Глава 2 В гости к сказке, или Чудеса в деталях

Сказочный рецепт № 1. Создаем сказочную атмосферу

Чтобы сделать чтение сказок любимым занятием детей, используйте метафору «В гости к сказке». Вы не просто читаете. Книга приглашает вас в гости в сказочный мир. Вы знакомитесь с ее жителями, их проблемами, вместе рассуждаете о возможностях их решения, вместе совершаете подвиги и радуетесь победам над злом.

Ваш сын или дочка будут ждать эти чудесные мгновения совместных чтений и разговоров по душам. А потом пронесут эти теплые воспоминания детства в сердце через всю жизнь.

Устройтесь поудобнее в кровати, на диване или на подушках на полу. Отключите звук телефона, выключите все, что готовится у вас на плите. Бытовые вопросы не должны отвлекать от путешествия в сказку: это разрушит атмосферу волшебства.

Обнимите ребенка так, чтобы он чувствовал тепло вашего тела. Это создаст у него ощущение защищенности, близости и опоры.

Идея! Обнимайте своего ребенка почаще. Не бойтесь избаловать его лаской. Детям не хватает объятий, внимания, тактильного контакта с родителями. Иногда бывает, что дети начинают уклоняться от «нежностей». Такое желание нужно уважать. Но это не означает, что ребенок не нуждается в ваших прикосновениях. Попробуйте поиграть в монстра-обнимашку, который будет гоняться по квартире и обнимать всех, кто попадется на пути.

В вечернее время для создания особой атмосферы зажгите свечу (восковую или электрическую). Ребенок сосредоточится на наблюдении за огоньком, успокоится и будет более усидчив и внимателен.

Используйте интонационные выделения в речи. Если ваш голос будет тихим, таинственным, ласковым, протяжным, а речь – с обилием пауз, дети будут слушать сказку более внимательно. Такой голос словно погружает в сказочный мир, создает контакт с внутренним миром ребенка.

Во время чтения можно использовать наглядные материалы: картинки, игрушки и фигурки, проектор. Также вы можете в качестве фона включать классическую музыку, подходящую по характеру к читаемому произведению.

Помните, в телепередаче из нашего детства сказки начинались с того, что добрая бабушка открывала окошко избушки и начинала свой сказ? Сейчас эту идею адаптировали в серии мультфильмов «Машины сказки». Это прекрасный инструмент создания сказочной атмосферы, настраивающий на расслабляющий и позитивный лад. Придумайте сами, какие ваши действия станут ежедневным вступлением к сказке – символическими воротами в сказочный мир.

Идея! Найдите, например, красивый ключик и используйте его для символического открытия двери в сказку, сопровождая все действия такими словами:

Дверь в сказку ключиком откроем,

Здесь каждый сможет быть героем,

Вкус приключений испытать,

Отважным, смелым, быстрым стать.

Побыть красавицей-принцессой,

Поверьте, будет интересно.

Или покажите детям коробочку (мешочек), которая закрыта крышкой или прикрыта платком. Загляните туда вместе: кто же там спрятался – фигурка, игрушка или карточка с картинкой (герой сказки или основа вашего будущего сюжета)?

А еще можно искать в мешочке героев сказки: оберните много разных фигурок (например, из «Киндер-сюрприза») в фольгу. Предложите ребенку пошуршать: вынуть фигурки по одной из мешочка и развернуть, а потом отложить в сторонку фигурки, которые были героями сказки. Это занятие способно надолго увлечь малыша.

Вы оглянуться не успеете, как ребенок привыкнет к такому вступлению к сказке и будет бежать со всех ног посмотреть, что же спрятано в коробочке.

* * *

Один из основных плюсов сказки – отсутствие прямых нравоучений, к которым мы прибегаем при воспитании, и наличие морали.

Если вы хотите использовать сказку в качестве полезного урока, это надо делать в момент возникновения проблемы, на решение которой вы хотите повлиять. Позже ребенок забудет о той ситуации, и полезный урок не будет воспринят.

Скажите: «Ты знаешь, я как раз вспомнила интересную историю». И расскажите сказку про героя, похожего на ребенка.




Ваш голос, интонации – ключик к созданию сказочной атмосферы. Тихий, таинственный, ласковый, встревоженный голос станет инструментом донесения важнейших мыслей, транслируемых в сказочной истории. Если ребенок совсем маленький и быстро устает, необязательно обсуждать сказку сразу же после прочтения. Это можно сделать позже. Только не забудьте прежде напомнить ребенку краткое содержание сказки.

Сказочный рецепт № 2. Книжный уголок

Организуйте дома книжный уголок. Выделите какую-то полку, до которой ребенок сможет легко дотягиваться. Расставьте на ней книжки с картинками, объединенные какой-то темой: пять книжек для малыша, восемь-десять – для ребенка постарше. Изучите их, а после выберите другие: например, сначала почитайте сказки о животных, потом об осени.

Это будет и импровизированный музей: на полке будут стоять ваши с малышом поделки и рисунки по мотивам сказок.

Книги подбирайте с учетом интересов и потребностей ребенка в данный момент, времени года, приближающихся праздников.

При выборе книги стоит обратить внимание:

● на простоту восприятия, соответствие возрасту ребенка;

● занимательный сюжет;

● моральный облик героев;

● образный литературный язык, высокую художественную ценность;

● прочность, если речь идет о книжках для малышей (отдайте предпочтение картонным изданиям).



Обязательно ознакомьтесь с содержанием книги перед тем, как читать ее ребенку, причем эта рекомендация касается как современных произведений, так и русских народных сказок.

Учите ребенка содержать книжный уголок в чистоте и порядке, бережно относиться к книжкам. С пяти лет ребенок способен проявить заботу о книгах: вместе с мамой подклеить переплет, подобрать обложку.

Загрузка...