Предисловие

Из всех сфер, связанных с воплощением жизни духа, театр имеет ту связь с самой жизнью и её душой в устремлениях их претворить, во всей полноте и в каждом мгновении, и сама жизнь становится искусством. Существует множество видов искусства и их произведений, которые запечатлеваются разными способами, но в данной работе поднимается вопрос сохранения именно живого произведения и делается акцент на сохранении живого произведения театрального искусства.

Как запечатлеть, сохранить саму жизнь духа, то живое искусство – вопрос, который будет решаться наукой. Мы знаем и чувствуем, что такое жизнь, но научились ли длить и сохранять её, хотя бы ту лучшую созидательную, творческую, содержательную сторону – лишь отчасти в информационных источниках, литературе, видеозаписях и фотографиях, и даже в цифровой форме и биоматериалах. Но ту самую её жизненную, живую сущность, её воплощаемый дух, каждое неповторимое и уникальное мгновение – всё это только впереди. А когда сама жизнь к тому же может стать искусством, претворением этой жизни в лучших её проявлениях в каждом моменте в устремлениях к совершенству. И в театральном живом искусстве можно усмотреть тот философский и практический механизм воплощения жизни духа в каждом мгновении, и вместе с информационным путём научиться эту жизнь сохранять – столь глубоки связи сфер. И в данной связи можно немного пофантазировать и представить, что в будущем в связи с информационными технологиями театр может стать одной из тех немногих форм, в которой у людей есть возможность видеть помимо своей жизнь человеческого духа, и это будет Театр Жизнь.

Данная книга – результат исследования и разработки подходов к сохранению живого произведения театрального искусства. Многие виды сохраняемых произведений искусства статичны, но произведение театрального искусства живое, оно творится в настоящем, здесь и сейчас, перед глазами зрителей, и как сохранять саму жизнь искусства – проблема, в которой соединено столько тонкостей и хранится множество ответов на вопросы в других сферах науки и искусства.

Воплощение жизни духа человека и самого живого театрального искусства относится и ко всей человеческой жизни – «мир – театр». Это чувство жизни искусства многими выражается одними и теми же словами «уникально и неповторимо также как и сама жизнь». Именно в искусстве Г.Гегель видит запечатление идеи в бесконечной форме, и Ф. Шиллер пишет, что «произведение, созданное для силы воображения, может достичь совершенства лишь в бесконечном»2 – и это и о живом искусстве. Именно поэтому, соединив теорию воплощения с философией духа, мной разрабатывается и философия воплощения жизни духа и разума – настолько сильны и философия и теория в своем союзе, что новое философское знание может быть действующим методом, применим для претворения в полной мере духовных, интеллектуальных, физических качеств и устремления в человеческой жизни. И если в философии воплощения излагается путь претворения духа и разума применимо к жизни человека, то в данном исследовании освещаются возможности сохранения воплощённого результата жизни человеческого духа в живом произведении театрального искусства и запечатления каждого момента уже его жизни во всех проявлениях.

Ещё более примечательна другая особенность, которая также послужила основой для данного исследования – это информационные возможности. Жизнь и ее мгновения неповторимы, а воплотить множественность возможных вариантов развития и путей жизни в одном – вопрос научный, но способ дать жизнь этому множеству и запечатлевать, сохраняя, продолжая и передавая эту жизнь, существует в искусстве и работает сразу с духовным и материальным началами, физической, информационной и энергетической природой. И запечатление воплощения проявлений жизни входит в цели импрессионизма. В жизни всегда выбор, и хотя есть многообразие вариантов, но возможность реализовать только один. Но дух и разум богаты возможностями своего претворения – и необходимо стремиться не утерять ни одного значимого штриха картины жизни, ни единой грани таланта и его воплощения. Претворить лучшие духовно-интеллектуальные качества людьми в их жизни – высшая цель философии воплощения. Ценить каждое мгновения бытия, иметь не только вероятности, но возможности дать жизнь всем росткам красоты души и ума – это наивысшее устремление воплощения и запечатления. И оба направления – воплощения и запечатления – движутся навстречу друг другу и соединяются в идее сохранения и дления жизни в информационной плоскости – это и есть то бесконечно-вечное устремление духа и разума.

Очевидно, что это несколько уровней воплощения самой жизни: во-первых, претворение жизни духа и, во-вторых, воплощения всех его возможных многообразных проявлений. И ещё один уровень – это работа с воплощением содержания, смысла, и соответствующая деятельность по сохранению этого смыслового значения. Умения вместить многомерность смыслов, запечатлеть многообразие всех проявлений жизни, каждого ее момента, в котором могло одно или другое действие, реализована та или другая идея, сказано это или иное слово или фраз, создающие новый контекст – возможно именно в искусстве, поскольку сам ход времени и жизни позволяют сделать что-то одно. И непревзойденным мастером, создающим для жизни искусства возможности не только выбора, но и проявления всех вариантов его раскрытия, является Сергей Эдуардович Алдонин – художественный руководитель Театра имени М.А. Булгакова, где вы и можете наблюдать многообразную жизнь живого театрального искусства.

В разработке подхода к сохранению живого произведения театрального искусства сыграли роль и детские впечатления от одного из периодов в творчестве художников-импрессионистов в устремлении к запечатлению многообразия моментов жизни. И из импрессионизма извлечен и применяется способ запечатления. В качестве метода сохранения каждого момента жизни творимого на глазах зрителей живого произведения, запечатление является наиболее эффективным и обеспечивающим полноту сохранения смысла. Данный метод из художественного направления стал использоваться в современности в науках о жизни и информатике именно в целях фиксации жизненного и информационного процесса. И в любом запечатлении важно сохранить и форму, и содержание, а творческий процесс требует ещё большего как и сама жизнь – сохранения этой самой жизненности, так как мы наблюдаем само творение живого произведения.

Казалось бы, поскольку существует видеозапись, сохраняется режиссёрский план и есть театральная критика, можно было бы предположить, что произведение сохраняется, но речь идёт именно о живом произведении театрального искусства, в особенности в контексте многообразия его жизни и воплощения. Но именно характер живого произведения подвигает к отысканию тех приемлемых и охватывающих полноту этой жизни средств. Как писал А.П. Чехов А.С. Суворину: «… Исчезла бесследно масса племён, религий, языков, культур, – исчезла потому, что не было историков и биологов. Так исчезает на наших глазах масса жизней и произведений искусств…»3.

В работе обращается внимание на живое произведение театрального искусства и предлагается несколько подходов к его сохранению, в том числе, тот подход, в основу которого положен концепт из знаний множества сфер и театра. Данный концепт объединяет информатику, семантику, философию, психологию, литературу, драматургию, теорию воплощения, язык и терминологию театрального искусства и образование в данной сфере, подготовке к роли, творческий процесс на репетициях и спектаклях, художественное произведение и живое произведение искусства – в целом жизнь театра и театрального искусства, направленную на создание живого произведения. И поскольку основой служит информация, которая, в свою очередь может созидать, и содержание может образовывать форму, моделировать структуру, то и подход можно выстраивать от живого произведения искусства и связей с ним всего его окружения и соединять разные методы для данной культурозначимой цели. И это всегда индивидуальный подход к каждому сохраняемому живому произведению театрального искусства.

В основной части книги излагается исследование, рассматриваются с аспекты воплощения, подробно изучается работа сознания с произведением и многообразием информации, создание самого произведения и навстречу данному созиданию – деятельность по сохранению живого произведения театрального искусства.

В данной связи для формирования концепции проведено исследование, и предлагается рассматривать целое художественное направление по воплощению и запечатлению живого сценического искусства. Раскрыть, систематизировать и теоретизировать то прекрасное, что создается мастером и живет, как и сама жизнь, – в каждом моменте этого течения времени – изменяющееся и многообразное – имеет колоссальное значение для развития художественной сферы, продолжения и преумножения культурного наследия и научного знания об искусстве и его жизни.

Загрузка...