С какого возраста можно начинать рассказывать и сочинять, разыгрывать сказочные истории?
Психологи рекомендуют приступать к этому увлекательному занятию с двух лет. Первыми сказками должны стать короткие и понятные малышу истории про животных (например, «Теремок», «Заячья избушка», «Три медведя»). Такие сказки помогут увеличить пассивный словарный запас.
В этом возрасте ребенок с восторгом встретит и небольшой кукольный спектакль, а скоро уже будет участвовать в постановке. Такие занятия помогают развивать эмоциональный интеллект самым оптимальным для дошкольного возраста способом.
Метафора – короткий путь к душе ребенка любого возраста. Даже того внутреннего ребенка, который живет в каждом из нас. Через понимание метафоры человек может научиться получать удовольствие от жизни, преодолевать трудности, любить, общаться и многому другому.
Сказки, наполненные архетипическими образами и символами, прокладывают прямую дорожку сразу в подсознание. Простые сюжеты воспринимаются детьми легче и охотнее, чем наставления родителей. Идеи добра, усвоенные из первых книг, начинают ежедневно незаметно влиять на сознание ребенка, помогая ему в повседневной жизни.
Неслучайно сказки, легенды и песни были основным инструментом воспитания детей во все времена. Обратите свое внимание на народные сказки, которым сотни лет, и это о многом говорит. Они прошли сквозь время и не забыты, а значит, несут настоящие крупицы народной мудрости.
Как мамы хотят услышать эти слова из уст своего ребенка! Но порой слышат обратное.
Мамы жалуются на дошкольников: «…Мой ребенок не любит сказки…», «…Я читаю, а он закрывает мне рот…» Или на школьников: «…Совершенно не любит читать!» И, как бы это ни было неприятно, тут вопрос только к нам, к родителям: что мы сделали не так, как возникла такая ситуация и, главное, можно ли ее как-то исправить?
На самом деле интерес ребенка к сказочной истории нормален и закономерен. Сначала малыш листает книгу с яркими картинками, затем интересуется, о чем эта книга. Однако есть верные способы отвадить ребенка от такого занятия. И самый главный из них кроется в наших благих намерениях.
Мотивировать, нельзя заставить
Помните, как в сказке «В Стране невыученных уроков» Витька Перестукин думал, где поставить запятую в предложении «Казнить нельзя помиловать»?
А вот вам, дорогие родители, в предложении «Мотивировать нельзя заставить» даже не надо думать, где ставить запятую, потому что заставлять ребенка читать или слушать книги нельзя.
Иногда хочется, чтобы ребенок поступил так, как будет «правильно», как хочется маме. Но у него свой взгляд на ситуацию. Вы объясняете, уговариваете, пытаетесь увещевать – все без толку.
Мы не всегда присматриваемся, что именно заинтересовало малыша. Выбираем историю на свой вкус. Хотим скорее научить его, раздражаемся, что нас «не так» слушают. Начинаем читать, когда он не готов воспринимать. Проводим параллель между чтением и чем-то неприятным (например, в некоторых случаях – отходом ко сну). Ребенок начинает сопротивляться книгам и в результате многого лишается.
Некоторые родители школьников очень хотят, чтобы их чадо поумнело, и насильно впихивают ему в руки книги. Если ребенок сам не хочет читать, читают ему вслух, хотя он их об этом не просил и не рад этому.
Это как насильно кормить человека, объявившего голодовку. Это не о любви и не о здоровых отношениях. А значит, сначала нужно наладить доверительный диалог и только потом обращаться к сказкам, так как если они воспринимаются как наказание, то вы получите исключительно вред, помноженный на все ваши старания.
Важно научить ребенка любить книги: художественную речь, разворачивающийся во времени сюжет, ведущий неизвестно куда.
Подумайте, как вызвать интерес ребенка к той или иной книге.
1. Сходите в интересный детский музей, например Музей барона Мюнхгаузена. Спорим, после такого увлекательного досуга ребенок сам будет просить вас почитать о приключениях сказочного героя?
2. Посетите кукольный театр, а после спектакля обсудите сказочную историю и упомяните о том, что позже можно прочесть ее в книжке.
3. Объявите среди знакомых детей конкурс рисунка по сказке. Предложите ребенку выбрать интересную ему сказку или героя для изображения. Прочитайте вместе книжку и вместе выберите наиболее интересную сцену.
4. Сходите вместе в книжный магазин и предложите ребенку самому выбрать книгу, которую он захотел бы прочитать. Не высказывайте негативного мнения, каким бы ни был его выбор.
Если вы с раннего детства читаете своим детям, то знаете, что однажды наступает такой момент, когда они просят перечитывать одну и ту же сказку и строго поправляют читающего, если замечают отклонения от оригинала. Ох, как это нервирует многих родителей! Но именно таким образом малыш впервые сам начинает влюбляться в звучащий текст и в порой сложные слова, слагающиеся в целый воображаемый мир.
Доверяйте своим детям. Подарите право выбора: даже двух- и трехлетние малыши способны самостоятельно взять книжку с полки – именно ту, которую им хочется почитать сегодня.
Если ребенку нужна одна и та же сказка в сто первый раз, значит, его душа требует именно этот сюжет. Тут вредны спешка и мнимые достижения, выражающиеся в количестве прочитанных книг. Здесь необходимо тепло и понимание между самыми близкими и родными людьми, терпение и забота.
С этого начинается волшебство, с этого начинается сказка.