Сердцевина жизни (1980–1983)

«Кого ты будишь, воздух влажный…»

Кого ты будишь, воздух влажный?

Я сплю, и цепи не звенят.

Мне снится город двухэтажный,

Цветущий персиковый сад…

И круглый пруд, и шум пирушки,

Вина не хватит – есть вода…

Как любопытство равнодушно

На час заехавшей сюда!

Здесь речи пенятся, как реки,

А стороны обратной нет…

Мне сквозь неподнятые веки

Глаза тревожит жаркий свет.

1980

«Что холодно, что дождь на желтом камне…»

Что холодно, что дождь на желтом камне

Ознобом округлился и застыл,

Что звонкий камень мастера руками

В тысячелетний сложен монастырь;

Что белый сыр едят, нарезав крупно,

Горячие лепешки не соля,

Что даже осязанию доступно,

Как круто здесь замешена земля,

Что все-таки на дне – осадком – больно, —

Не тяжело; страшней, что нет тепла.

Как голуби, на старой колокольне

Ночуют и молчат колокола.

1980

«Во мне уютно голосам чужим…»

Во мне уютно голосам чужим

Аукаться, затеивая жмурки,

И прятаться по комнатам пустым,

Да ноготком писать по штукатурке:

«Я здесь была…» Ни подписей, ни дат…

Лишь иногда портрет карикатурный.

Огрызок яблока, египетский смарагд

И – все на ногу левую – котурны.

До срока пряжа у сестер прочна.

Скрипит станок, переплетая нити.

Как терпеливо ткет плащи жена!

Муж далеко, и некому носить их,

Вот мне и дали; с радостью взяла:

Теперь зима длиннее с каждым годом.

Давно покрыты пылью зеркала,

И пестрый кот скучает перед входом.

1980

«До пятого акта закончилась пьеса…»

До пятого акта закончилась пьеса,

И веет недобрым от ближнего леса,

И рыжая кошка свернулась клубком,

На листьях лежит и не просится в дом.

Так я, наконец, получила свободу;

А в праздники пью не цикуту, не воду —

На случай такой разверну полотно,

Приправы в горячее брошу вино.

И тмином – на горечь, и тленом – на горе;

Пути твои в узел завяжутся вскоре;

Душистой корой да перстью земной,

Сушеной, толченой гадючьей спиной.

И ты не узнаешь, что будет со мной.

1980

«Довольно надежды, довольно и нежности лживой…»

Довольно надежды, довольно и нежности лживой,

Глаза отводить и небьющимся сердцем лукавить.

Довольно ли силы не знать, что умершие живы,

На черном пороге горшочек с похлебкой не ставить?

Довольно ли зримо: чертеж мирозданья печален?

Довольно ли горько? Устройство его справедливо.

Довольно ли влажной соломы? С рогами завален

Бессолнечный день в ноябре затяжном и дождливом.

Довольно ли вам? Музыкальную властную фразу,

Как светлую лестницу, тьме посвятив без опоры,

Оставил открытой немецкий расчетливый разум,

Но руки пусты, и чужие доспехи не впору.

1980

«Не поздно ли призрачный город покинуть…»

Не поздно ли призрачный город покинуть,

Поклясться, что праздничный падает снег,

Порыв полонеза, плеснувшего в спину,

Принять за намек и устроить побег.

На призрачный праздник не пустят без зова,

Такая метель, что не сыщешь пути…

Ремнем позади экипажа чужого

Не выйдет ли санки тайком прикрутить?

О разуме нищем, о крови незвонкой

Забыть незаметно за быстрой ездой,

В строфе предпоследней объехать сторонкой

Тот город, что к вечеру пахнет едой.

И весело ехать, и думать не надо

О том, как входить, говорить и глядеть…

«На коже не тают следы снегопада,» —

Понять и, помедлив, лицом побелеть.

1980

«Ну что ж, я не спорю, все будет, как хочешь…»

И дивный слушатель стоит в дверях.

О. Седакова

Ну что ж, я не спорю, все будет, как хочешь.

Оставим беседы, ведущие к ночи,

Раздвинем золу и камин разожжем

И сядем за низким шершавым столом.

И кофе горячий и горький, как стыд,

Из чашечек разных не будет отпит.

Но шторы опустим: не надо смотреть,

Как синие стекла начнут розоветь

И, нашим молчаньем довольный вполне,

Неназванный гость усмехнется в окне.

1980

«Я даже представить себе не могу…»

Я даже представить себе не могу:

Вот праздник изнанки, подкладки, манишки,

Горшков, черепков и кастрюльки без крышки,

И в белом фарфоровом тонком кругу

Тур вальса с фигурами.

Город – в снегу.

Надменны поклоны, свободен полет.

В цвет жемчуга платье, но фрак не в порядке,

А руки в перчатках, но жжет сквозь перчатки.

А город в снегу, и по крышам метет,

И каждая дверь в подземелье ведет.

Поклон, реверанс, приглашенье к столу…

А город в снегу и во мраке бесшумен,

Как вспышка манжет на испанском костюме.

За каждой стеной, уходящей во мглу, —

Задушенный вскрик и пятно на полу,

Звук шага кошачьего, корни камней…

Но праздник положено кончить в короне,

Чтоб царская кровь обагрила ладони

И жертвенник.

Город – в снегу и во сне.

И это не может представиться мне.

1980

Галантные празднества

– Люблю бриллианты и бархат двора,

Зов рога протяжный и звонкий,

Но кружится чернь веселей у костра

И тянет винцо из бочонка.

– Услышу не мессы напев роковой,

Не звяканье шпаг о ступени,

А ругань и дудки придушенный вой,

Да хриплое пьяное пенье.

– Кто с песьим хвостом, кто с паучьим крестом,

Кто вовсе на шее гусиной;

В три пальца свистит и идет колесом

Орава дружков Либитины!

– Но что это? Иль не хватило вина?

Меня опоили туманом?

Да будь я хоть чистой водою пьяна,

Не спутаю князя с мужланом!

– Да, в этакий праздник все Замки пусты,

Какие тут маски толпятся?

О радость – напрыгаться до дурноты

И рожей прикрыться дурацкой!

1980

«Так-то полынью и воском пролитым пропахли страницы…»

Так-то полынью и воском пролитым пропахли страницы.

Так-то молитвенник весь переложен целебной травою.

Светом ли, словом ли светлым поранишься – да не родится

Ни дочерей мужебежных, ни милого сына-героя.

Так-то и ливень, шумящий сквозь яблоки красные, виден.

Так-то и спелое сердце сорвется на землю со стуком.

Да не вонзится в затылок стрела, да из горла не выйдет,

Да не оплачем пустых веретен с переломленным луком.

Так-то не тесно в пробитой груди лебединой упряжке,

Так-то под самой душой шевелится стрекало и жжется.

Да не учуют собаки рога, и колени, и ляжки, —

Хвоей, цветком, виноградом упавшая кровь да очнется.

1981

«А солнце садится за крыши, – и тело…»

А солнце садится за крыши, – и тело

Пока еще легкое, словно во сне;

Отмыла усталость его и отпела,

Из кожи пустой истекая вовне.

Но про́клятый труд нелюбим и бесплоден,

Так что же тогда, в торжество облачась,

Так празднует дух во внезапной свободе,

И тело летит, и не может упасть?..

1981

При свече

И сердце утихло, и яду не просит.

И что же, что света мой взгляд не выносит —

Кому ж, как не мне, и глядеть на свечу!

И жребий не брошен, а я промолчу.

За доски, за раму, за пыль золотую,

За скрипку, за крепкую кость черепную

Отступите вы, не коснувшись друг друга.

И я ускользну из заклятого круга.

Как сладко мне воздух глотать в феврале.

И вечер на небе, и день на земле.

1981

«Ни плоти мраморной, прекрасной и безликой…»

Ни плоти мраморной, прекрасной и безликой,

Ни мысли, опытной в премудрости великой,

Ни ветхой совести, ни славы первородной,

Ни кровной гордости, ни кротости природной,

Ни даже имени. Пусть будет разом счищен

Груз мертвых раковин, отяготивших днище,

И сферу вызвездит, и картой путеводной

Двойные отблески качнутся в глуби водной,

И гимн на языке, перетерпевшем тьму,

Прорежет плеск волны о низкую корму.

1981

«… А иногда случается, что я…»

… А иногда случается, что я

О комнате грущу четырехгранной:

Как – воздухом в утробе труб органных —

В ней свет гудит, а за стеной стеклянной

Небыстрый мелкий падает снежок.

Лежит в корзинке разноцветный шелк,

И в полотне оставлена иголка:

Что́ ей к стежку прилаживать стежок,

Зеленый шелк не спутав с алым шелком?

*

Что видно сквозь отверстие в иголке,

Не мне судить; зато к чугунной полке

Прикован том, и надпись есть на нем:

«Упорствуя в алхимии бесовской,

Сей автор был сожжен святым огнем».

В пробирке с пробкой камень философский,

Но сквозь стекло к бумаге рвется пламя,

И хочет слово лечь между губами.

*

А на востоке поднятая медь

Уже звучит и рассыпает блики,

И можно молча слушать и смотреть,

И любит день сопутствовать музы́ке.

Что́ за судьба припала к фонарю —

Теперь она внутри, а я снаружи

И, погадав себе по словарю,

Учу наречья: «внове», «въяве», «вчуже».

1981

«Знаю: ни края одежды, ни рук, ни ко лбу, ни губами…»

Знаю: ни края одежды, ни рук, ни ко лбу, ни губами, —

Слишком мне страшно опущенных глаз узнаванье и сходство.

Не отрываясь – не вскрикнуть! – глядит изумленная память.

Ногти в ладонь – не вздохнуть! – и с дыханием стон не прорвется.

К выходу дальше, к стене, пусть меня заслоняют другие;

То наплывает, то взносится пенье, то светлые клики…

Тьма застилает лицо, а руки творят литургию

И возложеньем врачуют слепых, бессловесных, безликих…

И от порога взгляну в закопченный осколок сонета:

Все же последний из прежних даров – уходить улыбаясь.

Сердце свечой двуязыкой дрожит от приятого света,

Но приближается мощная поступь: цветов не касаясь.

1981

«И пепел сыплется с горячих крыльев птиц…»

И пепел сыплется с горячих крыльев птиц,

И падает закат длинноволосой фугой —

Бегущий мертв уже: блажен простертый ниц,

Закрыв глаза в младенческом испуге.

Ладони вытянув и на лицо упав,

Засохшим ртом смолоть молитвенные зерна:

«О, научи меня долготерпенью трав,

Молчанью стебля и упорству корня».

И жало легкое, раздумав уколоть,

Припомнит: сушь стоит и мед еще не собран…

Слабее колокол колотится о плоть,

И медленней колеблемые ребра,

И ты, о светлый мой, – запретнейшая часть

Лукавословию и несмиренью взгляда, —

Не прикасаясь, встал у правого плеча

Привлечь к труду балованное чадо.

1981

«А если в ближней тьме нет никого за нами…»

А если в ближней тьме нет никого за нами,

А если нам стоять вторыми по Адаме —

Цепи вернувшихся начало и конец,

И ветошь легкая – все одеянье плоти,

Как будто в зеркалах, поставленных напротив,

Ряд блудных сыновей прижал к себе отец.

И на подсвечнике густеет воск пролитый,

На два ключа закрыт перебелённый свиток,

И маски по местам развешивает чтец.

1981

«Возлюбленный, прости, но есть и мне свобода…»

Возлюбленный, прости, но есть и мне свобода —

Ведь есть клочок земли, где воля мне дана

И времени глоток – кратчайший выдох года,

Один виток веретена.

Но кто же звал меня, кто говорил негромко:

«О девочка моя, не плачь и все пройдет»?

Ничто не убыло, и для того ребенка —

Смотри – шиповник мой цветет.

Звезд молоко течет в небесную корзинку —

На Полифемов сыр, и лестница скрипит…

И осень серп несет, как нимба половинку,

И вяжет тонкие снопы.

1981

«Мне кажется, что я их поняла…»

Мне кажется, что я их поняла —

Тех женщин в белом кружеве и в белых

Летящих шалях из тяжелой шерсти,

В старинных украшеньях, с волосами,

Уложенными гладко, с именами

Певучими – Наташа, Анна, Марта,

С полузакрытой тайною ресниц…

Их тайна – дом, расстеленная скатерть,

Глаза детей – живых и нерожденных,

Внимательная роза очага,

И круг висячей лампы, точно нимб,

Над ними светит…

Теперь, душа, благодари, пойдем,

Бездомная, пойдем, еще бездомней

Ты сделаешься… Будет, наконец,

Ютиться нам за строчкой стихотворной —

Ведь не укрыться за одной стеной

От непогоды… Видишь – вечереет

И ветер выдувает из угла.

И так уже ты близко подошла,

Остановись, прильни лицом к ограде,

Проси себе теперь смиренной клади —

Глоток воды и воздуха глоток:

Так согревает каждый лепесток

Огонь произрастанья и дыханья.

И легкое вино воспоминанья.

1981

«Вот и август понятен по крупным последним цветам…»

О. Л.

Вот и август понятен по крупным последним цветам;

Я уже не сумею его называть каждый раз по-другому.

Снова птицам тянуться по темному небу, а нам —

Месяц благодарения и возвращения к дому.

Это длится, голубка, сужденное нам торжество —

Провожаний, и сборов, и встреч, неурядиц дорожных обряды —

И на птичьи стежки, ощутив за плечами родство,

Все смотреть и смотреть с ненасытной, невнятной досадой.

Ну, а там поплывет горько пахнущий лиственный дым —

Умащается город желаннейшим мне из его благовоний…

И, себе удивляясь безмерно, не мы ли летим —

Замирая, смеясь, неумело расставив ладони…

1981

«Пусть все это так. Но прозрачную руку…»

Пусть все это так. Но прозрачную руку

Кладут на лицо, обращенное к звуку,

На лоб, на глаза – опустевшее зренье,

И внешнее сходство теряет значенье,

И связная речь различима с трудом.

А то, что свечой отдаленной казалось,

А то, что во мраке слоистом качалось,

Что смутным пятном на ветру расплывалось,

Вдруг стало огромным и темным, как дом.

И там, в темноте, суета затевалась,

По времени там беготня поднималась,

И хлопало что-то, звенело, смеялось,

И столько мгновений до света осталось —

Войти и на каменной лестнице гладкой

Застывшей рукой в безупречной перчатке

Расправить последние бальные складки…

Теперь тебя примут, все будет в порядке.

И все же помедли, молчи и припомни,

И, может быть, встреча в какой-то из комнат

Уже суждена, и тебя уже ждут

И лестницей длинной навстречу идут.

1981

Монолог Федры

Как-то, возлюбленный, слово-то скажется:

Ссыплется – слепится – снижется – свяжется —

Сляжется – сладится – слюбится – сженится —

Снежится – стешится – слово-то женское —

Так-то, возлюбленный, что-то мне бредится:

Будто – в лесу я, и будто – медведица,

Спуски – крутые, подъемы – высокие,

Будто за мною – Бестрепетноокая

Мчит – не впервой ей в медведицу метиться:

Знает Каллиста-медведица месть ее.

Федра ль избегнет Охотницы промысла?

Гонит – без устали, метит – без промаха,

Стройный мой, строгий мой, скрой меня, скрой меня!

Если б – на грудь – укрываясь от ястреба —

С неба – голубкой – упала бы я к тебе!

Но не голубка – сказала ж, – медведица!

Грудь – не укроет, надобно – сердце,

Чтоб, настигая, настигла – и тем же копьем —

Вдвоем.

1981

«…Времена…»

…Времена

Меняются, и мне теперь гнилая

Нужна, неземледельческая осень, —

Хочу дождя и музыки хочу!

Так пусть гремят серебряные трубы —

Пускай хоть дождь струится по лицу…

Пусть тянет ливень свой прозрачный невод

По городу…Я знаю, для чего

Я прихожу, и слушаю, и слышу,

И вижу – в темных, влажных одеяньях —

Как я хотела – из дождя и мрака,

И на висках, ресницах, на устах

Лежит усталость, как дорожный прах, —

Ты здесь – я вижу – и стихает страх,

Который гнал меня сквозь дождь ночной,

Как зверя гонит голод, как больной

В смертельном беге члены напрягает,

Как ястреб бьет, как свора настигает,

Прижав к следам горячую ноздрю…

Ты здесь, – и я всем зрением смотрю,

И кто-то говорит: «Благодарю

За каждый миг, за к а ж д ы й, – и за тот,

Когда проклятья переполнят рот,

Когда швырнут к казённым сапогам,

Когда растопчут – и когда предам,

Когда последний брат меня осудит

И отвернется…» Но довольно, будет,

Мертвеют руки от таких посулов!

Я это все изнанкой повернула

И прочитаю способом иным,

Связав слова, как просит их родство:

«Не плачь, дитя, не бойся: ничего

С тобою не случится, как с любым,

Кто между «нет» и «нет» находит дверь

И ускользает в вечное т е п е р ь,

И видит незатменный свет во мраке».

А здесь – дождя серебряные знаки

Раздвинуты, и, не подняв лица,

Я знаю: мальчик флейту вынимает,

К губам подносит, песенку играет

И, улыбаясь, смотрит на отца.

Храни его и не оставь меня.

1981

Souvenir

О чашке разбитой, о горле больном,

О шарфе кусачем и, может, о том,

Как пахнет подтаявшим черным снежком, —

Налгали тебе. Но теперь не солжем,

Что не было нас, как не будет потом.

Мы все тебе снились во сне ледяном —

Как здесь, на Покровке, Волхонке, Солянке

Скребут по асфальту полозьями санки —

Лопатки и варежки держат в руках

Серьезные дети в пуховых платках,

И солнце играет в пустых куполах,

И галочий крик отдается в ушах.

Но если и ты на краю обернешься —

Мы все тебе снились. Теперь ты проснешься,

И штору отдернешь, и дню улыбнешься —

Вчерашние сны поминать ни к чему.

Так пусть, угасая, уходят во тьму

И купол лоскутный, и лес над рекой,

И дым, и граната зерно за щекой,

И та, что стояла у самой черты

Под мартовским ветром своей правоты.

1981

«Я знаю, что я не спрошу ни о чем…»

Я знаю, что я не спрошу ни о чем.

И все же моих молчаливых присутствий

Хотелось бы меньше. За нежным ледком

Обломков, обмолвок, уловок, предчувствий, —

Теперь я уже узна́ю, как болят

Все ребра, и недра, и жабры творенья.

Я – только внимательный, пристальный взгляд,

Я – только одно бесконечное зренье,

Что входит, как жало кривого ножа,

Как режущий скальпель, как перст дерзновенный

В отверстую рану, – покровы разжав, —

И суть откликается болью мгновенной,

Но дождь стекленеет, и ночь холодна,

И свет как сквозь ветви ночные пробрызнут,

И воздух надорван, и пропасть черна,

И что-то больней отторгаемой жизни, —

Так больно, – обугленный взгляд, задымясь,

Метнулся назад, как смотревший сквозь щёлку, —

Стыдясь, извиняясь, прикрыть торопясь

Улыбкой, уловкой, ледком и обмолвкой.

1981

«И вот раздвигают картонные створки…»

И вот раздвигают картонные створки,

И слышен шумок предстоящей настройки,

И скоро закружит смычков кутерьма,

И залом зеркальным,

Лепным и овальным,

И шорохом бальным приходит зима.

Пластроны и фраки,

Галантные враки

И гости-гуляки в каминной трубе…

Дня на три теперь, повинуясь уставу,

Отпустят и нас по сатурнову праву,

Взяв слово чужой не мешать ворожбе.

И шумно, темно, тесновато и дымно,

И кто-то забытый глядит неотрывно,

Но нас настигает сквозь воздух беды

Сей взгляд – как сквозняк, задувающий свечи, —

Из тех, что ведут Иоаннов в Предтечи

И к старым халдеям летят со звезды.

1981

«Прости меня, мне трудно говорить…»

Прости меня, мне трудно говорить.

И голос стынет в воздухе, и губы

Не разлепить, не вымолвить: «Зима…»

«Беда, беда!» – прокаркали над нами

С железных крыш, из слуховых окошек:

Не город здесь – обледенелый лес,

И длинные сосновые стволы

Промерзли и мертвы до сердцевины.

И черная поблескивает хвоя,

И скудный снег у комля отвердел.

Беда, беда – рукой не заслониться,

К ногам не пасть… Вот – царский поезд едет,

И темный взгляд из первого возка

На всех, не любопытствуя, опущен…

Туда, туда – за красным сапожком,

За снегом нескрипучим, за ступенькой,

За нищими, за ближними, за клиром, —

Скорей, скорей, – венчанье проглядишь!

И жаром обдает нетерпеливым,

А в грудь толкнут – и голосить не смей…

Вот, вот – выходят! – Память, оглянись! —

Там, наверху, уже бледнеет небо

И молоко – парное, как зима —

Течет в подойник… Ты туда вернешься

И в глубине рассказа моего

Меня оставишь. Я же предпочту

Теперь не прерывать повествованья;

Но ты сквозь шелуху претерпеванья

Отсюда мне яснее, чем была.

И день родится, и земля светла.

1981

Мистерия

I

И вот ты лежишь на холодном песке,

И тина и соль на твоем языке,

И в теле гудящем, стихая, живет

Биенье и гул громоздящихся вод.

Внимая немолчношумящий напев,

Нагнись над собою, в лицо поглядев,

И самую нежную, лживую связь

Влюбленной рукой отвести торопясь,

Над влажным от пены свинцовым песком

Встаешь ты и пробуешь воздух крылом.

1981

II

Когда плачевный плеск вдали затих

И я коснулся берега иного,

Тогда увидел…Но в словах земных

Так мало света! Не вмещает слово,

Что взор вместил на берегах иных.

1981

III

Блаженно зрение, вместившее Тебя:

Чистейшим зеркалом, влюбленным повтореньем

Преображенное, узнавшее себя,

Глядит с неопытным, счастливым удивленьем:

«Да, это я!» Лицо еще в слезах,

Но самый плач забыт, дитя уже смеется,

И видит свет, сияющий в глазах,

И бросит зеркало – но зеркало не бьется,

И в нем дитя ушедшее смеется.

Да, это я! Я знаю и люблю,

И мне теперь не страшно возвращенье,

И в темный круг без трепета вступлю:

Меня ведет сияющее зренье,

И меркнет свет меж призрачных теней,

Но в слабом зеркале влюбленности моей

Твоей любви смеется отраженье.

1981

«Не то, что здесь подумают; не только…»

Не то, что здесь подумают; не только.

Не только ложь и слабость, нет: душа —

Беглянка, нищенка, знакомка конокрадов —

В такую полночь, на таком подворье

Глядит на гостя дивного и с ним

Заговорить, спросить, откуда нас

Украли в детстве, и – еще важнее —

Промолвить – прорубь, промолчать – петля…

И бродит в нас наречие родное

И взламывает память: так река

Могучая и под глубоким льдом

До дна не промерзает и в себя

Неутоленным бьется вопрошаньем…

Но слов не вспомнить, звуков не связать.

Тогда – сглотни внезапную обиду,

То за одним, то за другим вбегай,

То самовар вноси, а то дрова

Подкладывай в огонь и притворись —

От беготни, от жаркого огня

Горит лицо…Смотри – еще покуда

Заря не занялась, еще в окно

Не стукнули, не кликнули в дорогу…

Еще огонь пылает в очаге.

1981

«Это – в комнате нарядной…»

Это – в комнате нарядной

Золотой стеклянный сор.

Вся зима – один нескладный,

Бестолковый разговор.

Словно – за полночь, за чаем,

За неубранным столом…

Впрочем, это я случайно,

Я ведь тоже не о том.

Я о том, что вся услада

Сердцу – помнить, что оно —

В дом из солнечного сада

Отворенное окно.

1981

«Душистый хмель февральского тепла…»

Душистый хмель февральского тепла

Вот-вот забродит, и до боли ясно,

Что мне зима отпущена была

Как некий срок – и, кажется, напрасно.

И с каждым часом убывает власть,

И в март чужой уже не будет входа…

И эта роль мне плохо удалась.

Начни меня с другого эпизода.

1982

Загрузка...