Музей


Музей оказался так себе. Это был прямоугольный сарай, выложенный потрескавшимся от времени декоративным камнем. Рядом с ним располагался небольшой бревенчатый домик, стоявший на четырех деревянных колодах, а чуть поодаль, на узкой бетонной дорожке – огромный камень с крупными буквами, высеченными кириллицей. Буквы сообщали, что посетители, пожелавшие свернуть направо, попадут в местное кафе; те, кто пойдут налево, отыщут сувенирный магазин; прямая же дорога приведет всех желающих в сказку.

Последнее подтверждала висевшая над сараем вывеска, на которой все той же кириллицей было написано «Музей истории сказки».

Заходить в это заведения у меня не было никакого желания. Я бы и вовсе проехала мимо, не обратив на него внимание, однако мои глазастые дети, первыми увидевшие на шоссе соответствующий указатель, упросили меня ненадолго свернуть с дороги, чтобы посмотреть, что же это такое.

Внутри сарая оказалось так же убого, как и снаружи. Он был поделен на множество крошечных комнаток, в каждой из которых располагались манекены, наряженные, как персонажи старинных преданий. Чтобы добавить сказочного антуража, каждую куклу окружили предметами, подходящими ей по статусу.

Так, Кощей Бессмертный сидел на троне в окружении больших деревянных сундуков, очевидно, скрывающих золото и драгоценные камни, а в стену над его головой было вмонтировано пластиковое яйцо, через скорлупу которого виднелась длинная металлическая палочка-игла. Иван-царевич стоял возле зеркального «болота», в котором среди бумажных камышей и кувшинок сидела упитанная лягушка в желтой короне. Баба Яга вытаскивала ухватом из жестяной печки чугунный котелок, а за ее спиной черный мохнатый кот пытался забраться в огромную старую ступу. В соседней комнатке на лавке сидел чумазый Домовой, окруженный глиняными плошками и горшками, а из лесных дебрей, сооруженных из дубовых и кленовых веток, выглядывал Соловей-разбойник.

Все комнаты с персонажами выходили в единственный крупный зал, в центре которого стояли стеклянные витрины с манекенами, изображавшими славянских богов.

Задумка оформителей музея казалась интересной и в чем-то даже креативной, однако исполнение получилось таким ужасным, что лично мне содержать такое место было бы попросту стыдно.

Между тем, кое-что стоящее здесь все-таки имелось. Вернее, кое-кто: местный экскурсовод – высокая худощавая женщина мудрого возраста с благородной сединой, прямым уверенным взглядом и очаровательной тростью, на которую она опиралась при ходьбе. Эта дама так живо и захватывающе рассказывала о древних верованиях и ритуалах, превратившихся затем в народные сказки, что общая бедность экспозиции перестала иметь значение и даже заиграла неожиданными яркими красками.

– Место, на котором расположен наш музей, уникально, – говорила экскурсовод. – Много столетий назад здесь находился дремучий лес, через который проходила граница между миром людей и Кощеевым царством, где жили чародеи и волшебные создания. В этом лесу стояла знаменитая избушка бабы Яги, через которую человек мог попасть в потусторонний мир, а потом вернуться обратно. По крайней мере, так считают некоторые филологи.

– Круто! – выдохнул Никита, мой младший сын. – А где именно стояла эта избушка?

– Никто не знает, – улыбнулась женщина. – С тех прошло так много времени, что определить точное место ее расположения невозможно.

– А куда делась волшебная граница? – подала голос Света, старшая Никиткина сестра.

Женщина развела руками.

– Пропала вместе с избушкой. Вернее, не пропала, а закрылась. Говорят, эта граница может открыться снова. Как найдется человек, которому будет настолько необходимо попасть в Кощеево царство, что согласится он пройти все положенные для этого испытания, так вход и отыщется.

– А чародеи? – снова спросила Света. – Чтобы попасть в наш мир, им тоже надо испытания проходить?

– Нет, им проходить ничего не надо, – качнула головой экскурсовод. – Да и зачем? Они сюда все равно не придут. Человеческий мир им не интересен, у них своих дел по горло. Хотя, конечно, были случаи, когда колдуны в людские земли все-таки забредали. Василиса Премудрая, например, Змей Горыныч или даже Кощей Бессмертный. Но это, скорее, исключение, чем правило.

Дети переглянулись, в их глазах светился восторг. В моих глазах он светился тоже.

Какая же эта старушка молодец! Послушаешь ее, и кажется, будто и Змей Горыныч, и Василиса Премудрая действительно когда-то существовали, а среди бескрайних полей, оставшихся после вырубки древнего леса, взаправду спрятан вход в иное измерение.

После окончания экскурсии, я решила еще раз заглянуть в сказочные комнатки. Дети же обступили музейную даму с двух сторон и продолжили что-то у нее выпытывать.

– У вас тут очень прикольные экспонаты, – донесся до меня голос Никиты. – Баба Яга, Соловей-разбойник… Жаль только, что они пластмассовые. Знаете, мы с классом месяц назад ходили в музей космонавтики, и там нам показывали настоящие скафандры и куски космических кораблей. Может, у вас тоже есть настоящие сказочные предметы?

– Ты что, Никита, – засмеялась Света. – Такие предметы бывают только в сказках! В музеях же хранятся обычные вещи, которые только похожи на волшебные.

– Ты, конечно, права, девочка, – улыбнулась музейная дама. – Однако ж не совсем. Скажу вам по секрету: в нашем музее есть подлинные предметы, принадлежавшие сказочным героям. Помните фигуру Ивана-царевича? В своей правой руке он держит лук. Так вот, это тот самый лук, из которого он выпустил стрелу, пойманную царевной-лягушкой.

Дети ахнули. Я хихикнула и тихонько вернулась в большой зал. Экскурсовод, между тем, продолжала:

– А в комнате бабы Яги стоит та самая ступа, на которой она летала по небу.

– Да вы что? – округлил глаза мой сын. – И она правда работает?..

– Разумеется, – важно кивнула старушка. – Но увы, мы с вами на ней покататься не сможем. Она зачарована так, что поднимает в воздух только свою хозяйку.

Никита разочарованно вздохнул.

– Самый же ценный наш экспонат хранится в комнате Кощея Бессмертного, – сказала женщина. – Как вы думаете, что это за предмет?

– Сундук с золотом, – предположила моя дочь.

– С золотом этот колдун никогда бы не расстался, – усмехнулась старушка. – Он очень скуп, и старается свои денежки держать при себе. Еще варианты?

Дети снова переглянулись, пожали плечами.

– У нас хранится яйцо с Кощеевой смертью, – широко, почти хищно, улыбнулась музейная дама.

На мгновение мне показалось, что в ее глазах сверкнули зеленые огни.

– Не может быть, – качнул головой Никита. – Такую ценную вещь Кощей никому бы не отдал. Она ведь в сто раз лучше самого большого сундука с золотом!

– Все знают, что яйцо с Кощеевой смертью спрятано в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, а сундук висит на высоком дубу, – добавила его сестра.

– Раньше так и было, – согласилась старушка. – И ты снова права: об этом уже давно все знают. А раз так, значит, может отыскаться смельчак, который попробует этот сундук добыть. Тем более, подобные прецеденты уже были. Поэтому Бессмертный решил спрятать свой артефакт не в лесу, а в другом мире.

– Почему же он тогда отдал его в музей? – удивилась Света. – Мог, например, в землю закопать. Или в стену замуровать. Или спрятать в еще каком-нибудь надежном месте.

Взгляд старушки стал насмешливым.

– Самое надежное место – то, которое находится у всех на виду. Запомните это, дети.

Ее голос прозвучал так зловеще, что по моей спине побежали мурашки. Повинуясь невольному порыву, я вернулась в комнатку Кощея и уставилась на вмонтированное в стену яйцо. Спрятанная в нем игла неожиданно мигнула красноватым светом.

Я вздрогнула и поспешно вернулась в центральный зал.

– Дети, нам пора ехать дальше, – громко сказала я, а потом криво улыбнулась музейной даме. – Спасибо за экскурсию. Это было… волшебно.

– Приезжайте еще, – кивнула женщина.

На улице, усаживаясь в машину, я зачем-то обернулась и еще раз посмотрела на сказочный музей. На его пороге стояла старушка-экскурсовод и смотрела нам вслед. Увидев, что я смотрю на нее, она махнула мне рукой, а потом резво вскочила на крылечко стоявшей рядом избушки и скрылась за ее широкой деревянной дверью.

Загрузка...