Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности М., 2009; Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы. М., 2013; Конституция в постановлениях Конституционного Суда России (1992–2016) / Под общ. ред. Л.О. Иванова. М. 2017; Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2018; Суд и государство / Под ред. Л.В. Головко, Б. Матьё. М., 2018; Овсепян Ж.И. Источники (формы) российского права в период международной глобализации (общетеоретическое и конституционно-правовое исследование). М., 2018; Судебная практика в современной правовой системе России /Под ред. Т.Я Хабриевой, В.В. Лазарева. М., 2018.
Система источников права конкретного государства всегда зависит от его принадлежности к определенной правовой семье. И, если в странах общего права – например, в Великобритании, США, Канаде, Новой Зеландии – широко используется и признается судебный прецедент, то в странах континентальной Европы, в том числе и в России, основным видом источников права является нормативный правовой акт.
Доктрина и судебная практика205 выработали признаки нормативного правового акта. К ним относятся:1) издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом; 2) наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц; 3) возможность неоднократного применения.
Можно классифицировать нормативные правовые акты с учетом различных критериев. Например, в зависимости от действия в пространстве: международные и национальные; в федеративных государствах, в том числе в России: на федеральные и региональные.
Применительно к организации и деятельности суда и других правоохранительных органов наиболее значимым являются деление нормативных правовых актов, во-первых, по их юридической силе(юридическому значению) и, во-вторых, по предмету регулирования.
Классификация нормативных правовых актов в зависимости от юридического значения имеет большое практическое значение, позволяя при коллизии норм ориентироваться на нормы, обладающие большей юридической силой. Широко известна вертикальная иерархия – пирамида нормативных правовых актов, где каждый акт определенного уровня не должен противоречить акту более высокого уровня.
В Российской Федерации в зависимости от юридической силы нормативные правовые акты располагаются следующим образом: Конституция РФ, международные правовые акты, федеральные законы с учетом их дифференциации, подзаконные акты. На уровне субъектов Российской Федерации в пределах регулирования вопросов, относящихся к их ведению, на первом месте будет конституция (устав) субъекта РФ, затем законы субъекта РФ, подзаконные акты субъекта РФ. Кроме того, мы видим, что акты, имеющие наибольшую юридическую силу (Конституция РФ, фундаментальные международно-правовые акты), это одновременно и акты общего характера, поскольку они содержат наиболее общие положения и регулируют все направления правоохранительной деятельности.
Классификация специальных нормативных правовых актов по предмету регулирования может быть представлена в виде таблицы.
Классификация нормативных правовых актов позволяет лучше ориентироваться в огромном массиве правовых норм применительно к нашей учебной дисциплине, упрощает изучение правового положения судов и других правоохранительных органов.
На вершине пирамиды источников российского права находится Конституция РФ. Она закрепляет систему источников российского права. Конституция РФ обладает верховенством и высшей юридической силой. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ст.15). Авторитет и значимость Конституции РФ обеспечивается Конституционным Судом РФ, который разрешает дела о соответствии ей различных нормативных правовых актов, дает толкование Конституции РФ, решая при этом исключительно вопросы права.
Приоритет, верховенство Конституции РФ конкретизируется в решениях Конституционного Суда РФ (далее – КС РФ). Вот некоторые его выводы:
1. КС РФ указал, что приоритет Конституции РФ, ее верховенство в сфере прямого, непосредственного правового воздействия обусловлены тем, что Конституция является одним из воплощений государственного суверенитета РФ;
Конституция РФ имеет приоритет над нормами международных договоров. КС РФ пояснил206, что «ни Конвенция о защите прав человека и основных свобод как международный договор Российской Федерации, ни основанные на ней правовые позиции Европейского Суда по правам человека, содержащие оценки национального законодательства либо касающиеся необходимости изменения его положений, не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции Российской Федерации и потому подлежат реализации в рамках этой системы только при условии признания высшей юридической силы именно Конституции Российской Федерации»;
В случае выявления при рассмотрении конкретных дел противоречия федерального закона или иного акта Конституции РФ суды обязаны обращаться в КС РФ207;
Конституция РФ имеет приоритет над действующим законодательством: «Исходя из этих конституционных принципов все правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, в том числе конституции республик, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Законы же и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, подлежат применению лишь в части, ей не противоречащей, что прямо предусмотрено п. 2 раздела второго „Заключительные и переходные положения“»208.
Конституция РФ разграничивает предметы исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также исключительного ведения субъектов РФ Так, к вопросам исключительного ведения федерации ст.71 Конституции РФ относит, например: регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; судоустройство; прокуратуру; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; гражданское законодательство; процессуальное законодательство и др.
Следовательно, к вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ – обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; административное, административно-процессуальное законодательство; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатуру, нотариат (пп. «а», «б» «к», «л» ст. 72).
Специфика правового регулирования организации и деятельности судов и иных правоохранительных органов такова, что в названной сфере нет актов исключительного ведения субъектов РФ.
В качестве приоритета основы конституционного строя, обязанности государства Конституция РФ определяет признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина(ст.2), которые обеспечиваются правосудием(ст.18). Она устанавливает самостоятельность и независимость судебной власти(ст.10), способы ее осуществления(ст. 118), принципы судоустройства и судопроизводства. Например, принцип законности (ст.15), равенства всех перед законом и судом (ст.19), презумпции невиновности(ст.49), независимости судей (ст.120) и др. Конституция РФ содержит положения о Конституционном Суде РФ (ст.125), Верховном Суде РФ(ст.126), прокуратуре (ст.129), о порядке назначения судей (ст. 128), устанавливает гарантию государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ (ст.45). При рассмотрении гражданских и уголовных дел судам следует иметь в виду, что в силу ч.1 ст.47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Эти и другие нормы Конституции РФ являются основой всего нормативного регулирования деятельности судов и иных правоохранительных органов.
Очевидной тенденцией развития системы источников национального права является их интернационализация, т. е.усиление влияния норм международного права на внутреннее законодательство, в том числе российское. Все чаще используется, и не только в доктрине, термин «международные стандарты». В соответствии с Конституцией РФ (ст.17) в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. А сами общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст.15 Конституции РФ).
Верховный Суд РФ разъяснил, что «под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.
К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного»209. Верховный Суд РФ также указал, в каких случаях международные договоры имеют прямое непосредственное действие при рассмотрении судами конкретных гражданских, уголовных, административных дел.
Прежде всего необходимо различать, с одной стороны, обязательные для России международно-правовые договоры, а с другой – разнообразные рекомендательные акты, которые необходимо учитывать, но которые при этом не являются международно-правовыми нормами в строгом смысле слова, а относятся к категории так называемого мягкого (softlaw) международного права.
В рамках первой группы следует прежде всего указать основополагающие документы ООН о правах человека: Международный пакт о гражданских и политических правах (1966);Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах(1966);Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984).
В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах: «каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом» (ч.1ст.9).
Большинство актов международного права, которые содержат принципиальные положения в сфере регулирования прав и свобод человека, были ратифицированы в период существования СССР (1922–1991). Они не потеряли своей актуальности и сегодня. Международные договоры СССР, обязательные для Российской Федерации как государства – правопреемника Союза ССР, опубликованы в официальных изданиях Верховного Совета СССР, Совета Министров (Кабинета Министров) СССР.
Существуют и региональные международные акты о защите прав и свобод человека. Среди названных документов большую роль для России играет Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) (далее— Конвенция, Европейская Конвенция). Конвенция обладает собственным механизмом, который включает обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека (далее – Европейский Суд, ЕСПЧ) и систематический контроль за выполнением постановлений Европейского Суда со стороны Комитета министров Совета Европы.
При этом правовые позиции Европейского Суда для национальных судов имеют либо обязательный, либо рекомендательный характер. Такой вывод следует из анализа Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г.№ 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и протоколов к ней». В том случае, если правовые позиции содержатся в окончательных постановлениях Европейского Суда, принятых в отношении Российской Федерации, они являются обязательными для судов. Правовые позиции Европейского Суда, изложенные в ставших окончательными постановлениях, которые приняты в отношении других государств-участников Конвенции, учитываются судом, если обстоятельства рассматриваемого им дела являются аналогичными обстоятельствам, ставшим предметом анализа и выводов Европейского Суда. Конституционный Суд РФ в своих решениях часто ссылается на международные акты, в том числе на Европейскую Конвенцию. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. (с последующими изменениями) Верховный Суд РФ ориентирует нижестоящие суды внимательно относиться к правовым позициям ЕСПЧ. Например, по его мнению, следует учитывать, что в соответствии со ст.3 Европейской Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях ЕСПЧ, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Другим примером важных для нас решений ЕСПЧ является разъяснение понятия беспристрастности судей. У этого требования есть два аспекта. Во-первых, суд должен быть субъективно свободен от личных предубеждений или пристрастий; во-вторых, объективно беспристрастен, т. е. гарантированно исключать какие-либо обоснованные сомнения в этом отношении.
Правовые позиции ЕСПЧ регулярно анализируются и систематизируются в правовой литературе210.
Вторая группа – это международные рекомендательные акты, нормы «мягкого» права, популярность которых в последнее время увеличивается. Названные акты принимаются международными организациями и, как уже говорилось, не имеют обязательной силы для государств, хотя также важны. Такие акты влияют на создание в будущем обязательных норм, имеют своего рода подготовительный и перспективный, ориентирующий характер, способствуют достижению взаимопонимания между государствами. Самым авторитетным актом такого рода является Всеобщая декларация прав человека(1948). В соответствии с ней211 «каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом» (ст. 8).
Бангалорские принципы поведения судей (одобрены резолюцией Экономического и Социального Совета ООН 2006/23 от 27 июля 2006 года), например, устанавливают, что беспристрастность, честность, компетентность и добросовестность при исполнении обязанностей судьи имеют первостепенное значение для поддержания независимости судебной власти (п.1.6); следование высоким стандартам поведения в ходе судебного заседания и вне стен суда способствует поддержанию у общества, коллег и участвующих в судопроизводстве сторон уверенности в беспристрастности как самого судьи, так и судебной власти в целом (п.2.2).
Назовем еще некоторые международные рекомендательные акты, которые имеют отношение к изучаемой дисциплине: Декларация принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (1985);Основные принципы независимости судебных органов (1985);Основные положения о роли адвокатов(1990); Заключение КСЕС для Комитета Министров Совета Европы № 17 (2014) об оценке работы судей, качества правосудия и соблюдения принципа независимости суда и др.
В Российской Федерации существует многоуровневое правовое регулирование и следует выделять федеральные законы и законы субъектов РФ.
Федеральные законы – Законы РФ, действующие на всей ее территории, – подразделяются на три вида: 1) законы о поправках к Конституции РФ; 2) федеральные конституционные законы; 3) федеральные законы.
Законы о поправках к Конституции Российской Федерации выделяются отдельным пунктом ввиду усложненного порядка их принятия, а именно: они требуют одобрения не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ. Кроме того, необходимо согласие 2/3 представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день это не менее 54 субъектов Российской Федерации.
Особое значение для изучаемой дисциплины имеет Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации». В соответствии с данным законом изменено наименование главы седьмой Конституции РФ: вместо «Судебная власть» она теперь называется «Судебная власть и прокуратура». Был образован новый, объединенный Верховный Суд РФ, получивший ряд полномочий от упраздненного Высшего Арбитражного Суда РФ. В связи с реформой высших судов РФ ст.127 Конституции РФ, регулировавшая деятельность Высшего Арбитражного Суда РФ, исключена из текста Конституции РФ. Изменения коснулись и порядка формирования прокурорского корпуса. Были расширены полномочия Президента РФ: теперь он назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ и иных прокуроров, кроме прокуроров городов и районов.
В соответствии с Конституцией РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ (ч.1 ст.76). Возникает вопрос о том, чем отличаются федеральные конституционные законы от обычных федеральных.
Прежде всего, федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой, так как обычные федеральные законы не могут им противоречить (ч.3 ст.76 Конституции РФ).
Вторая особенность – названные законы принимаются лишь по вопросам прямо определенным Конституцией РФ, а именно:
– об условиях и порядке введения чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях (ч.1,2 ст. 56);
– о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта (ч.2 ст. 65);
– об Уполномоченном по правам человека (п. «д» ст.103);
– о порядке деятельности Правительства РФ (ч.2 ст.114);
– о судебной системе РФ (ч.3 ст.118);
– о полномочиях, порядке образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и иных федеральных судов (ч.3 ст. 128) и др.
Наконец, федеральные конституционные законы принимаются в усложненном порядке. В обеих палатах Федерального Собрания РФ требуется одобрение такого закона квалифицированным большинством – соответственно, 3/4 членов Совета Федерации и 2/3 депутатов Государственной Думы. Президент РФ не имеет права отлагательного вето в отношении федеральных конституционных законов и обязан подписать и обнародовать принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней.
Необходимо отметить, что после принятия федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (далее – Закон) по существу появились два типа федеральных конституционных законов: общие, о которых шла речь ранее, и производные от них специальные. Такими специальными федеральными конституционными законами будут являться: 1) ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта (ст.9 Закона); 2) ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта (ст.13 Закона). В качестве примера приведем Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г.№ 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя». В соответствии с этим законом определялось, как будут действовать суды, адвокатура, нотариат в этих регионах в переходный период212.
Федеральные законы, регулирующие деятельность суда и иных правоохранительных органов достаточно разнообразны и многочисленны. Например, ФЗ от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации», ФЗ от 28 декабря 2010 г. «О Следственном комитете Российской Федерации». Процессуальные кодексы (УПК, ГПК, АПК, КАС), Основы законодательства о нотариате 1993 г. и некоторые другие нормативные правовые акты также имеют статус федеральных законов.
Законы субъектов РФ. В Российской Федерации в настоящее время существует 85 субъектов, из которых 22 республики. Республика имеет конституцию и законодательство, а все другие субъекты (края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) устав и законодательство.
Пределы полномочий законодательных органов субъектов РФ в регулировании правоохранительной деятельности значительно уже. Они ограничены компетенцией субъектов в данной сфере. Так, субъекты РФ вправе издавать законы, дополняющие и развивающие указанные основы законодательства о нотариате или по вопросам организации адвокатуры.
Например, Закон г. Москвы от 19 апреля 2006 г. № 15 «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» (с последующими изменениями и дополнениями)регулирует вопросы организации и деятельности нотариата на территории г. Москвы. В соответствии с ним в г. Москве не допускается совершение нотариальных действий нотариусами других нотариальных округов (ч. 6ст.6). В свою очередь, Правительство г. Москвы в Постановлении от 22 августа 2006 г. № 583-ПП уточняет режим работы нотариальных контор в г. Москве.
Закон г. Москвы от 4 октября 2006 г.№ 49 «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве» (с изменениями и дополнениями) устанавливает перечень документов и порядок их предоставления для оказания адвокатами гражданам Российской Федерации бесплатной юридической помощи в г. Москве, а также порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь.
Указы Президента РФ.В отличие от законов, которые всегда являются нормативными правовыми актами, указы Президента РФ могут носить и ненормативный характер. Нормативные указы Президента РФ – подзаконные акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 1 ст. 15, ч. 3 ст. 90 Конституции РФ).
В большинстве случаев нормативные указы Президента РФ детализируют закон, или обеспечивают его исполнение. Например, Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» принят во исполнении соответствующего федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности». Названный указ устанавливает структуру ФСБ РФ. В некоторых указах Президент РФ определяет компетенцию подчиненного ему органа исполнительной власти. Так, Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы министерства юстиции Российской Федерации» утверждает Положение о министерстве юстиции РФ, определяя правовые основы его деятельности.
В то же время указы, которыми Президент РФ назначает на должность федеральных судей, прокуроров субъектов РФ, министра юстиции РФ и других должностных лиц, являются ненормативными.
Постановления Правительства РФ. К источникам права, регулирующим деятельность правоохранительных органов, относятся также постановления Правительства РФ. Правительство РФ вправе регламентировать только те вопросы, которые входят в его компетенцию. Согласно Конституции РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ (ст. 115). Например, можно упомянуть Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г.№ 1406 «О федеральной целевой программе „Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы“». В этой Программе можно найти немало положений стратегического характера, обозначающих направления дальнейшего развития законодательства РФ в сфере судоустройства и судопроизводства. Еще одним примером может служить Постановление Правительства РФ от 25 июня 2016 г. № 577 «Об утверждении Положения о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения».
Ведомственные акты издаются отдельными министерствами или иными органами исполнительной власти. Они регулируют отношения по определенным вопросам и в отдельной сфере. Стоит отметить, что круг лиц, на который распространено действие ведомственных актов, строго определен, поэтому сфера их правоприменения узкая. Например, приказ МВД будет распространяться только на работников данного ведомства. Акты вступают в действие лишь после прохождения регистрации в органах Министерства юстиции Российской Федерации. Этот этап является ключевым, потому что акты проходят строгую проверку, прежде чем их допускают к действию и фактическому регулированию тех отношений, для которых они созданы213.Что касается видов ведомственных актов, то на сегодняшний день выделяют: приказы; постановления; распоряжения; правила и инструкции; регламенты. В качестве примера приведем Приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации».
Генеральная прокуратура РФ и Следственный комитет РФ не входят в систему органов исполнительной власти, но они также издают внутриведомственные подзаконные акты. Государственная регистрация актов214 Генеральной прокуратуры РФ не требуется. Со Следственным комитетом РФ ситуация более сложная: одни приказы подлежат государственной регистрации, а другие нет. С 2011 г. введена государственная регистрация нормативных правовых актов СК России, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, которые устанавливают правовой статус организаций или имеют межведомственный характер. Акты СК России подлежат государственной регистрации и опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Например, Приказ Следственного комитета Российской Федерации № 108 от 24 ноября 2015 г. «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы в системе Следственного комитета Российской Федерации, замещение которых влечет за собой запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
В некоторых случаях принимаются совместные межведомственные акты. Указанные акты также подлежат государственной регистрации. Например, один из таких актов – Приказ МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ от 16 января 2015 г. № 38/14/5 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц».
Генеральная прокуратура РФ и Следственный комитет РФ приняли свои Регламенты – подзаконные акты, конкретизирующие законы об этих правоохранительных органах.
Следует отметить также, что Регламенты есть и у высших органов судебной власти: Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.
С одной стороны, акты судебной власти неоднородны, большинство из них – это результат правоприменительной деятельности, решения судов по конкретным делам, которые принимаются на основе закона и не являются не только нормативными правовыми актами, но и источниками права в более широком смысле.
С другой стороны, вопрос о возможности и пределах судебного правотворчества остается остро дискуссионным даже в странах континентальной системы права, к числу которых относится и Россия. В настоящее время в теоретическом смысле выделяют три возможные формы судебного правотворчества215:
– акты органов конституционного контроля, прежде всего Конституционного Суда РФ; мы подчеркивали уже, что этот суд занимает особое место в судебной системе;
– разъяснения Верховного Суда РФ в форме Постановлений Пленума;
– судебную практику, как отраженную в решениях судов по конкретным делам устоявшуюся позицию судов по тем или иным вопросам.
Как отмечается в научной литературе, «между положениями, выработанными судебной практикой, и нормами, установленными законодателем, существуют три важных различия. Первое связано с ролью тех или других в данной системе. Суды вырабатывают свою практику в рамках, установленных для права законодателем, тогда как деятельность самого законодателя состоит именно в установлении этих рамок. Значение права, создаваемого судебной практикой, уже в силу этого ограничено, и его положение в романо-германских системах с этой точки зрения противоположно тому, которое существует в странах английского общего права. Правовая норма – это второе из различий. Положения, созданные судебной практикой, не имеют того авторитета, которым обладают законодательные нормы. Поэтому судебная практика достаточно непрочна, ее можно отбросить или изменить в связи с рассмотрением нового дела»216. И третье различие связано с проблемой демократической легитимности: законы принимаются избранными представителями народа, несущими перед избирателем прямую политическую ответственность, тогда как суды формируются по иным принципам, их демократическая связь с народом не прямая, а опосредованная (через закон, в силу чего в их деятельности и необходим принцип законности).
Именно поэтому в странах континентальной системы права существует сдержанное отношение к так называемому судебному активизму (judicialactivism). Данная доктрина возникла в англосаксонских странах прежде всего благодаря практике Верховного суда США. Речь идет о комплексе полномочий судебной власти, характеризующих ее как своеобразного «законодателя мод» во взаимодействии с другими властями, первую власть среди равных, которая своей активностью может преодолевать решения, принятые законодательной и исполнительной властью, т. е. «творить» право в непосредственном смысле слова (без оглядки на парламент, президента и т. п.). При всех достоинствах данного подхода основная проблема заключается именно в дефиците демократической легитимности, поскольку тем самым в значительной мере дезавуируется воля народа, отраженная на выборах и оформленная в законах, принятых победившим на выборах парламентским большинством.
В связи с этим акты судебной власти не должны подменять или дублировать законы. Толкование закона с целью его единообразного применения должно быть приоритетом судебной власти.
Изучение судебной власти является центральной темой курса. Нормативно-правовые акты, связанные с ее деятельностью, разнообразны по содержанию и взаимосвязаны между собой. В России действует следующий подход: судоустройство регулируется в основном217 федеральными конституционными законами, асудопроизводство—федеральными законами, за исключением судопроизводства в Конституционном Суде РФ. В настоящее время принято шесть федеральных конституционных законов о судоустройстве218:
1) ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе»;
2) ФКЗ от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»;
3) ФКЗ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»;
4) ФКЗ от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;
5) ФКЗ от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»;
6) ФКЗ от 5 февраля 2014 г. № 3 «О Верховном Суде Российской Федерации».
Надо учитывать и тот факт, что иногда наименование федерального конституционного закона на первый взгляд не имеет ничего общего с судоустройством, но тем не менее содержит нормы, влияющие на него при определенных обстоятельствах. Например, в соответствии со ст. 35 ФКЗ от 30 мая 2001 г.№ 3-ФКЗ219 «О чрезвычайном положении»«правосудие на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. На указанной территории действуют все суды, учрежденные в соответствии с главой 7 Конституции РФ. Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается».
Судебная система не остается неизменной появляются новые суды, этот процесс отражается и в законодательстве. В связи с появлением новых субъектов РФ был принят Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 154-ФЗ «О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В настоящее время проходит масштабная реформа как судоустройства, так и судопроизводства, связанная сокончательным формированием пяти апелляционных судов общей юрисдикции и одного военного апелляционного суда, девяти кассационных судов общей юрисдикции и одного кассационного военного суда. Основой реформы стал Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции“»220.
Процессуальное законодательство в Российской Федерации почти полностью кодифицировано. Важнейшие законы, регламентирующие судопроизводство, – это кодексы: АПК РФ, УПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ, КоАП РФ. Существуют и отдельные федеральные законы, регулирующие деятельность судов, например, Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»(с последующими изменениями и дополнениями)221, а также Федеральный закон от 1 декабря 2006 г. № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста»222.
Следующая категория нормативных правовых актов, которые требуют внимания, – акты о статусе судей, присяжных и арбитражных заседателей. Прежде всего – это Закон РФ от 26 июня 1992 года№ 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ «О присяжных заседателях судов общей юрисдикции в Российской Федерации»223, Федеральный закон от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»224.Большую роль в регулировании поведения судей играет «Кодекс судейской этики» (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г.). Среди подзаконных актов можно назвать «Положение о порядке выдачи удостоверения судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и судьям, назначаемым Президентом РФ», утвержденное Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 г. № 1624.
Судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации образуют судейское сообщество. Деятельность судейского сообщества регулирует Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»225. Сами органы судейского сообщества принимают собственные акты в развитие федерального закона. Например, Высшая квалификационная коллегия судей 22 марта 2007 г.226 утвердила своим решением Положение о работе квалификационных коллегий судей, которое позже неоднократно обновлялось.
В заключение остановимся на нормативных правовых актах об организационном обеспечении деятельности судов (судебном администрировании). Под организационным обеспечением деятельности федеральных судов и мировых судей, как правило, понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» этот государственный орган осуществляет организационное обеспечение как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов, а также материальное и социальное обеспечение судей, которые назначены (избраны) от Российской Федерации в Суд Евразийского экономического союза, Экономический суд Содружества Независимых Государств. Указ Президента РФ от 22 ноября 2016 г. № 617 «О порядке материального и социального обеспечения судей, которые назначены (избраны) от Российской Федерации в Суд Евразийского экономического союза, Экономический суд Содружества Независимых Государств и полномочия которых прекращены» конкретизирует положения названного закона.
Обеспечивают установленный порядок деятельности судов судебные приставы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».
Следует упомянуть и Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»227.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность прокуратуры, является Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». После принятия Конституции РФ 1993 г. была принята новая редакция данного закона. Он устанавливает принципы организации прокуратуры, основные направления деятельности, систему и структуру органов прокуратур, регулирует и другие важные вопросы. Полномочия прокуроров, участвующих в судебных разбирательствах, уточняются в процессуальных кодексах, например в УПК РФ (ст. 37), ГПК РФ (ст.45), АПК РФ (ст.52).
Конкретизируются положения закона также в приказах Генеральной прокуратуры РФ, в частности: от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», от 2 октября 2007 г. № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления».
Самостоятельная правоохранительная функция – это борьба с преступностью. Органы, которые ее осуществляют, имеют различный статус и полномочия. Пресечением преступлений занимается в первую очередь полиция, деятельность которой регулируется Федеральным законом от 7 февраля 2011 г.№ 3-ФЗ «О полиции». Необходимо также назвать в этой группе нормативных правовых актов Федеральный закон от 28 декабря 2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и Федеральный закон от 3 апреля 1995 г.№ 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности».
Раскрытие и расследование преступлений осуществляется посредством оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования. Оперативно-розыскная деятельность регламентируется Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Предварительное расследование делится на дознание и предварительное следствие. Обе формы предварительного расследования предусмотрены УПК РФ, вся уголовно-процессуальная деятельность, направленная на собирание, проверку и оценку доказательств регулируется данным кодексом.