Полярная звезда – самая яркая звезда в созвездии Малой Медведицы, которое также называют Малым Ковшом. Полярную звезду легко найти в ночном небе, потому что это последняя звезда в ручке Малого Ковша, и две самые крайние звезды на черпаке Большого Ковша (Большой Медведицы) указывают прямо на нее.
Как минимум со Средних веков Полярная звезда играла важнейшую роль в навигации. Учитывая ее уникальное расположение практически прямо над Северным полюсом, Полярная звезда кажется практически неподвижной в ночном небе, несмотря на вращение Земли. Вы примерно поймете, в каком направлении идете, просто посмотрев на нее. Если вам нужно на север, повернитесь лицом к Полярной звезде.
Адаптировано из Крейга Брауна: «Малая медведица и наклон и вращение Земли». Craig’s Sense of Wonder: Into a Curious Mind, November 17, 2012 года, https://craigssenseofwonder.word press.com/tag/insolation.
В мире бизнеса существует ментальная модель, вдохновленная Полярной звездой. Она называется путеводной звездой, и ею описывают основной курс, которому следует компания. Например, путеводная звезда DuckDuckGo – повышение уровня доверия в интернете. Зная свою путеводную звезду, вы можете направлять свои действия к желаемому долгосрочному будущему. Без путеводной звезды легко «затеряться в море» – поддаться нечаянным последствиям недальновидности.
Человеку также важно иметь собственную путеводную звезду или миссию. У вас такая есть? Если нет, попробуйте ее придумать. Если вы сориентируетесь на свою путеводную звезду и правильно определите приоритеты, со временем вы совершите удивительные вещи. Вариантов бесконечное множество, но мы приведем несколько примеров, чтобы заставить вас задуматься.
• Быть самым лучшим родителем.
• Помогать беженцам.
• Скопить достаточно, чтобы выйти на пенсию в сорок лет.
• Максимально устранить проблему бездомности.
• Жить проще и быть счастливым.
• Продвинуть науку о долголетии человека.
Ваша путеводная звезда может измениться, и в этом нет ничего страшного – с течением жизни вы все лучше узнаете себя и свои истинные желания.
Либо на другой путь вас может подтолкнуть какое-то событие из жизни: брак, рождение детей, смена карьеры или места жительства. Вам также понадобится новая путеводная звезда, когда вы доберетесь до пункта назначения! Например, подросток может считать своей путеводной звездой поступление в определенный университет, но как только он этого добьется, ему понадобится новая цель.
Путеводная звезда – это долгосрочная перспектива, так что вполне нормально, если вы не скоро ее достигнете.
Но если вы не знаете, куда идете, как же вы собираетесь туда попасть?
Путеводная звезда поможет выбрать жизненный путь, медленно, но верно приближая вас к цели. В книге «Дорога в будущее[41]», написанной в 1996 году, предприниматель и филантроп Билл Гейтс прокомментировал такой постепенный прогресс: «Люди часто переоценивают то, что произойдет в ближайшие два года, и недооценивают то, что произойдет в следующие десять».
Гейтс говорил об этом, подразумевая бизнес-среду, – нельзя игнорировать далекие угрозы, которые могут перерасти в крупные препятствия. То есть не стоит недооценивать перспективы новых конкурентов или технологический прогресс. Кто-нибудь всерьез воспринимал Netflix десять лет назад? А сейчас он перевернул с ног на голову всю индустрию кабельного телевидения.
Эта идея может также оказаться чрезвычайно полезной лично вам. Вы можете двигаться к цели маленькими и незаметными шажочками, но если вы идете верной дорогой, вы достигнете того, чего хотели.
Если вы положите 1000 долларов на сберегательный счет, который ежегодно выплачивает 2 % по ставке, в первый год вам вернется 20 долларов. Но на второй год вы получите уже чуть больше (20, 40 долларов), потому что вам придут еще 2 % с той двадцатки, которую вы получили в прошлом году. Это называется сложные проценты, потому что ваши процентные платежи со временем растут путем сложения. Предыдущий процентный доход добавляется к общей сумме каждого цикла, увеличивая базу, по которой в следующий раз будет рассчитан процентный цикл.
Инвестор Уоррен Баффетт, когда-то бывший самым богатым человеком в мире, сказал: «Мое богатство построено на комбинации жизни в Америке, нескольких удачных генов и сложных процентов». Сложные проценты объясняют, почему богатым людям легче богатеть. Они могут заработать больше денег, инвестируя свой и без того обильный капитал. Им не приходится зарабатывать все эти деньги одним трудом.
Пока вы нацелены на свою путеводную звезду, у вас есть возможность пользоваться той же идеей, преумножая свою способность двигаться в выбранном направлении. Ведь ваши достижения строятся на накопленных знаниях, навыках и связях. По мере их развития растет и ваш потенциал. Например, по мере прогресса в какой-то отрасли ваши связи внутри нее растут естественным образом, и становится все вероятнее, что человек, с которым вы построили отношения, поможет вам продвинуться по карьерной лестнице, например наймет на работу, даст рекомендацию или станет наставником.
В этой главе рассматриваются ментальные модели, необходимые (или нежелательные) для того, чтобы мудро тратить свое драгоценное время, от путеводного света вашей звезды до эффективного исполнения мельчайших повседневных дел. Используйте их, чтобы получить максимум от своего будущего.
Ведение войны на двух фронтах сыграло важную роль в исходе Первой и Второй мировых войн. В обеих Германия одновременно сражалась с войсками Российской империи (а потом и СССР) на востоке и войсками союзников на западе. Каждый раз такое расщепление внимания вносило значительный вклад в окончательное поражение Германии. Как говорится: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».
Если вы когда-нибудь присматривали за двумя или более детьми, которые не желали делать одно и то же, вы знаете, как трудно воевать на два фронта.
В бизнесе такая война может разразиться, если конкуренты атакуют с обеих сторон, например на низшем и высшем уровнях с точки зрения цены, сокращая вашу клиентскую базу. В недавнем прошлом США продуктовые сети среднего звена типа A&P[42] были доведены до банкротства, когда их вытеснили Walmart, Costco, Aldi, Amazon и другие игроки из низших эшелонов, а также Whole Foods, Wegmans и другие – из высших.
Политики часто сталкиваются с войной на два фронта, в которой они воюют по обе стороны политического спектра, подвергаясь атакам и правых, и левых. Недавний пример – это президентская гонка в США в 2016 году, когда Хиллари Клинтон столкнулась с тяжелой первичной борьбой слева с Берни Сандерсом, а затем на всеобщих выборах продолжала бороться за этих избирателей и в то же время искала расположение электората с более центристскими взглядами.
Нужно настороженно относиться к войне на два фронта, хотя вы, скорее всего, ведете ее каждый день, называя многозадачностью.
Обсуждая интуицию, мы объяснили, что существует два типа мышления: с низкой концентрацией – автопилот (когда вы называете свое имя, ходите, делаете простое сложение и т. д.) и с высокой концентрацией – осознанное мышление (когда вы делаете все остальное).
За один раз можно нормально выполнить лишь одно дело, требующее высокой концентрации. Ваш мозг просто не способен одновременно сосредоточиться на двух делах и, если вы попытаетесь это сделать, вам придется постоянно переключаться.
Примерно так и происходит, когда вы отрываетесь от статьи, чтобы ответить на новое электронное письмо. В этом случае переключение очевидно, но то же самое происходит, когда вы читаете статью и с кем-то разговариваете. Ваш мозг пытается справляться с обоими действиями (чтением и слушанием), стремительно переключаясь между ними, и чему-то приходится уходить на задний план. Это переключение происходит не мгновенно, так что вам приходится либо прерывать одно из действий, либо выполнять одно или оба менее эффективно.
Если вы занимаетесь чем-то неважным, например складываете одежду в шкаф под телевизор или слушаете музыку, занимаясь спортом, негативные последствия многозадачности не страшны. А вот многозадачность при выполнении действий, имеющих хоть сколько-нибудь серьезные последствия, – переписка по телефону за рулем – может стать источником проблем или даже смерти.
Кроме того, все эти переключения при многозадачности просто пустая трата времени и сил. Лишние умственные издержки также возникают, когда вам приходится одновременно следить за несколькими действиями. Поэтому нужно избегать многозадачности в любых важных делах.
Сосредоточившись на одном важном деле за раз, вы добьетесь лучших результатов. Это происходит потому, что лучшие результаты полагаются на творческие решения, а для них часто нужно сосредоточиться только на чем-то одном. Инвестор в стартапы Пол Грэм называет это идеей, лежащей на поверхности, в своем одноименном эссе 2010 года[43]:
Любой, кто работал над сложными задачами, вероятно, знаком с феноменом, когда вы изо всех сил пытаетесь что-то понять, у вас не получается, но чуть позже вы замечаете ответ, когда уже работаете над чем-то другим. Есть такой тип мышления, который не требует усилий. Я все больше убеждаюсь, что такое мышление не просто полезно при решении трудных задач, но и необходимо. Но его сложность в том, что его можно контролировать только косвенно.
Думаю, что у большинства людей всегда есть идея, которая лежит на поверхности. К этой идее устремятся все их мысли, если отпустить их на свободу. Таким образом, эта идея получает все преимущества такого типа мышления, в то время как остальные остаются без внимания. А значит, если на поверхности вашего разума окажется не та идея, все закончится катастрофой.
Если вы постоянно переключаетесь между занятиями, вы вообще не мыслите творчески. Писатель Кэл Ньюпорт называет мышление, ведущее к прорывам, глубокой концентрацией. Он утверждает, что своей самой важной задаче нужно посвящать длительные непрерывные периоды времени, чтобы добиться прогресса. 6 ноября 2014 года на лекции под названием «Как нужно работать» предприниматель и инвестор Кит Рабой рассказал, как Питер Тиль использовал эту идею, когда занимал пост генерального директора PayPal:
[Питер] в PayPal настаивал, что каждый человек может делать только одно дело. И мы все взбунтовались, каждый сотрудник компании воспротивился этой идее. Ведь это так неестественно, это совсем не так, как в других компаниях, где люди хотят делать несколько вещей, особенно если хотят повышения. Вам хочется делать больше, и вас оскорбляет просьба делать только что-то одно.
Но Питер очень строго настаивал на соблюдении этого правила. Он говорил: «Я не стану обсуждать с тобой ничего, кроме той единственной вещи, которую я тебе поручил. Я не хочу слышать, как здорово ты делаешь другое дело».
Суть в том, что большинство людей будут решать те проблемы, которые понимают, как решать. Грубо говоря, они решают задачи на 4+, а не на 5+. Задачи на 5+ – это серьезные проблемы для вашей компании но они сложны. Вы не проснетесь утром с готовеньким решением, поэтому их принято откладывать на потом.
Итак, представьте, что вы просыпаетесь и составляете список дел на сегодня. Задача на 5+ обычно стоит на первом месте, но до нее дело так и не доходит. Вы решаете то, что попало на второе и третье места. У вас в компании работает больше сотни человек, так что это каскадный процесс. Ваша компания всегда решает задачи на 4+, а значит, вы растете, вы приобретаете ценность, но вы так никогда и не совершаете прорыв. Никто не проводит 100 % своего времени, ломая голову над тем, как решить эту задачу.
Решение Тиля призывает к глубокой концентрации, накладывая строгое ограничение на многозадачность. Конечно, если вы ограничитесь одним видом деятельности за раз, важно, чтобы идея, лежащая на поверхности вашего ума, была стоящей. К счастью, существует ментальная модель, которая помогает определять по-настоящему важные задачи.
Президент США Дуайт Эйзенхауэр, как известно, шутил: «Что важно, то редко бывает срочно, а что срочно, то редко бывает важно». Эта цитата вдохновила Стивена Кови в книге «7 привычек высокоэффективных людей»[44]