Леонардо умер, находясь в ореоле славы, окруженный всеобщим почитанием, что позволило Джорджо Вазари в книге «Жизнеописания прославленных итальянских живописцев, скульпторов и архитекторов от Чимабуэ до наших дней» рассматривать его творчество в качестве поворотного пункта в развитии всего итальянского искусства. После Джотто, которого Вазари считал основоположником современной живописи, Леонардо стал представителем нового направления, продолженного затем божественным Микеланджело. Рассказы Вазари дают возможность идентифицировать большинство работ, созданных Леонардо, но в то же время порождают сомнения и ставят под вопрос подлинность некоторых из его шедевров. Например, то, что биограф пишет о Джоконде, до сих пор вызывает горячие споры, касающиеся личности женщины, изображенной на самом известном из полотен Леонардо. Многие из ошибок и измышлений Вазари проистекают из того факта, что он никогда не был знаком с самим художником и полагался на свидетельства, собранные через несколько лет после его смерти.
Иначе обстоит дело с жизнеописанием Леонардо, составленным Паоло Джовио[12]. Этот историк и гуманист без сомнения встречался с Леонардо в Риме, они оба входили в ближайшее окружение папы Льва X. Его текст насыщен информацией, помогающей реконструировать метод работы Леонардо и воссоздать образ взыскательного художника, охваченного стремлением к совершенству, помешавшим ему, однако, завершить большую часть его работ. Это гораздо более сложный подход, чем может показаться на первый взгляд. Именно Джовио принадлежит первый словесный портрет да Винчи. В его описании Леонардо предстает как «человек приветливый, остроумный, щедрый, необычайно красивый; кроме того, он слыл умелым посредником, а также галантным кавалером и организатором театральных спектаклей, прекрасно пел, аккомпанируя себе на лире, и снискал благосклонность всех правителей своего времени». Благодаря историческим документам сегодня мы знаем, что не все обстояло именно так, как об этом рассказывал Джовио, тем не менее его восхищение гением Леонардо послужило образцом, которому подражали все последующие биографы да Винчи. В том числе, например, автор одного любопытного текста, скрывающийся под именем Аноним Гаддиано. Речь идет о записной книжке с заметками о художниках, творивших в начале XVI века, когда Леонардо создавал свои главные шедевры: от «Тайной Вечери» до «Святой Анны», от «Джиневры Бенчи» до «Битвы при Ангиари».
Миф о гении Леонардо родился сразу же после смерти художника, позднее в течение столетий его сознательно подогревали дерзкие, а иногда и лукавые исследователи, искавшие в его картинах скрытый в них тайный смысл. Правда заключается в том, что в распоряжении ученых до сих пор имеется очень мало документов, относящихся непосредственно к работам Леонардо, а те из них, что нам известны, основываются главным образом на собственноручных записях Леонардо, которыми он испещрял тысячи листов бумаги. Этот материал, представляющий собой, на первый взгляд, бесценный источник, позволяющий проникнуть во внутренний мир художника, на самом деле более напоминает дремучий лес, в котором легко потеряться, став пленниками бесконечного ряда сомнений и вопросов, не имеющих пока ответа.