В. Я слышал, что даже от нахождения среди святых, духовно развитых личностей у человека может проснуться тяга к поиску Бога.
У. Это так. В «Бхагавата-пуране» есть история о мудреце Нараде в которой рассказывается, что в одном из своих воплощений он родился в семье, где его мать прислуживала брахманам. Находясь среди них, слушая их беседы о Боге, Нарада был очень заинтересован. Но опять же не стоит забывать – это были действительно святые личности, от простого присутствия рядом с которыми у человека может проснуться тяга к духовному знанию. Много ли сейчас в наше время по-настоящему святых? Их единицы, а что уж говорить о том, чтобы они собирались в общества и дружно сосуществовали вместе?
В. Можно ли как-то опознавать духовного человека по внешнему виду?
У. Этого никак не сделать. Внутренний мир не проявишь при помощи внешних атрибутов. Люди не способны даже разобраться, что у них самих находится в голове, как оно туда попало и что с этим делать. Что там говорить о суждении других? В наше время очень много жуликов и шарлатанов, которые выучив основы какого-либо учения, надевают на себя религиозные одежды и обманывают людей, собирая с них пожертвования себе на жизнь.
Человек высокодуховный может не носить отличающей атрибутики. Его обычно сложно или вообще невозможно вычислить в толпе. Если будет суждено, как и с гуру, то Вам повезет с ним встретиться и познакомиться лучше. Но для этого надо будет отринуть все представления о том, что гуру или мудрец может быть одет только в определенную одежду, прическу, носить определенную атрибутику или принадлежать к какой-либо религии. Вы должны смотреть внутрь человека, не на одежду и даже не на разговоры, ибо языком молоть может абсолютно каждый.
В «Бхагавата-пуране» (песнь 7, глава 13) также очень интересно сказано об этом:
10. Тот, чьи внешние признаки отшельника не очевидны, но продолжает свою цель (т.е. сосредоточение на Атмане), может, хотя и ученый, показать себя (т.е. вести себя внешне) как сумасшедшего или невежественного ребенка; хотя он очень умен и мудр, в глазах публики он должен казаться немым.
11. По этому поводу в качестве иллюстрации традиционно приводится старое историческое повествование. Это беседа между Прахладой и аскетом мудрецом Даттатрейей, соблюдающим образ жизни Аджагара.
12-13. Когда Прахлада, возлюбленный (преданный) Господа, в сопровождении нескольких министров путешествовал по разным мирам с целью познать истинную природу людей, он случайно увидел на вершине Сахьядри (Западные Гаты) на берегу Кавери, какого-то человека, лежащего на голой земле. Его чистое сияние было скрыто под слоем пыли, покрывающей все части его тела.
Далее в тексте говорится, что побеседовав с ним, Прахлада убедился в святости этого человека несмотря на то, что другие старались обходить его стороной. О каком внешнем виде вообще тогда идет речь? Главное то, что у человека внутри. А это никакие тряпки не покажут. Духовный прогресс невидим для других и никто не может описать трансцендентных чувств словами.
Также при внутреннем росте у человека могут проявиться сиддхи, сверхспособности. Но даже если йог и достигнет сиддх, разве кому-то об этом скажет? Потому это редкая удача встретить по-настоящему развитую духовно личность. Нельзя найти намеренно, за деньги или просто выбирая по одежке. Таков он путь.
По-настоящему великие личности понимают, что они просто могут играть какую-либо роль в этом мире. При чем эта роль может быть не только гуру, учителя, святого, но и самого обычного человека, занятого простыми делами. И никто даже не заподозрит, что рядом с ним где-нибудь в автобусе или на скамейке в парке сидит человек, достигший высокого уровня духовного развития. Таково оно истинное величие. Оно не требует показушности.
В. Ну а как же они тогда будут совершать свои великие дела, если они живут самой обычной жизнью?
У. Обычной жизнью они живут только часть времени. Это может быть работа для заработка денег, хобби и другие дела. Но ведь Вы не знаете, чем он занимается еще, когда приходит домой. И знать об этом обычно никому не обязательно. Существует множество тайных обществ, адепты которых делают много дел для блага человечества. Вы о них не знаете, и они не хотят этого. Чтобы делать великие дела не обязательно сообщать об этом всему миру.