«Бхагавад-гита» – это часть «Махабхараты», древнеиндийского эпоса на санскрите, которые является одним из крупнейших литературных произведений в мире. Действие происходит пять тысяч лет назад в Бхарата-варше, или Древней Индии. Как вы знаете, официальное название этой страны сейчас – Республика Индия, оно происходит от древ- неперсидского слова «хинду», родственного санскритскому «син- дху» – историческому названию реки Инд. Но власти Индии дума- ют переименовать страну, вернув ей ее древнее название на языке хинди – Бхарат – в честь первого древнеиндийского императора, который, по легенде, завоевал весь мир и райские миры. Его история описана в «Махабхарате». Перескажу ее вкратце.
Бхарата был сыном короля Душьянты и королевы Шакунталы, чья история любви также является предметом многочисленных литературных про- изведений, включая известную пьесу Калидасы
«Шакунтала». После своего рождения и последую- щего признания отцом, Бхарата наследовал трон и стал правителем.
Одним из наиболее значительных аспектов правления Бхараты было его решение о поиске достойного наследника. Хотя у Бхараты было много сыновей, он не считал ни одного из них подходящим для престола по различным причи- нам. Стремясь обеспечить благополучие своего царства, Бхарата совершил великое жертвопри- ношение, просив богов подарить ему наследника, который мог бы стать идеальным правителем.
В результате жертвоприношения у него родился сын Бхуманью, который впоследствии стал его преемником.
Царь Бхарата оставил после себя не только физическое потомство, но и моральный образец для будущих поколений. Его идеалы справедливости, мудрости и долга перед своим народом оставили неизгладимый след в индийской куль- туре. Бхарата считается эталоном монарха, чьи решения были направлены на благо всех его подданных.
История Бхараты повлияла на многие аспекты индийской культуры и государственности, в том числе на национальное самосознание.
Имя Бхарата и сегодня играет центральную роль в индийской идентичности, и его персонаж по-прежнему восхваляется как символ идеального правления и национальной гордости.
Таким образом, царь Бхарата не только сформировал политический ландшафт древней Индии, но и оставил наследие, которое продолжает вдохновлять индийское общество на протяжении веков.
Таким образом, легендарный царь основал свою династию, к которой позже родились пять вои- нов-братьев Пандавов.
«Бхагавад-гита» – это квинтэссенция «Махабхараты», заключающая в себе философ- скую беседу великого воина Арджуны, третьего из братьев Пандавов и сына царицы Кунти и бога Индры, с Господом Кришной о предназначении человека. Она происходит за несколько минут до начала масштабного сражения в святом месте паломничества – на поле Курукшетра.
Это сражение продлилось восемнадцать дней и погубило более миллиарда человек. Нам трудно даже осознать такое число жертв, но в те времена понятие о пространстве, количестве и времени было другим. Тогда на поле битвы сошлись два рода – Пандавы и Кауравы, а предпосылкой сражения между ними стала публично опороченная честь Драупади, жены пяти братьев Пандавов. Вот как все было.
Завистливый принц Кауравов Дурьодхана, который тоже претендовал на руку Драупади, но потерпел поражение, затеял игру в кости.
В результате старший из Пандавов, Юдхиштхира, проиграл Кауравам царство, своих братьев, себя самого, а затем и Драупади. Заполучив ее, младший брат Дурьодханы, Духшасана, подверг Драупади унижениям, считая ее отныне своей рабыней: он коснулся священной косы царицы и попытался снять с девушки сари, но Кришна, услышав ее мольбы, сделал ее сари бесконечным. И хотя результаты игры были отменены, в повторной игре Пандавы все равно проиграли царство и отправились в тринадцатилетнее изгнание, где решили отомстить Кауравам – не за проигрыш, а за оскорбление своей жены.
По окончании изгнания Дурьодхана отказал Пандавам в требовании вернуть царство.
И они были готовы отказаться от него взамен на пять деревень, но надменный Дурьодхана отверг и это предложение. В итоге конфликт привел к началу битвы.
Дхритараштра, отец Дурьодханы и слепой от рождения царь Кауравов, очень хотел знать, что происходит на поле битвы Курукшетра.
И тогда великий мудрец Вьясадева, автор и «редактор» Вед, Пуран и «Махабхараты», предложил Дхритараштре даровать зрение, чтобы тот мог следить за битвой. Дхритараштра отказался, но выразил желание слышать обо всем. Тогда Вьяса подарил чудесное зрение советнику царя, Санджае, и поручил ему вести рассказ о сражении. Вот так до нас и дошло все, что случилось до, во время и после сражения.