Креативное мышление и бизнес-мышление
Креативная экономика: мировая реальность
Поведение компаний не очень сильно отличается от поведения людей. Например, если компании воспринимают перемены скорее как угрозу, чем как возможность для роста, они будут либо бежать, либо сражаться, либо застынут как парализованные. Факт остается фактом: бизнес в любом случае движется вперед. Мы не остановим перемены. Но мы и не должны хотеть этого. Человечество способно адаптироваться к новым условиям. Это хорошо выразил Чарльз Дарвин: «Выживает не сильнейший из видов, и не самый умный. Выживает тот, кто лучше всего адаптируется к изменениям».
Сегодня развивающиеся страны, например азиатские, нередко более способны к адаптации, чем европейские, и не только потому, что они быстрее реагируют на перемены, но и потому, что они искренне хотят построить лучшее будущее. Недавно в печенье с предсказанием мне попалась китайская пословица: «Человеку без улыбки на лице не стоит открывать магазин». Верно! В китайском языке слово «кризис» состоит из двух символов: опасность и возможность. Если ты видишь возможность, ты более оптимистично настроен. Если совместить это с тем, что на китайском мандаринском диалекте «Всемирная сеть» звучит как «сеть с мириадами измерений», вы поймете, как отношение китайцев помогает им искать и находить возможности в изменениях. В то время как мы на Западе очень часто видим в изменениях угрозу.
Говорят, для того, чтобы оставаться спокойным перед лицом опасности, нужно наблюдать и планировать. Легко сказать, но представьте себе, что вы столкнулись с ядовитой змеей, так называемым коричневым королем, где-то в австралийском захолустье и вы боитесь змей. Вам просто хочется убежать. Я понимаю. Несколько лет назад я сам оказался в точно такой же ситуации. Почему нам хочется убежать? Чувство страха заставляет кровь приливать к ногам, и мы начинаем убегать, или она приливает к рукам – мы начинаем драться, или к животу – и он начинает болеть, а мы чувствуем себя парализованными и замираем.