«Потребители – это все мы, – говорил президент США Джон Ф. Кеннеди. – Это крупнейший экономический слой, который воздействует на любое частное или государственное экономическое решение. Но это единственный голос, которого зачастую не слышно». Эти слова президент произнес в Конгрессе США 15 марта 1962 года. Позднее его речь стала основанием для создания Всемирного дня защиты прав потребителя, который стали отмечать именно в этот день. А также – для зарождения движения в защиту прав потребителей во всем мире.
Кто же такой «потребитель»? Вся мировая экономика построена на том принципе, что конечным звеном в цепочке деньги-товар-деньги, как правило, является именно рядовой потребитель, поскольку именно на удовлетворение его естественных нужд и потребностей работают все отрасли промышленности, индустрии услуг и развлечений всего мира. Потребитель – это самое главное звено любой отрасли экономики. Любой производитель, лишившийся потребителя, обречен на банкротство. На основании этого можно считать, что защита законных прав и интересов потребителя является одним из приоритетных направлений деятельности государства. Гражданин-потребитель должен осознавать, что совершая ту или иную сделку, заключая тот или иной договор, что-то приобретая, будь то товар или услуга, он защищен государством в полной мере. В 1985 году генеральная ассамблея ООН закрепила 8 руководящих принципов для защиты интересов потребителей. Это права на:
• удовлетворение основных потребностей;
• безопасность;
• получение информации;
• выбор;
• возмещение;
• получение образования для потребителей;
• здоровую окружающую среду.
В России в настоящее время действует Федеральный закон «О защите прав потребителей» в последней редакции от 2021 года. С тех пор в судах рассмотрено сотни тысяч дел. Среди них – и по завышенным процентным ставкам по потребительским кредитам, и по опасным детским игрушкам, и по грязной питьевой воде, и по лживым ценникам, и по продаже бракованных, просроченных изделий и товаров, и, конечно, по вредным добавкам в продуктах питания… Правозащитники стоят на страже наших интересов.
Например, в немалой степени благодаря давлению правозащитников, сконцентрировавших свои усилия на проблемах детского питания, в декабре 2008 года был принят «молочный регламент», согласно которому «питьевым молоком» может называться исключительно продукт, произведенный из натурального сырого молока, которое не подвергалось выпариванию. Если же в состав входит хотя бы 1 % сухого порошка, то такой продукт должен именоваться «молочным напитком» или «заменителем молочного продукта».
Ваши права защищены законом РФ «О защите прав потребителей».
В магазине вы имеете право получить всю информацию о товаре, а также о поставщике и способе хранения конкретного продукта.
Покупатель имеет право:
• получить консультацию по выбору продукта;
• приобрести товар по той цене, которая указана на ценнике;
• не платить за случайную порчу товара (если товар расставлен не должным образом и нарушена норма расстояния между стеллажами);
• получить возврат денежных средств за некачественный товар (если дома вы обнаружили, что он испорчен: истек срок годности, нарушена герметичность упаковки или товар потерял свои потребительские свойства в связи с неправильным хранением);
• если продукт расфасован непосредственно в магазине, потребовать информацию: наименование, вес, цену за килограмм, стоимость отвеса, дату фасовки, срок годности, номер или фамилию весовщика;
• вы имеете право на возврат или замену товара в течение 14 дней, в зависимости от категории товара;
Опираться вы можете на Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей».
Кстати, по этому же закону в ресторане вам обязаны предоставить информацию о калориях, белках, жирах и углеводах в каждом блюде из меню.
Теперь давайте проанализируем, как мы покупаем. Пришли в магазин. Взяли тележку. Лучше побольше – а вдруг акция? Хотя предлагаются маленькие корзинки. Но их же неудобно нести в руке. А в корзину на колесах некоторые родители даже маленьких детей усаживают вместе с арбузом и пельменями.
Теперь вы идете на «экскурсию» по площади от 100 до 1000 квадратных метров. Под ногами как правило, мелкая плитка, по которой едущая тележка стучит, издавая равномерное «тук-тук», что успокаивает нервы. Идем по магазину так медленно, чтобы успевать рассматривать товар и попадающиеся на глаза акции. В одних магазинах это красные ценники, в других – желтые. На самом деле, эти скидки – провокаторы, которые заставляют нас переплачивать.
Но не только они. Если мы, к примеру, пришли за 1 литром молока, но нам предлагают 2 литра всего на 20 % дороже. Конечно, мы их погрузим в тележку. Хотя знаем, что столько нам не надо, и лишний литр прокиснет. Но ритейл ликует – впарил-таки товар, причем без всякого для себя убытка, потому что цена, скорее всего, завышена изначально.
Пройти мимо отдела с собственным производством невозможно из-за ярких, манящих запахов. Чаще всего это выпечка. Нос приятно щекочет ванильный аромат. И если ты голоден, то купишь всего и побольше, с трудом сдерживая желание отломить горбушку горячего хлеба, еще не дойдя до кассы.
А теперь самое интересное – мы подходим к кассе, где разложена сладкая «мелочь» и баночки с напитками. Мы столько времени и сил потратили, чтобы заполнить большую корзину, что хочется себя вознаградить – или лимонадом, или шоколадкой. Пожалуйста! Все есть! Рука так и тянется за «сникерсами», «орбитами», «колой»… А потом, конечно, еще переплачиваем за пакеты. Причем даже не замечаем, что делаем это почти каждый поход в магазин.
И, конечно, очень часто попадаемся на маркетинговые уловки на этикетках, что тоже заставляет нас покупать конкретные продукты:
• Надпись «фитнес» часто на поверку оказывается кучей сахара и обработанных злаков.
• Калорийность указывается на 100 г, а не на банку (а белка, наоборот, на банку).
• Количество сахара или калорий указываются на малую порцию, а не на все содержание в пачке.
• Надпись «с витаминами/с кальцием/и др. полезными компонентами», которые по факту стоят на последнем месте в составе. В продукте их минимальное количество, которое никак не повлияет на здоровье, зато влияет на выбор при покупке.
• Продукты с надписью «био-протеин» или «много белка» не имеют больше белка, а также там часто содержится много сахара.
• Продукты на фруктозе привлекают наше внимание, а они опаснее и калорийнее обычных.
• Наклейку «био/эко» часто указывают просто для привлекательного вида упаковки, большинство производителей не имеют никаких сертификатов.
• Продукты «без сахара» часто имеют тот же сахар, только в другом химическом виде и под другим названием.
• Надпись «лайт» чаще всего ставят, когда сокращают калорийность за счет жиров или сахара, добавляя в состав небезопасные добавки.
• Надпись «не содержит консервантов» вводит в заблуждение, ведь на самом деле продукт может содержать уксус Е260 из категории «консерванты» или сахар/соль, являющимися природными консервантами.