Тема этой главы – ключевая точка основного конфликта совладельцев. Давайте разбираться почему.
По сути, доля в бизнесе – это капитал партнеров в процентном выражении, который каждый из них вложил в общее дело и в соотношении с которым предполагается получать дивиденды из прибыли. По крайней мере большинству совладельцев так кажется. Но мы предлагаем разобраться во всех интерпретациях понятия «доля», выяснить, что эти доли могут означать в реальности, копнуть в детали.
На практике часто встречаются совместные бизнесы, оформленные на одного индивидуального предпринимателя. Такое решение достаточно рискованно для партнерства, но обычно на это идут в самом начале пути. Когда хочется протестировать гипотезу, да и ИП открыть легко.
Поймите, что юридически выделить долю из индивидуального предпринимателя, как и защитить ее в суде не получится. Потому что ИП – это не юридическое лицо, а статус гражданина. Мы советуем нескольким совладельцам создавать совместное юридическое лицо. Это позволит при желании передать долю или продать ее. ИП может владеть бизнесом только единолично, а потому для партнерства эта форма собственности не подходит.
Итак, вы зарегистрировали с партнерами совместное юридическое лицо. Представьте, что обсуждаете, как распределить доли. У вас хорошие отношения, вы уверены друг в друге. Подумайте, какую долю вы предложили бы ему?
Чаще всего на переговорах с предпринимателями мы слышим: «Давай пятьдесят на пятьдесят». Все как всегда, всем поровну. На ваш взгляд, это хорошее решение?
Правильный ответ: пока не знаем. У нас недостаточно информации о партнерстве, если размер долей 50 на 50 – это все, что нам известно. Этой главой мы погрузимся в мир долевого владения бизнесом. Пристегнитесь.
Почему совладельцам комфортнее поделить доли поровну на двоих, на троих, на четверых? Потому что в таком процентном соотношении проще избежать эмоциональной составляющей: «А у него – больше». Люди убеждены, что размер доли влияет на главенство в бизнесе. Будто степень важности каждого владельца определяет именно доля его собственности. Чем она больше, тем весомее слово партнера. Если у меня 49 %, а у Ивана – 51 %, значит ли это, что все важные решения в бизнесе принимает он, а я тут только стенку подпираю? Нет, так бывает не всегда.
Группа предпринимателей выкупила 85 % завода. Приехали осмотреть владения, а там директор какой-то дерзкий. Ну, они и так с ним пытались поговорить, и иначе. Директор очень в себе уверен, говорит: «Не власть вы, парни».
Тогда покупатели решили внимательно посмотреть Устав – ну, да, самое время же, – чтобы понять, как выгнать директора. А там сказано: «Для того, чтобы сменить директора требуется 100 % голосов собственников». То есть решение принимается единогласно. Догадаетесь, у кого оставшиеся 15 %? Правильно, у того самого директора. И полномочий у него, согласно Уставу, достаточно, чтобы почти ничего у учредителей не спрашивать и согласования не просить.
Вот так, владея 85 % компании можно совершенно не иметь контроля над ней и наоборот. Доля не обязательно равняется главенству – влиянию на дела бизнеса. Гораздо важнее, о чем вы договорились с партнером и как прописали договоренности в документах.
ДМИТРИЙ КИБКАЛО
У меня венчурная студия. В чем суть моей работы: я приношу в партнерство деньги, экспертность, связи и ищу человека – управляющего партнера, будущего совладельца и СЕО, который вложит все свое время в реализацию плана.
Таких проектов в моей карьере много. Соответственно и доля моя в них разная, – может быть 80 %, а может и 20 %. Но, вне зависимости от размера моей доли, все операционные решения принимает партнер. Это наша с ним договоренность и она выдерживается на протяжении всего периода сотрудничества.
Пусть моя доля порой сильно больше 50 %, я все равно не главный человек в проекте, и финальное слово – за партнером.
Если один из партнеров более компетентен в определенной части бизнеса, то размер его доли в процентном соотношении не имеет значения, оптимальнее поставить его туда принимать решения – расширить степень его влияния. А распределять доли самого бизнеса нужно с опорой на другие критерии. О них – в следующей главе.
Директор завода со своими 15 % хорошо показывает нам, что степень влияния на бизнес и размер доли – два совершенно разных вопроса, никак напрямую не связанных.