Смоленск является одним из древнейших русских городов, упоминаемых наряду с Киевом и Новгородом. В стародавние времена он был центром племенного союза кривичей.
Смоленск как город, то есть как огороженное укрепленное поселение, существовал еще до основания Русского государства. По верхнему Днепру тогда жили кривичи, и их град Смоленск был устроен по образцу всех других славянских городов, многие из которых сохранились под общим названием «городков» и «городищ». Все они представляют собой искусственный или природный холм (большей частью на берегу реки) с валом по краям и рвом вокруг подошвы холма.
В «Повести временных лет» сказано, что кривичи «седятъ на верхъ Волги, и на верхъ Двины и на верхъ Днепра, их же град есть Смоленескъ».
Наши древнейшие летописи свидетельствуют, что Смоленск известен уже в IX веке. В недатированной части «Повести временных лет» о нем говорится как о городе, существующем исстари.
Кривичи в Смоленске. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XV век
Этот факт, зафиксированный в наиболее ранней из сохранившихся в полном объеме русских летописей, известен всем интересующимся древнерусской историей. Также из летописей известно, что Смоленск был древним религиозным центром. Так где же был расположен этот летописный град?
Это удивительно, но, несмотря на более чем столетнее изучение Смоленска, историки на этот вопрос до сих пор не могут дать однозначный ответ. По сути, первоначальный населенный пункт превратился в город-фантом, город-призрак, и наука тут находится в определенном тупике.
Принято считать, что возникновение Смоленска каким-то образом связано с Гнёздовским археологическим комплексом. Этот уникальный археологический памятник расположен примерно в 10 км западнее центра современного Смоленска, возле микрорайона Гнёздово. Это крупнейший в Европе курганный могильник, и там сейчас сохранилось около 1500 курганов. Но проблема тут заключается не в сложности получения в результате раскопок археологического материала, а в столкновении нескольких научных гипотез происхождения Смоленска.
Первая гипотеза была высказана в 1905 году после проведения раскопок смоленским священником и краеведом-любителем Григорием Кирилловичем Бугославским, и заключалась она в том, что гнёздовские курганы в древности были языческим кладбищем Смоленска, всегда находившемся на одном и том же месте. Дальнейшее изучение Гнёздова показало несостоятельность этой гипотезы.
Вторую гипотезу возникновения Смоленска озвучил в самом начале ХХ века московский археолог Владимир Ильич Сизов, раскопавший около 500 курганов. Он считал, что поселения на территории Гнёздова и исторического центра современного Смоленска существовали одновременно. Учитывая накопленный археологический материал и уровень современных знаний, можно констатировать, что сейчас и эта гипотеза выглядит неубедительно. Прежде всего, потому что в центральной (древней) части современного Смоленска до сих пор не найдено ни следов культурного слоя IХ – Х вв., ни остатков оборонительных сооружений, относящихся к этому периоду, ни языческого кладбища, а вот в Гнёздове все это имеется. Плюс не очень верится в то, что могли существовать параллельно два крупных поселения на столь малом расстоянии друг от друга.
В. И. Сизов в 1902 году характеризовал Смоленск как чисто славянский город, «где возможный варяжский элемент не играл господствующей роли». Среди прочего населения он выделил купцов-воинов – зажиточных людей, захороненных в центральной группе курганов, и к этой группе населения он отнес и похороненных в Гнёздове варягов.
Третья гипотеза возникновения Смоленска была сформулирована археологом и крупнейшим специалистом по средневековым русским надписям Александром Андреевичем Спицыным. Он первым предположил, что огромный Гнёздовский могильник остался от древнейшего Смоленска, располагавшегося тогда в Гнёздове, а не на современном месте.
А. А. Спицын считал, что Гнёздово – это древний Смоленск, который располагался на Ольшанском городище, откуда князь Олег, преемник Рюрика, перенес его на Центральное городище, а при Ярославе Мудром город был перенесен на новое место.
Эта гипотеза сейчас представляется наиболее перспективной.
Таким образом, княжескому христианскому Смоленску, расположенному на нынешнем месте, предшествовал Смоленск языческий, и Гнёздовское поселение практически идеально соответствует дохристианской столице кривичей.
В малоразработанной еще теме о древнерусских городах домонгольского времени городам Смоленской земли принадлежит особенно важное место. Здесь был расположен кривичский племенной центр Смоленск, контролировавший важнейшую водную коммуникацию древности – Путь из варяг в греки. В IX–X вв. город был известен византийцам и скандинавам (а последние не только здесь торговали, но также и жили).
Существует две версии происхождения названия Смоленска. По одной из них, оно восходит к названию реки Смольня (старославянское «смоль» – чернозем). Другая версия гласит, что город находился на «Пути из варяг в греки» на окончании места, где переволакивали корабли из Западной Двины в Днепр. Там местные ремесленники смолили лодки торговцев.
В целом же можно сказать, что территория Смоленской земли была заселена примерно 10 000 лет назад, когда здесь появились бродячие охотники. В эпоху, предшествующую образованию Древнерусского государства, Смоленская земля была заселена несколькими славянскими племенами: главным образом, кривичами, а также дреговичами и очень малочисленными радимичами.
С середины I тысячелетия нашей эры начал складываться большой племенной союз, получивший название «кривичи».
По мнению лингвиста М. Р. Фасмера, кривичи получили такое название по имени родоначальника племени, которого звали Крив. А от названия племени по народной этимологии было образовано слово «криви́ч» (неискренний, фальшивый человек). С этим, кстати, связано известное выражение «криви́ть душой».
Кривичи – это один из самых сильных восточнославянских племенных союзов. Они занимали территорию в верховьях Днепра, Волги, Западной Двины, а также в районе Чудского, Псковского озер и озера Ильмень. С образованием Древнерусского государства кривичи вошли в его состав. Летописец связывает это с походом дружины новгородского князя под предводительством Олега на Киев.
Смоленск теперь расположен на пяти холмах: Покровском, Соборном, Вознесенском, Воскресенском и Казанском. На каком из них находился древний Смоленский «город»? Вероятнее всего, что на Соборном, так как он круче других и лучше их отделен от остальной местности рвами.
ИВАН ИВАНОВИЧ
ОРЛОВСКИЙ,
русский краевед,
историк, географ