Стихия Земли – наша почва, место нашего укоренения. Здесь мы познаем важнейшие уроки, полученные в боях за освобождение наших душ. Земля призывает нас копнуть глубже и найти окровавленные сокровища, скрытые в наших ранах, пожать древнейшую мудрость и вспомнить путь домой, в чащу. Мы прочно стоим на своей суверенности и самости, вознося гимны, ведомые нашему сердцу с самого нашего рождения. Здесь все то, что принадлежит только нам, питает наши корни и напоминает о неизменных истинах, которые вплавлены в наши кости.
Архетип Дикой женственности: Жрица дикой земли.
Темы в истории: праведное восстание, запретный плод, духовная инициация, священное единение с природой, возвращение на родную почву.
Возвратись в глушь, Дикарка. Поговорим о каменных кругах и запретном плоде.
Раздели со мной свое древнее знахарство, и я покажу тебе одичалые чащи, которые ждут тебя.
Давным-давно, прежде чем из недр мягкого живота женщины раздался голос священной женственности и потребовал, чтобы его услышали, – прежде чем она назвалась Ведьмой, Дикаркой, хранительницей очага и другими именами, которые говорят о ее духовной самости, – женщина оглядела мир, который больше не подходил зародившейся в ней Жрице. Она переросла свою крошечную жизнь. Она научилась читать бесконечные намеки и подсказки природы, овладела своим телом и неизведанными землями своей души. Может быть, первый зябкий осенний ветер позовет ее в долгий путь навстречу заходящему солнцу; или радость сердца, рожденная песнями ночных птиц в весеннем лесу, разбудит неутихающую, неутолимую жажду свободы. Женщины по-разному переживают встречу со стихией Земли, но в каждой из них появляется стойкое желание возвратиться к себе прежней, сбежать от тесной и условной жизни и найти согласие с собой, забыв о чужом неодобрении.
В тебе таится нечто, моя милая, что помнит не только твои детские ручки, испачканные в грязи, но и мудрые руки твоих бабушек и прабабушек, сеявших семена на своей земле. Это нечто связывает тебя со стихией Земли и с кем-то из твоих кровных родственниц: ее любовь к родной земле и душевные раны, стремление сохранить дом, потаенные страхи и внешний облик – все это так похоже на тебя. Ты можешь не знать ее, но у вас одна история на двоих.
Связь с Землей заложена в крови женщины, и возвратить себе интимную связь со своими землями – это ее врожденное право, дикое наследие и судьбой назначенный долг.
Я хочу, чтобы, читая строки этой главы, ты воображала себя окруженной своими предками. Подумай о том, как в написанной мужчинами истории подавлялась тема женского восстания против несправедливости, вкушения запретного плода, священного слияния с природой и возвращения домой в естественный мир; а еще подумай о том, как энергия сопротивления нарастает и спадает в твоем личном мифе пробуждения. Помни, что твоя история текуча и переменчива, уважай темные части своей души, которые порой зовут дурными или постыдными; люби их, как бесценные дары, священные сами по себе и божественные в своей темноте – они позволят тебе стать той женщиной, в которой ты так нуждалась в ранние годы своей жизни.
Во всех легендах о ранах и исцелении, странствиях и возвращении домой, заточении и побеге всегда есть момент выбора, который определяет судьбу героя. В историях о Жрицах дикой земли женщины обычно выбирают бежать, освободиться от уз чьих-то ожиданий, сковывающих тело и душу, и отправиться на поиски истинного, вольного дома. Стоит только ей решиться, как в ее беспросветной рутине появляется обещание бесконечных возможностей, исходящее прямо от Святой дикости – святая, но земная подсказка, ответ на вопрос, давно мучивший ее: «Чего на самом деле желает моя душа?» А ответом всегда будет: честность с собой, шанс освободиться и стать истинной версией себя.
Все мы принадлежим Земле, и она всегда зовет нас домой, к нашей циклической природе и истинной женской силе. Еще не расцветшая Ведьма может почувствовать, что устала следовать строгим правилам своего любимого – и одной судьбоносной ночью молочно-белый луч лунного света растворит ее страх быть увиденной и осужденной. Она – Жрица дикой земли. Юная художница возьмет в руки смятый лепесток розы – и вдруг найдет в себе смелость следовать более рискованной тропой, чем та, что уготовили ей родители. Она – Жрица дикой земли. Получив разрешение от далеких раскатов грома, хрупкая девушка решится разорвать отношения, которые день за днем подавляют ее. Она – Жрица дикой земли. Она – Лилит, и ты тоже.
Во всех пересказах, сквозь все искажения в истории Лилит проглядывает повесть о крохотной жизни, которая переросла свою скорлупу и обнаружила свою душевную самость. Мы начинаем с нее не потому, что она воплощает собой приземленное, выносливое женское начало, и не потому, что она обещает тепло, благодать и утешение. Напротив, Лилит – лишенная корней Дева, которая определяет себя не тем, кто она есть, но тем, кем она точно не является. Мы начинаем с Лилит, потому что ее предание – об отважном бое с оковами, что отделяют нас от нашей языческой натуры и откровенной индивидуальности. Стихия Земли дарит нам опору на нашу верность себе; мы поднимаемся по этим ступенькам из подземелий чужих ожиданий. Лилит – это древнее воплощение феминистского восстания и радикальной независимости.
История Лилит начинается в Шумере, где она прислуживала Инанне, великой шумерской богине сексуального таинства и подземной инициации. Согласно «Песни о Гильгамеше», написанной в XVIII–XVII веках до нашей эры, Лилит обитала на иве и отказывалась покинуть свое убежище, даже когда об этом ее попросила госпожа – Инанна хотела срубить дерево. Лилит не смогла защитить свой дом и сбежала в лесную чащу. В более поздних еврейских текстах Лилит – это демоница, первая жена Адама, которая отказалась «стоять ниже» своего мужа и за это была изгнана из Эдемского сада. Лилит – королева-бунтарка без короля, независимая и самодостаточная, пострадавшая из-за своего свободолюбия. Деметра Джордж в книге «Тайны темной луны» (Mysteries of the Dark Moon) пишет, что Лилит «выбрала быть пожизненно изгнанной в пустынную пещеру на берегах Красного моря, только бы не подчиниться». Лилит наказали за то, что она желала равенства и понимала несправедливость рая. В более поздних текстах ее превратили в развратную суккубу и стали приводить как отрицательный пример непокорным и грешным женщинам, которые отказывались подчиняться ограничивающим их законам.
Освобождение Лилит из Райского сада можно сравнить с возвращением из подземного царства шумерской богини Инанны или греческой богини Персефоны. Священное женское начало ищет освобождения и намеренно рискует всем во имя свободы. Мифология Темной богини часто изображает женскую способность разрушать миры, которые слишком малы для нее. Чтобы энергетически воплотить в себе Жрицу дикой земли, нужно осознать, чем твоя история похожа на истории божественных женских архетипов, которые искали свободы и выбрались из оков, казавшихся неразрушимыми. Получается, что рай – это своего рода ад, замаскированный под утопию, Эдем масок и полуправд, но Дикая женщина не может бесконечно терпеть иллюзии: рано или поздно наступит день, когда стремление ее души к истине нельзя будет заглушить.
Как и Лилит, Персефона и Инанна потеряли свои истории, уступив патриархату. И если в феминистской интерпретации судьба Лилит стала одним из символов освобождения и обретения силы, то Персефона, которую зачастую считают жертвенной и покорной дочерью, похищенной Аидом без разрешения матери, считается мудрой проводницей по подземному миру. В допатриархальной версии мифа Персефона – это сильная дева, которая, побывав в глубинах ада, обрела право по своей воле спускаться туда и подниматься на землю, поддерживая тем самым ритм природного мира. Таинственное странствие Инанны, ее путешествие в подземный мир, в который она, совершенно беззащитная, вошла, чтобы встретить своего внутреннего зверя, – на самом деле история принятия своей теневой стороны, мучительного падения и спасения души, что и является сутью духовного роста. Все три Богини прошли посвящение в дикость души через большие страдания. Им пришлось расстаться с тем, чем они были, чтобы познать ценность восстания и жертвы во имя независимости.
Архетип Жрицы дикой земли воплощают энергии Лилит, Персефоны и Инанны. Жрица свободна от сюжета, в который ее пытаются запереть. Она больше не определяет себя прежней тесной жизнью. Она была в аду и вернулась оттуда, она сама нашла лекарство от ран души, полученных в темные ночи. Ее шрамы – часть ее, но она не привязывает себя к этим ушедшим страданиям, не нуждается в одобрении некоего божества, которое ничего о ней не знает. В «Дочерях Афродиты» (Aphrodite’s Daughters) Джаладжа Бонхайм пишет, что «возрожденная богиня не возносится в рай, но победоносно возвращается к своему народу, живая и здоровая, наделенная бесценным даром осознания, предвидения, силы и сострадания». Она становится более верной себе и может продолжать свою нерассказанную историю. Теперь она настолько целостна, что ее дикий дом всегда с ней, какие бы преграды ни встали на пути, ведущем прочь от Эдема.
«Дражайшая Темная богиня, то есть я, я достигла той точки в своем исцелении, в своем восхождении, что больше не извиняюсь за себя и за то, чем я была. Мои черные демонические крылья распростерты, и я поднимаюсь над бурей, поднятой теми, кто порочит меня. Я вырвалась из-под земли, как новорожденный феникс, еще покрытый грязью и пеплом.
Это я, я пережила свое огненное рождение. Мои волосы спутаны, а на щеках – потеки слез утраченной невинности и горького презрения. Я распутываю узлы веревки, которая привязывала меня к нежеланной жизни, неприятным именам, к мнению, что женщина – неподвижный и неизменный алтарь для каждого, кто в ней нуждается.
Имя мне – Лилит, и я – не предмет познания. Запретный плод был соблазнительной истиной под тонкой яблочной кожуркой, и я выпила сок этого бесценного дара до капли. Я взглянула на чешуйки змея и прочла по ним свою судьбу. Меня называли всеми постыдными прозвищами, на какие только способен язык хулителя, – и они стекли с меня, как вода с перьев.
Имя мне – Инанна, и я все еще жива. Это не досужий лепет ветреной поэтессы. Это адские гимны, которые я почерпнула у древних, и я говорю на праязыке страждущего женского начала. Я знаю путь вниз, но я полюбила касания солнца к своей нагой груди.
Имя мне – Персефона, и меня не низвергнуть в глубины; я спускаюсь туда по своей воле, защищаясь тотемами и воспевая хвалы. Я спускаюсь во тьму, чтобы вывести других на свет, и это я – священная целительница: я возвратилась, я возродилась, и я в своем праве. Я – исконный женственный мрак, вольная Дева и Жрица плодородной почвы.
Благословенна будь моя бесконечная суть, и благословенна будь Святая дикость».
При всей своей мудрости Лилит не могла понять, почему этот бесценный сад, этот холеный безупречный пейзаж, некогда поражавший ее сказочной красотой, казался теперь таким фальшивым и хрупким. Она знала, что изумрудно-зеленая трава раскрашена, а цветы сделаны из бумаги и лишены аромата. Как же она раньше не замечала обмана?
Она опустилась на колени возле узловатых корней Древа познания, единственного в саду, от которого пахло живой корой, благословенной горечью листвы и грязью корней, единственного растения, которое было несомненно настоящим в этой мастерски сделанной декорации. Она вдохнула терпкий запах почвы и погладила кору, ощущая внезапную тоску по неприрученной природе и невозделанной земле. Ее так тянуло к раскидистым деревьям и нежной живности; она тосковала по дикому лесу, которого никогда не видела. Но она знала, что он есть. Многоцветная чаща мельком являлась ей во снах, но она еще не знала, как туда попасть. Просыпаясь по утрам, она плакала в подземном саду, задыхаясь под грузом жизни, которую не выбирала, и мучаясь без сердечной поддержки женской божественности.
Прильнув щекой к коре, Лилит шепотом стала молиться Богине-Матери: «Благослови меня, Мать, ведь я наверняка согрешу против этой тесной жизни. Я так жажду свободы, которой, несомненно, заслуживаю, что внутри меня все горит от желания. Кровь кипит у меня в жилах, гонит меня вперед – и все же мне неведомо, какой путь избрать. Мне грезится ярко-алая тропа, но я не знаю, как ее найти. О Мать, укажи мне дорогу! Я зачахну, если останусь здесь, если мое драгоценное время и дальше будет течь среди подделок дорогих мне вещей, если я буду и дальше подчиняться правилам, которых не писала, проводить дни в подчинении у чужого понимания совершенства. Меня снедает боль, которой нет имени, и я знаю только, что мне нужно бежать, пока меня не доконала эта мучительная жажда».
Горе так поглотило Дикую, так манило ее диколесье, которого она никогда не видала, что она не заметила, как по ее нагой спине прополз змей и обвился кольцом вокруг ее шеи. Так разбита она была, так ослеплена темным непокоем, что не увидела запретный плод, упавший к ее ногам. Ее глаза не увидели – но ее кровь ощутила. Под багряной кожурой плода проскользнула экстатическая искра, поманив ее, как дрожащую сиротку манит теплая материнская песня.
Змей вился вокруг ее шеи, и Лилит утерла слезы. Не для женских уст была эта духовная пища, об этом ей было ведомо. Само ее пребывание здесь было против правил этого места. Вкусить от Древа познания значило узнать слишком много, совершить страшный грех против гневливого Бога, но холодная чешуя змея ободряла ее. Она не оглянулась проверить, не видят ли ее. В этот миг ей были безразличны законы, которые сковывали ее. Наоборот, сжимая яблоко в дрожащих пальцах, она пылко надеялась быть увиденной. Видит небо, она надеялась, что мстительное божество наблюдает за тем, как она запускает зубы в сладкое, чистое наслаждение. Она бросала вызов своему долгому заточению, бунтарка и дикарка, более не согласная оставаться в лишенном святости Эдеме. В этот самый миг Лилит рискнула бы всем тем, что знала в себе, лишь бы вкусить Святой дикости.
«Да, моя пресмыкающаяся сестра, – прошипела Лилит. – Прости меня за то, что я так долго страшилась приникнуть губами к заслуженному угощению, за кровное отвращение к одиночеству, приковавшее меня к Саду лжи. Меня звали злой, и я поверила. Они обещали спасение от грехов, и я ждала искупления. И все это время ключ, способный отпереть мою увитую плющом темницу, острый нож, способный разрезать истончившиеся путы, был здесь – спелый прекрасный плод».
Всего один укус стал для Лилит мгновенным нисхождением в красные сферы души, к сильной индивидуальности. Каждый раз, когда твердая мякоть плода касалась ее языка, перед глазами ее вставала ее судьба. С каждым щедрым глотком сока ей виделись радужные цвета свободной жизни.
Этот адский сад, эта крохотная жизнь потеряла для нее все свои краски, лишилась своего значения и чувственного величия, но она пока этого не понимала. Никогда раньше она так ясно не видела выход из этой безжизненной клетки – и вот, допивая последние капли сока, Лилит поклялась найти свой дикий дом.
Она поднялась, впервые с тех пор, как оказалась в этом месте, чувствуя свою силу, и огласила глубины сада воем, призывая хоть одно живое создание последовать за ней. Взяв в руки своего чешуйчатого соратника и глядя в черные бриллианты его глаз, Лилит выразила ему искреннюю благодарность и глубочайшее доверие: «Благодарю тебя. Здесь нам не место». Распахнув свои черные крылья, Лилит поцеловала Древо познания и ринулась по вечно свивающейся Красной тропе, по дороге, ведущей к дому в чаще леса.
Благословенны наши сады. Не побывав в их заточении, не познали бы мы, как прекрасны Дикие земли. Механизмы угнетения женского начала всеобъемлющи и скрытны, поэтому на первых порах, пока Дикарка живет внутри сада, его законы формируют ее мировоззрение, даже если кажутся ей несправедливыми. Но, как Лилит, отведавшая запретного плода, Дикая женщина не мирится с бесцветным прозябанием и отвергает его, стоит ей увидеть отблеск лучшей, яркой жизни.
Мы рвемся прочь из миров, которые стали нам тесны, из кругов общения и безопасных пространств, которые были нам когда-то дороги, но теперь перестали вызывать уважение или заслуживать верности. Подумай, милая, о своих собственных Эдемах, порефлексируй о пережитом в своих садах. Знай, что каждое твое воспоминание – это лишь отражение той, кто ты есть сейчас. Наша память зыбка, и каждый раз мы вспоминаем прошлое чуть иначе, так что возвращайся к вопросам, которые я ставлю перед тобой, снова и снова. Люди – существа цикличные, однако все твои восстания и возвращения пишут и переписывают твою личную историю, странствие твоей эпической героини к самой себе. Помни, легенда архетипа Жрицы дикой земли, как и любого из пяти архетипов, представленных в книге, обретает смысл только в контакте с твоим опытом. Именно тогда стихи оживают, и ты обретаешь шанс осмыслить свои многочисленные посвящения.
Боль, которую причиняло Лилит заточение в цепях неравных отношений, знакома многим женщинам, и я советую тебе обдумать эту притчу в связи с твоей личной историей духовного заключения и освобождения, что бы эти слова ни значили для тебя. Я прошу тебя, Жрица, осознать себя ею, Богиней, рискнувшей всем, чтобы спастись. Не вини себя за освобождение своей женственной души от оков тесного и постылого сада. У каждой из нас есть свои сады – физические места, в которых мы провели так много времени, что узнаем их по запаху, или внутренние пространства, заполненные чистой и на первый взгляд безупречной системой взглядов, которая поработила нас. Сад часто воспринимается нами как некая святыня, в которой безопасность обусловлена предсказуемостью. Для Диких женщин садом может обернуться родительский дом, первый брак или затянувшийся роман, духовное сообщество или религия, работа в компании с прочно устоявшейся корпоративной культурой, тесный круг друзей и другое физическое или энергетическое место, которое казалось незаменимым, но стало клеткой. Нераскрывшаяся Жрица может быть довольна своим садом – какое-то время. Ей удобно знать, где и что растет. Сад предсказуем и дает пусть временное, но все-таки чувство цели. Дикая женщина рождается в саду, но ни за что не даст себе там зачахнуть.
Но когда именно приходит пора Дикарке покинуть ухоженный сад и отправиться к невозделанным землям? Нет какой-то одной силы, подталкивающей нас к пробуждению. Для кого-то занавес поднимается, когда женщина сталкивается с вопиющей несправедливостью, когда ее ценности, глубочайшие убеждения и чувство собственной значимости оказываются под угрозой, и она понимает, что больше не может оставаться на месте. Учти, сад остается неизменным, меняется сама женщина. Когда начинается интеграция ее переживаний и целей, когда она пытается найти объяснение своим ранам и получше рассмотреть роль выбора в своей жизни, когда запускается процесс освобождения от привязанностей или оказывается достигнут определенный уровень истинного самоосознания – черты ее личности, погребенные садом, начинают прорастать, но их радужная расцветка не подходит укоренившимся насаждениям.
Пробудившись, Дикарка чувствует глубокую связь с Землей, и природа начинает отвечать тем желаниям женщины, которые сад уже не в силах исполнить. Многих из нас домой ведет недвусмысленный знак природы. Предрассветные откровения, одинокие прогулки по побережью или пасмурные дни, погружающие нас в глубины собственной души – все они зовут нас покинуть сад и отправиться на поиски дикого дома. Каково бы ни было знание, пробудившее ее, каков бы ни был аромат запретного плода, Дикая женщина начинает осознавать, что больше не может жить среди цветущих миражей.
Толчком к душевному росту становится осознание того, что что-то не так. Ее касается настоящая жизнь, и роскошь цветущего сада начинает отдавать затхлостью, которой раньше ее притупившиеся чувства не улавливали. Конкретная несправедливость, которая, на первый взгляд, и разожгла в ее душе огонь, является лишь результатом несовершенных правил, годами державших ее в подчинении, дурного обращения с соседями по саду кого-то из власть имущих, любого рода насилия, агрессии или чего-то менее уловимого: ощущения, что другие люди оставляют шрамы на ее коже. В этот момент в самом начале истории Дикой женщины, когда она еще не уверена, куда направляется и где хочет оказаться, в ней зарождается простая, но навязчивая мантра: «Не здесь. Не здесь. Не здесь».
Да стремится каждая мудрая женщина стать той благой наставницей, в которой сама нуждалась в юности. Начни свой журнал с письма самой себе в прошлое – пусть это будет обещанием спасения. Напиши то, что хотела бы услышать, будучи Лилит, запертой в Эдеме. Можешь воспользоваться моими подсказками или перестроить эти фразы так, чтобы письмо лучше подходило твоей истории.
Дорогая Жрица дикой земли, я понимаю, как тяжело тебе в твоем саду, и обещаю…
Никогда не забывай, что ты…
Настанет день, когда ты будешь искать Древа познания – оно ждет тебя…
Прямо сейчас я могу дать тебе только одну надежду: …
Всегда помни, как ты прекрасна, и пусть ты станешь…
С любовью, Старшая Жрица
Жрица дикой земли проснется в Дикарке не тогда, когда та решит вкусить запретный плод, но раньше, когда она затоскует по дому, который ей предстоит найти. Возможно, ужасное предательство почти сломит ее. Возможно, она поймет, что предает саму себя, оставаясь в тесном мирке. Как бы то ни было, всей душой она начнет стремиться к освобождению. Боль ран будет сильна, но жажда свободы окажется сильнее.
Сад станет невыносимо удушающим, и пробужденная женщина покажет свое истинное лицо. Повторяя историю Лилит, Дикарка захочет, чтобы кто-то видел, как она преступает законы: «она надеялась, что мстительное божество наблюдает за тем, как она глубоко запускает зубы в сладкое, чистое наслаждение». Увидев свое дикое «я», она уже не захочет извиняться за верность себе. Этот бунт необходим женщине, чтобы освободиться. Она рискнет столкнуться с социальной изоляцией, одиночеством и неуверенностью – все ради того, чтобы найти свой истинный дом. Ее захлестнет страх, но она не позволит ему управлять ею.
Обретя верность себе, Жрица дикой земли откажется и дальше мириться с чужими правилами. На коллективном уровне женское начало каждого человека постоянно воспроизводит первородный грех самообмана, поскольку женщины живут отнюдь не в мире, построенном их руками и на их ценностях. Женщина, взявшая собственную жизнь в свои руки, ведомая не патриархальными взглядами на успех, а желанием отделаться от них, совершает акт социального неповиновения и даже восстания. Она становится вне закона просто потому, что выражает желание обрести лучшую жизнь.
Когда женское начало в одном существе, независимо от его пола, видит и осознает целостное женское начало в другом человеке, внезапно оказывается, что им больше не нужно прятать свои раны, желания или устремления души. Не нужно искать мужских слов для женской сути. Мы ищем собственные имена и истины, даже если просто реагируем на ложь. В «Заре женского духа» (Womanspirit Rising) Кэрол Крайст и Джудит Пласкоу утверждают, что «феминистки считают своей задачей дать „новые имена“ себе и миру… Если Адам поименовал мир без согласия Евы, значит, наш мир отражает мужскую точку зрения. Когда женщины дают вещам новые названия, они подрывают порядок, который веками воспринимался как должное». Независимо от того, что призывает женщину покинуть сад, целебный корень, который она ищет, – в Дикой женственности, и он не водится в саду, где все живое посажено и названо кем-то другим.
Отрицая свою циклическую природу, мы отрицаем свою связь с Землей – и со Святой дикостью.
За бунтом против того, что нам не нужно, следует возвращение себе того, что поистине наше. Подавление женского начала тесно связано с подчинением женской души, поскольку переменчивая природа Святой дикости отвергается из-за ее непостоянства. У нас отняли социальное право углубляться в себя, покидать отжившие отношения, следовать за целями, которые не приносят дохода, и в принципе делать что-то непредсказуемое. Потому, даже если наша душа взывает к нам, требуя отдать должное нашей индивидуальной природе, мы притворяемся, что не слышим этот самый искренний наш голос, боясь потерять близких и работу или нарушить устойчивый ритм нашего мирка. Отрицая свою циклическую природу, мы отрицаем свою связь с Землей – и со Святой дикостью.
Некоторые религии и духовные системы значительную часть своей силы черпают в фундаментальной разобщенности человека с природой и женским началом. Пообещав нам рай, они отняли у нас право глубоко пускать духовные корни, и мы забыли, что по сути своей являемся текучими и переменчивыми существами, которые просыпаются не такими, какими закрыли глаза накануне. На личном уровне мы предаем себя, чтобы не вступать в изматывающие конфликты, защищая и оправдывая свои необычные действия и убеждения. На уровне коллективном грех против себя одобряется обществом, потому что во всем диком и изменчивом нет ни экономической, ни социальной выгоды. В сущности, черты неуничтоженного женского начала, которое Ведьма обязана воплощать и приносить в мир, очень не нравятся патриархату и капитализму; это те самые черты, которые женщина подавляет в себе еще в детстве, лишь изредка позволяя своему облику отражать свои душевные богатства и истинную личность, погребенную ложью в плодородной тьме.
Никто не напишет твою историю за тебя, милая, и никто из нас не вправе судить сады, в которых сам не жил. Нельзя забывать о женщинах, которые остаются в своих садах, хоть и жаждут вырваться; но нужно помнить и о смелости тех, кто остается в саду, чтобы защитить близких или самих себя от угрозы. Эти люди – ангелы-узницы, и если ты можешь открыто освободиться от оков, ты должна любыми средствами помогать тем, кому не хватает рук распутать свои узы. Я говорю это не затем, чтобы обобщить опыт людей, на которых давят с разных сторон, и уж точно не нам решать, кого спасать и как. Я только призываю выбравшихся из сада слушать внимательно: им ведом запретный змеиный язык, и они могут расслышать, как на нем чуть слышно говорят женщины, которые готовы выбраться наружу и ищут чешуйчатую проводницу по чаще лесов.
Сад – это очень личное переживание. Не забывай, Жрица, что твои раны и твой сад достались тебе не просто так. Поведай свою историю, как бы ты пересказала ее сейчас? Рассуждая о том, в чем именно ты воплощаешь архетип Жрицы дикой земли, ты обозначишь свой личный Эдем, а рассматривая жизненные спуски и подъемы, найдешь смысл в этих циклах ран и исцелений. Начни со следующих фраз и пиши столько, сколько тебе захочется. Твоя притча о Лилит – это твой миф о Дикой женщине, история о том, как ты рискуешь всем ради личной свободы. Это живой пример твоей женской силы, душевной чистоты и священной непобедимости. Говори о себе как угодно. Возвращайся к своей истории, как только она позовет тебя. Пиши, будто исполняешь обряд. Пусть это будет отчасти фантазия, отчасти заклинание, отчасти твоя собственная сказка.
Будучи юной Жрицей в саду, я восхищалась красотой…
Сад был так прекрасен в своей безупречности, что я…
В саду я знала о себе, что я…
В саду появился новый запах…
Я распахнула черные крылья и стала Лилит, а затем решила…
Я рискнула всем, чтобы стать…
Истинная свобода была похожа на…
Допиши свою притчу о Лилит, оставив конец открытым. Пусть последняя сцена истории твоего освобождения еще не случилась, все равно сделай так, чтобы она казалась настоящей и истинной. Подари эту историю Святой дикости: в святом уединении, окружив себя стихиями, прочти написанное вслух. Пусть твоя история станет поэтическим благословением стихии Земли, а трава, деревья и почва – твоей самой верной и любимой публикой.
Сможешь ли ты принять новое знание о саде и стать более одухотворенной, зависит от того, заявишь ли ты свое право на цикличность и отсутствие корней. Когда Лилит вкушает запретный плод, она разрывает связи со старой жизнью, отвергает законы сада и отказывается терпеть тесноту. Она бунтует и рискует буквально всем, когда слепо бросается во мрак, не зная дороги. Все Дикарки время от времени вытаскивают из земли свои корни – разрывая отношения, сбрасывая надоевшие маски, покидая места, которые больше не отвечают их самосознанию.
Ты, Жрица дикой земли, имеешь право на священное уединение. Ты можешь блуждать где угодно и погружаться вниманием в свое тело. Прими свое знание о саде, но признай роль, которую эти места, постепенно явившие тебе свою несправедливость, сыграли в твоей жизни. Сад отражает то, чем ты была раньше, а твои воспоминания о нем показывают, где ты находишься прямо сейчас. В другой точке Красной тропы, этой спиральной дороги женского духовного странствия, ты вспомнишь свой сад совершенно иначе. Не забывай, что рефлексия без обвинения, неосуждающий взгляд на прошлое имеет весьма радикальное действие. Только отважная женщина способна отказаться от стабильности, которую предлагает ей сад, ради свободы; но отвага есть и в том, чтобы оглянуться назад. Нужна смелость, чтобы поцеловать змея, и душевная храбрость, чтобы впиться зубами в запретный плод; но вспомнить и принять те моменты как благословение на пути к собственной дикости – это особая славная победа.