Предисловие

Я – ученый-активист и часто завожу неудобные разговоры о расовых и гендерных темах, сексуальности, социальных классах, этнической принадлежности и религии со своими студентами. На курсах психологии, где я читаю лекции о социальной справедливости и угнетении, мне интересно исследовать предубеждения студентов и выявлять разногласия. Меня часто приглашают как консультанта и специалиста по мультикультурным вопросам в рабочие коллективы или в колледжи после неприятных инцидентов. Там я провожу тренинги по преодолению скрытых предубеждений и микроагрессии, делюсь способами, как можно наладить общение. Даже в повседневной жизни, услышав агрессивные или оскорбительные комментарии обо мне, моей семье или работе, я обычно спрашиваю: «Что вы имели в виду?»

Я не помню, когда начал сознательно участвовать в беседах на конфликтные темы и как научился направлять их в нужное русло. В подростковом возрасте мне не раз приходилось слышать в свой адрес обидные шутки о моей расе, гендере и сексуальности, но я не припомню, чтобы когда-либо протестовал. В колледже, где я учился, конфликты на расовой почве отражались на жизни всех студентов, приводили к сегрегации, и студент рисковал превратиться в изгоя. При этом ни преподавателей, ни администрацию эта проблема не волновала и вопросов они нам не задавали. В магистратуре я был единственным американцем филиппинского происхождения и единственным представителем квир-культуры (а часто и единственным цветным) и поэтому постоянно сомневался, могу ли я участвовать в подобных обсуждениях. Я опасался, что меня будут считать неполноценным, относиться с пренебрежением или подвергнут газлайтингу.

Я выбрал академическую среду, поскольку хочу более глубоко интегрировать принципы мультикультурализма в преподавание, в сферу научных исследований и в гуманитарные науки. Сейчас я разрабатываю научный подход для следующего поколения практикующих психологов. Я помогаю людям, отвергаемым обществом. Ведь угнетение может затронуть каждого. И поэтому важно донести эту мысль до тех, чья идентичность дает привилегии, важно создать пространство, где можно будет разговаривать, слушать и учиться друг у друга – в учебных классах, на рабочих местах, в медицинских учреждениях и дома.

В начале карьеры я часто замечал, что в том эмоциональном напряжении, которое вызывает мультикультурный подход к обучению, можно выделить общие тенденции. Любой человек может начать защищаться, но каждый делает это по разным причинам. Когда угнетению подвергают людей из привилегированных социальных групп, они часто ощущают, что им «нанесли удар». Люди из традиционно маргинализированных групп обычно замыкаются в себе из-за крайней усталости или разочарования или ограждают себя от психологических травм. Консультируя клиентов и организовывая встречи по мультикультурализму, я часто испытываю очень разные и сильные эмоции. Меня расстраивает, когда участники программы сомневаются в моей методике; я ощущаю упадок сил, когда возникают конфликты; и чувствую поражение, когда люди «не понимают», что я хочу им сказать. Притом что мне повезло и у меня есть наставники и коллеги, с кем можно обсудить и проработать каждую из подобных ситуаций. Однако мне все еще требуется много времени, чтобы душевная боль утихла. И каждый раз, когда я оказываюсь на «поле битвы», моя тревога растет. Книга Анатейши С. Ким и Алисии М. дель Прадо помогает мне справиться с душевной болью и тревогой.

Книга «Так можно: сохранить себя в разговорах на конфликтные темы» дает имя той тревоге, которую люди испытывают при одной только мысли о табуированных или слишком сложных проблемах. Доктор Анатейша С. Ким и доктор Алисия М. дель Прадо вселяют в читателей спокойствие и разъясняют им этот процесс. Ядро их исследования составляет модель ведения конструктивных бесед – руководство по обсуждению конфликтных тем. Оставляя в прошлом «смелые» разговоры и двигаясь к «конструктивным», авторы выделяют ряд практических стратегий – от определения цели в состоянии заземления до выявления и признания различных барьеров.

Авторы продвигают идею самоанализа, предлагая читателям вести дневник и определять свои эмоциональные триггеры и слепые зоны. Они приводят примеры из практики и дают упражнения, помогающие читателям обрести (или повысить) самосознание, особенно в отношении скрытых предубеждений или противоречивых интернализированных представлений. Авторы по очереди делятся своими размышлениями и сами следуют принципам, описанным в книге. На примерах из собственной жизни они показывают важность исцеления и заботы о себе – именно это помогает восстанавливать социальную справедливость и преодолевать культурные травмы.

Кроме того, Ким и дель Прадо говорят читателям о необходимости учитывать точку зрения других людей, которые отличаются от них самих. Книга подтверждает их право на гнев и разочарование, вдохновляет их пережить эти эмоции и двигаться дальше. Такие нюансы имеют значение, поскольку часто считается, что люди из традиционно маргинализированных групп (цветные, женщины, ЛГБТ) ответственны, а иногда и обязаны доносить идеи мультикультурализма таким образом, чтобы люди из привилегированных групп (белые, мужчины, гетеросексуалы) чувствовали себя комфортно. Авторы призывают привилегированные группы проявить инициативу в продвижении мультикультурализма – эта живительная идея способна утвердить его значимость.

Авторы предлагают читателям задуматься о том, почему они испытывают те или иные эмоции и что эти эмоции скрывают. Люди из привилегированных групп часто живут в напряжении и постоянно готовы к обороне – вероятно, это ограждает их от чувства вины и стыда. Люди из традиционно маргинализированных групп склонны испытывать гнев, разочарование и возмущение, что, скорее всего, защищает их от боли, эмоциональных травм и угнетения. Люди, чья идентичность включает как привилегированные, так и менее привилегированные составляющие, ориентируются и на то и на другое одновременно. Например, белые женщины могут чувствовать вину из-за цвета кожи и одновременно разочарование и печаль из-за проявлений сексизма. Это усложняет их и без того напряженное эмоциональное состояние. Выявление подобных базовых эмоций и управление ими крайне важно как для ведения конструктивных бесед, так и для выживания и процветания в целом. Наверное, это одно из самых важных упражнений, которое я вынес из этой книги.

Я уверен, что книга «Так можно: сохранить себя в разговорах на конфликтные темы» станет настольной для преподавателей, психотерапевтов, работодателей и руководителей, а также для студентов, клиентов и рядовых сотрудников[2]. Возможно, сегодня наше общество поляризовано больше, чем когда-либо, и настало время говорить и слушать в искренней, органичной и осмысленной манере. Я благодарю доктора Ким и доктора дель Прадо за то, что они вооружили нас стратегиями и инструментами, которые помогут нам выжить на полях предстоящих сражений.

Кевин Л. Надаль, преподаватель в Городском университете Нью-Йорка

Загрузка...