Тайский буддизм

Медитация на прогулке – важный ритуал, практикуемый большинством буддийских монахов. Главный монах возглавляет колонну, движущуюся по часовой стрелке вокруг храма. Медитация – один из главных методов в практике самосовершенствования и обретения Просветления: слово «Будда» буквально означает «Просветленный».

Нанесение ритуальной татуировки – древний индуистско-буддийский обычай. Татуировки считаются талисманами против злых сил.

Буддизм пришел на территорию Таиланда из Индии предположительно около II в. до н. э. Сегодня по меньшей мере 90 % тайцев исповедуют буддизм тхеравада. Эта буддийская школа основана на древних текстах канона учения Будды – «Типитака». Тайский вариант буддизма формировался под влиянием индуизма и других буддийских школ.

По легенде, Будда родился в Индии около 563 г. до н. э. в образе принца Спд-дхартхи Гаутамы. Отказавшись от мирских благ, он достиг Просветления н 543 г. до н. э. Статуи Будды и росписи с изображением сцен из джатак можно видеть в Таиланде повсюду.

Идея семьи очень важна в Таиланде. При наречении ребенка, проведении свадебных обрядов, освящении нового долга паи машины, а также после акта пожертвования вату тайская семья просит благословения главного монаха. Детей с самого раннего возраста начинают приобщать к духовным устоям буддизма.


Основные принципы буддизма

В буддийской космологии отражено множество земных уровней бытия и небесных сфер. Буддисты верят в постоянное перерождение, при котором на каждую новую жизнь влияют поступки, совершенные и предыдущей. Эту закономерность причин и следствий, называемую кармой, символизирует н буддизме «Колесо закона». Просветление «нирвана» – это единственное состояние, завершающее круг перерождений. Достичь нирваны помогают три «основных столба» – нравственность, медитация и мудрость. Следование определенным принципам в каждой из жизней (два главных – терпимость и ненасилие) способствует достижению главной цели верующих.


«Колесо закона» на буддийском флаге

Мондоп – это квадратное строение, увенчанное конусообразной многоярусной крышей со шпилем, как изображенная здесь крыша храма вата Пхракзу. В мондоне хранятся священные тексты и другие культовые предметы.

Чофа, «кисть в воздухе», – характерная декоративная деталь тайской архитектуры. Символика этого украшения, напоминающего сильно стилизованную фигуру птицы Гаруды, отсылает к индуисткой мифологии.

В библиотеке (хот-рай) хранятся священные буддийские тексты. Сравнительно редко встречающиеся в комплексе ватов, хотраи могут значительно отличаться друг от друга размерами и внешним обликом. Здесь изображена типичная библиотека городского монастыря – хотрай бангкокского храма Патам. В сельской местности в целях защиты от насекомых библиотеки обычно строят на высоких сваях. При таких библиотеках часто строят музеи. В одном из таких мы нашли много метеоритов.

В боте Субосоте проходят посвящения в духовный сап. Эта постройка напоминает вихан, но границы отмечают священные камни байсе-ма. Обычно вход в бот с восточной стороны, а внутри – самая священная в комплексе статуя Будды, как внутри бота бангкокского вата Сутхат.

Хораканг – колокольня, звон колоколов которой оповещает монахов о начале службы. На фотографии изображена сравнительно крупная и бога-тоукрашепная колокольня вата Ракханг.

Религиозная архитектура

Возраст некоторых культовых сооружений Таиланда превышает 11 веков. Каменные строения кхмерской эпохи сохранились почти полностью и лишь кое-где требуют реставрации. От монастырей зпохи королевств Сукхотай и Аюттхая до нас дошли только фундаменты и каменные колонны вшапов и ботов, а также некоторые каменные чади и моидопы. Архитектурные памятники позднего периода королевства Ланна и эпохи Раттанакосин сохранились значительно лучше.


Ват – это комплекс сооружений на специально отгороженном месте, выполняющий различные функции: это и монастырь, и храм, и центр общины. В Таиланде насчитывается около 30 тыс. ватов. Их строительство зачастую осуществляется при поддержке состоятельных людей, поскольку участие в постройке вата – значимая религиозная заслуга. Каждая историческая эпоха привносила новшества, поэтому здания ватов, построенные в разное время, существенно различаются. Не меняется лишь структура комплекса и предназначение его построек.



Ступа – массивное сооружение, внутри которого обычно хранятся останки Будды, прах монарха, лиц королевской крови или главы буддийской общины. Нередко прочие здания вата достраиваются вокруг священной чеди.



Вихан предназначен для проведения церемоний. Внешне он часто напоминает бот (другой тип храмовой постройки), однако бот меньше ви-хаиа и окружен священными камнями байсема.

Загрузка...