В первой главе я остановлюсь на задачах стартового продвижения бара/кафе/ресторана в социальных сетях. SMM1 – это важный канал для построения коммуникации с посетителями, привлечения и вовлечения их в жизнь заведения. В главе кратко перечислено десять тех самых «нужно» для владельца и арт-директора.
1. Нужно завести сообщества в ключевых социальных сетях. Выбор той или иной сети должен производиться с учётом портрета вашей аудитории.
Я бы мог привести здесь пару слайдов с портретом, половозрастными характеристиками, распределением по географии для каждого из ресурсов, но тогда моя книга будет актуальной лишь ближайшие несколько месяцев после выхода. В современных технологиях продвижения всё меняется очень быстро, специалистам нужно уметь адаптироваться и использовать эффективную информацию. Я дам удобный инструмент, который позволит сопоставить портрет вашей целевой аудитории с актуальными данными по социальным сетям и выбрать подходящие под ваши задачи. Воспользуйтесь поисковой системой Яндекс и проведите поиск по запросу «статистика по социальным сетям», добавив нужный вам год.
2. Нужно подобрать универсальное название для всех сообществ и независимо от сети. Название в одно слово, составное название или вовсе аббревиатуру – этот адрес должен быть доступен для вас в каждой из выбранных сетей. Это обеспечит стабильное и безопасное информационное поле для вашего заведения. К примеру, для бара Example:
– www.vk.com/barexample,
– www.instagram.com/barexample,
– www.facebook.com/barexample.
3. Нужно завести ваше заведение на Foursquare2. Это делается через само приложение. Обязательно получите права на управление им в этом сервисе (в обычной версии сайта www.foursquare.com, в разделе Enterprise). Сейчас подтверждение заявки платное, но, поверьте, это того стоит. Foursquare – это рекомендательный сервис, с помощью которого пользователи исследуют новые места или подбирают заведение под конкретную цель: ужин, обед, встреча с друзьями, свидание; и Swarm3 – геолокационный сервис с элементами игры – вы указываете посещённые места и поощряете друзей, когда они отмечаются в заведениях, которые импонируют вам. Эти два сервиса интегрированы, поэтому достаточно создать место на Foursquare, чтобы оно появилось и в Swarm.
4. Нужно добавить информацию о вашем заведении во все существующие агрегаторы (информационные тематические порталы – сборщики информации): tripadvisor.ru, afisha.ru, allcafe.ru, kudago.ru, а также сервисы бронирования – tomesto.ru, gotable.ru.
5. Нужно заказать рецензии (отзывы, комментарии) для агрегаторов и Foursquare. Пользователи, натыкаясь на информацию о вашем заведении или принимая решение о его посещении, будут отталкиваться от того, что говорят другие, что говорят их предшественники. Но не прибегайте к фальши, не просите написать лестные и фальшивые отзывы. Есть более простой и практичный способ: выберите так называемых лидеров мнения на каждом из ресурсов (будь то Foursquare – эксперты по вашему городу или эксперты по типу вашего заведения, или afisha.ru – пользователи с большим объёмом рецензий; пользователи, оставившие рецензии на рестораны, на уровень и подачу которых вам бы хотелось равняться) – пригласите их посетить ваше заведение в обмен на рецензию. Вы обретёте новые знакомства и получите реальные, правдивые отзывы.
6. Нужно оформить сообщества – использовать универсальную, брендированную графику. Важно уделить этому моменту серьёзное внимание, поскольку эти изображения, всего 100—200 пикселей в ширину, будут продавать ваше заведение вашим потенциальным посетителям. Полезно комбинировать аватар с контактной информацией, чтобы пользователи всегда могли перевести контакт с рекламным материалом в личное общение, не утруждая себя поисками телефона администратора или адреса сайта.
Полезно использовать дескриптор (раскрытие смысла) или теглайн4 вашего заведения – основной призыв, поддерживающий его концепцию.
7. Нужно разместить меню заведения. Даже если у вас нет доставки, знайте, что: а) это практично; б) для большинства пользователей крайне важна возможность ознакомиться с доступными для заказа блюдами и напитками в онлайне; в) практически для каждого пользователя важно составить мнение о ценовом позиционировании вашего заведения. Facebook5, Одноклассники6 – делайте это в альбомах. Instagram7 – выкладывайте в формате обычных постов (если у вас не 300—500 позиций, то это абсолютно приемлемо). Если это Вконтакте 8– то опробуйте новый функционал каталога товаров для сообществ.
8. Нужно подключить сервис планирования и отложенных публикаций. Это позволит соблюдать нужную частоту выходов постов, готовить контент9 заранее и минимизировать возможные ошибки (имею в виду орфографию и пунктуацию) за счёт того, что вы избежите аврального режима подготовки материалов. К примеру, SMMPlanner10. Но будьте осторожны с сервисами планирования, соцсети могут блокировать подобные публикации и накладывать ограничения на ваши аккаунты.
9. Нужно подключить сервис «активизации», сервис, отправляющий благодарность или приветствие пользователю, который вступил в сообщество. Он позволит наладить коммуникацию с участником сообщества с момента вступления в него. Используйте сервис FROSSA11 – он открывает перед вами списки и аккаунты тех, кто подписался на вашу группу. Сервис позволяет также автоматизировать отправку приглашений и благодарностей, но не увлекайтесь этим, ведь вся эффективность в персонализации коммуникации связана с тем, что вы пишете искренне и от себя. Поблагодарите за вступление и предложите бонус, подарок – привилегию тому пользователю, что стал вашим подписчиком.