед ними, словно скатерть, легла большая карта. Яша с удивлением смотрел на изображение гор, лесов и петляющей меж ними дороги. Игровое поле?
– Перед началом игры следует подкрепиться, – Красный камзол поставил на стол поднос с тремя кубками.
– Я вино не пью, – сморщила нос Таня.
– Ну что вы! Это морс. Отличный клюквенный морс, и больше ничего.
Яша внимательно осмотрел кубки. Потом выбрал один и осторожно поднёс к губам. Сладкий ароматный напиток оставил приятый привкус на языке.
– Очень вкусно, – не удержался он от похвалы.
Таня тоже отхлебнула и кивнула головой. Красный камзол улыбнулся и тоже поднял свой кубок.
– За игру! – сказал он и выпил напиток до дна. – А теперь я расскажу вам правила. Они простые. Надо пройти весь путь от начала дороги до конца. Бросаете кубик, делаете ход, получаете задание. Если выполняете его, продвигаетесь по игровому полю дальше. – Он тонко улыбнулся. – А вот насколько дальше, зависит от ваших действий, от вашего выбора. Помните, выбор – это главное, от него зависит ход игры. Правильный выбор поможет найти ключ, подсказку. – Яша открыл рот, чтобы задать самый главный вопрос, но Красный камзол, будто упреждая его, поднял руку. – Тот, кто дойдёт до финиша, сможет загадать желание. Любое. – Он сделал длинную паузу, чтобы игроки смогли прочувствовать значимость сказанного. – Итак, кто будет ходить первым?
Яша кивнул и протянул руку. На ладонь легли два чёрных кубика с точками. Игральные кости, совершенно обычные с виду. Яша потряс их в руке и бросил на стол. Выпало два и пять.
– Ваш первый ход на семь шагов. Прошу.
Яша глянул на игровое поле. Красный камзол забыл поставить фишки. Чем ходить? И тут перед глазами у него всё завертелось, и он почувствовал, как летит куда-то в черноту.