Дед: Сер Антонио (ок. 1372 – ок. 1468). Проживал в Винчи – городке, расположенном на полпути между Флоренцией и Эмполи, на склоне Монтальбано. Родился в семье флорентийского нотариуса, однако предпочел жить в пригороде Винчи. Здесь он вместе с женой Лючией вырастил троих сыновей (Пьеро, Франческо и Вьоланте) и оказал большое влияние на своего внука Леонардо. Без него судьба художника могла бы сложиться совершенно иначе.
Отец: сер Пьеро (1426–1504). Нотариус, в отличие от отца обосновавшийся во Флоренции. Друг Андреа дель Верроккьо (см. ниже), он служил при дворе Медичи, благодаря чему, возможно, Леонардо смог получить первые самостоятельные заказы. Был женат пять раз, от последних трех жен были рождены двенадцать детей.
Мать: Катерина (ок. 1431 – ок. 1493). Простая крестьянка, она не осталась жить вместе с отцом Леонардо, вернувшись в Кампо-Дзеппи, городок в округе Винчи, где вышла замуж за Антонио по прозвищу Аттаккабрига[1] В этом браке родились три девочки и мальчик. Создается впечатление, что она заботилась о Леонардо только в первые годы его жизни, исчезнув затем из его жизни, чтобы вновь отыскать его только в 1493 году в Милане, где она и умерла.
Дядя: Франческо (1436–1507). О нем известно очень мало – только то, что он общался с Леонардо по крайней мере до 1478 года, когда художник открыл свою собственную мастерскую. После его смерти оказалось, что он назначил племянника единственным наследником всего своего состояния; очевидно, он сохранял самые теплые отношения со зрелым Леонардо, хотя не сохранились документы, подтверждающие это. Дядя Франческо, по сути, заменил Леонардо в детстве отца.
Братья и сестры: со стороны отца и со стороны матери у Леонардо было пятнадцать братьев и сестер. Многие из них родились, когда ему уже минуло двадцать лет. Не похоже, чтобы между ними были теплые отношения, известны подробности длительной судебной тяжбы Леонардо с некоторыми из них из-за раздела наследства дяди Франческо.
Андреа Верроккьо (1435–1488). Его мастерская была настоящей кузницей Вулкана, в которой отливали скульптуры, расписывали алтарные ниши, чертили архитектурные проекты и рисовали эскизы парадных костюмов. Андреа безраздельно господствовал во Флоренции в 60-е и 70-е годы XV века. Вокруг него объединились самые известные художники флорентийской школы эпохи Возрождения: Перуджино, Боттичелли, Гирландайо и Лука Синьорелли, а также менее известные сегодня художники, такие как Лоренцо ди Креди и Бартоломео делла Гатта. Именно здесь Леонардо сделал свои первые шаги в живописи, скульптуре и науке.
Пьетро Вануччи, прозванный Перуджино (1448–1523). Художник покинул Перуджу и переехал во Флоренцию, привлеченный оживленной интеллектуальной и артистической атмосферой, царившей в городе Медичи. Здесь он начал свою карьеру, чтобы затем стать одним из самых плодовитых и востребованных художников Италии. Он одновременно руководил тремя мастерскими – в Перудже, Флоренции и Риме, координировал работы по декорированию Сикстинской капеллы, и ему не раз приходилось прибегать к угрозам как наиболее надежному и действенному средству воздействия на ненадежного Леонардо да Винчи.
Сандро Боттичелли (1445–1510). Автор прославленных живописных полотен, таких как «Рождение Венеры» и «Весна», он вызывал настоящий страх у Леонардо в первые годы его деятельности во Флоренции. В интеллектуальном окружении Медичи он слыл непревзойденным мастером, и ему поручали наиболее важные задания: престижные заказы уплывали из-под носа у Леонардо, вызывая у последнего чувство острого разочарования.
Филиппино Липпи (1457–1504). Сын Фра Филиппо Липпи и ученик Боттичелли, он часто приходил на помощь заказчикам, которые не могли получить у Леонардо заказанную ими работу. Он заменил да Винчи в капелле Сан-Бернардо в Палаццо Веккьо, а также в церкви Сан-Донато в Скопето, для которой Леонардо писал картину «Поклонение волхвов», так и оставшуюся незавершенной. Утонченный и более традиционный стиль Липпи высоко ценился во флорентийском обществе, считавшем его образцом изящества и упорядоченности.
Лоренцо де Медичи, прозванный Великолепным (1449–1492). Историки XV века описывали его как талантливого политика, харизматичного лидера, наделенного тонким мышлением и высоким интеллектом. В годы его правления Флоренция превратилась в могущественное государство благодаря чрезвычайно предусмотрительной дипломатической стратегии, которой он придерживался. Он чудом остался жив в ходе неудавшегося заговора Пацци[2], который папа Сикст IV замышлял против него. В 1478 году Лоренцо Медичи учредил Платоновскую академию во Флоренции, в которую входили ученые и поэты; он принимал активное участие в ее работе, сочинял стихи и комедии, которые регулярно декламировались и инсценировались. После кончины Лоренцо Великолепного его сын Пьеро не сумел распорядиться столь грандиозным наследием: Флоренция вступила в республиканский период под предводительством доминиканского монаха Джироламо Савонаролы, и возвратилась под власть семейства Медичи только в 1512 году.
Лодовико Сфорца, прозванный за темный цвет лица Моро (1452–1508). Сын Франческо Сфорца, основатель династии, правившей Миланом после Висконти, он стал регентом герцогства в 1480 году, после смерти своего брата. Лодовико стремился вытеснить с политической арены своего племянника Джана Галеаццо, и дело закончилось отравлением Джана, когда тот достиг возраста, позволявшего ему прийти к власти. Став герцогом Миланским в 1494 году, Лодовико продолжил работу по расширению города, укреплению его границ и развитию производства шелка. Он не смог противостоять наступлению французов, в 1499 году захвативших Милан и вынудивших его к бегству. Пытаясь подражать Лоренцо Великолепному, Лодовико официально провозгласил Леонардо да Винчи своим придворным художником, однако в реальности оставался не более чем выдающимся полководцем.
Пьеро Содерини (1452–1522). Он стал пожизненным гонфалоньером[3] Флорентийской Республики благодаря поддержке Джироламо Савонаролы и был инициатором парадной отделки Зала пятисот Палаццо Веккьо, для оформления которого предназначались несохранившиеся фрески Леонардо «Битва при Ангиари» и Микеланджело «Битва при Кашине»[4]. Именно Содерини заказал Микеланджело Буонаротти ставшую знаменитой статую Давида.
Чезаре (Цезарь) Борджиа, прозванный Валентино (1475–1507). Будучи сыном папы Александра VI и братом Лукреции Борджиа, он начал свою карьеру в церкви, приобретя при этом многочисленные привилегии. Затем, сбросив пурпурную кардинальскую мантию, Чезаре стал правой рукой папы Александра VI Борджиа, который, при его вооруженной поддержке смог объединить свои владения в Северной Италии. Благодаря значительному по численности войску Чезаре угрожал Милану и захватил такие города, как Урбино, Пезаро, Чезена, Римини, Имола, Пьомбино, Пианоза, а также остров Эльба. В ходе военной кампании 1502–1503 годов он доверил Леонардо проектирование оборонительных сооружений и руководство их возведением, а также городскую планировку на территориях, находившихся под его властью. Чезаре испытал на себе всю тяжесть неприязни папы Юлия II, впав в немилость после смерти своего отца. Он послужил прообразом Государя для Никколо Макиавелли, когда он писал трактат «Государь».
Шарль д'Амбуаз (1473–1511). Французский дворянин, ставший главным наместником Милана и подготовивший вступление Людовика XII в город после изгнания Сфорца. Именно он пригласил Леонардо в Ломбардию в 1506 году, вызвав тем самым недовольство Пьеро Содерини и республиканского правительства Флоренции.
Джулиано де Медичи, герцог Немурский (1479–1516). Сын Лоренцо Великолепного и брат Джованни Медичи, ставшего папой Львом X в 1513 году. Он был изгнан из Флоренции после прихода в Италию французского короля Карла VIII и нашел убежище в Венеции. Судьба Джулиано изменилась после того, как его брат был избран папой римским; с этого момента его жизнь разделилась между Флоренцией и Римом, куда также перебрался Леонардо, не менее двух лет проживший в помещениях ватиканских дворцов благодаря покровительству Джулиано. Микеланджело изваял свои знаменитые аллегории Дня и Ночи для гробницы Джулиано Медичи в Новой сакристии (ризнице) базилики Сан-Лоренцо во Флоренции.
Франциск I Валуа (1494–1547). Был избран королем Франции в 1515 году. Пригласил Леонардо да Винчи к своему двору, разместив его в замке Кло-Люсе, вблизи королевского дворца в Амбуазе, на берегу Луары. Здесь художник провел самые спокойные годы своей жизни, мирно скончавшись на руках у монарха, согласно легендарному рассказу Джорджо Вазари[5].
Джан Джакомо Капротти, прозванный Салаино[6] (1480–1524). Этот неугомонный и непоседливый юноша был любимцем Леонардо. Не исключено, что их связывали интимные отношения, а возможно, он был только учеником да Винчи; в любом случае Салаино часто служил художнику моделью благодаря своей андрогинной красоте, позволявшей писать с него некоторые из женских лиц. После смерти учителя он пытался сделать карьеру художника, но не снискал успеха на этом поприще. В настоящее время с точностью не известно ни одной картины, принадлежащей его кисти.
Франческо Мельци (1491–1568). Поступил в мастерскую Леонардо в первый миланский период, последовал за учителем во Францию, где не покидал его до самой смерти последнего. Он наследовал все бумаги Леонардо, хранившиеся на семейной вилле в Ваприо д'Адда. Кроме плана Амброзианской библиотеки в Милане нельзя с точностью назвать ни одной его работы. Возможно, именно ему мы обязаны составлением «Трактата о живописи» Леонардо.
Томмазо Мазини, прозванный Зороастром. Эксцентричный персонаж, которому нельзя было отказать в смекалке, уверял, что он – незаконный сын флорентийского дворянина Бернардо Ручеллаи[7]. Он поступил в мастерскую к Леонардо прежде всего благодаря своим познаниям в области механики. Томмазо воплотил некоторые из изобретений учителя, и, как говорили, даже попытался произвести испытания его летательного аппарата, бросившись вниз с Монте Чечери. Пролетев примерно километр, он неудачно приземлился близ Камераты, сломав себе обе ноги.
Джованни Антонио Больтраффио (1467–1516). Документально подтверждено, что он работал в мастерской Леонардо в Милане, где воспринял его стиль, став одним из главных живописцев леонардесок[8]. Он принимал участие в создании картины «Мадонна Литта», находящейся в Эрмитаже.
Марко д'Оджионо (1475–1530). Один из живописцев леонардесок, создавший себе положение и пользовавшийся большим успехом в Ломбардии после смерти учителя. Он воспринял стиль Леонардо и был связан с ним, возможно, даже слишком тесно, на протяжении своей карьеры. Его картины на сюжеты Священного Писания рассеяны между Флоренцией, Миланом и Блуа.
Чезаре да Сесто (1477–1523). Несомненно, из всех последователей Леонардо он был самым плодовитым художником. Работал в Риме, Неаполе и на Сицилии, повсюду пропагандируя стиль своего учителя. Он принимал участие в росписи ватиканских дворцов (не сохранившейся до наших дней), сотрудничал с Бальдассарре Перуцци[9]. Наиболее знаменитая из его работ, «Поклонение волхвов», ныне хранится в Музее Каподимонте в Неаполе.