Жили-были Король и Королева. У них было небольшое королевство, но всего в нем хватало для счастливой жизни. У них росла дочь – маленькая Прекрасная Принцесса. И все было бы прекрасно, только Королева чувствовала себя несчастной. Не замечала она тех благ, что были у нее, все время ворчала и была недовольна. То Король слишком занят своими обязанностями и не уделяет ей достаточно времени, то в Королевстве все не так, как ей бы хотелось, то Принцесса слишком шумит и пристает, и не дает заниматься любимым садом.
Король же был действительно занят важными государственными вопросами. А после того, как все дела заканчивались, хотелось ему просто побыть наедине с собой. Но напрямую говорить он не мог, не хотел расстраивать Королеву. Поэтому просто тихонько удалялся в библиотеку, где читал различные книги. А интересовало его очень много – и политика других государств, и географические открытия, и различные исследования, и гипотезы ученых. Часто его уединение прерывала Королева. Бывало, влетит раздраженная и говорит: «Вот опять сидишь за своими книгами, лучше бы со мной и Принцессой погулял, поговорил. На нас никогда времени нет!». И выходило, что вместо отдыха получал Король очередную порцию головной боли и проблему, требующую какого-то решения.
Как-то пришел в Королевство старый Мудрец и попросил встречи с Королем.
– Слышал я, что с Королевой вы живете не душа в душу, а как на пороховой бочке. Могу помочь вам.
–И как же? – спросил заинтересованно Король, хотя ему не очень понравилось, что незнакомец рассуждает о его семейной жизни.
– Отправляйтесь вместе в путешествие, в Страну Исполнившихся Желаний. Уверяю, когда вы вернетесь оттуда, все в вашей жизни изменится.
–Не слышал я про такую страну, Мудрец! Как же в нее попасть?
–Я дам вам волшебную книгу. Начнете читать ее и перенесетесь в эту страну в то же мгновение.
Удивился Король, но и интерес в нем проснулся. Что они теряют? Жизнь и так с каждым днем все невыносимей становится. Согласился с предложением Мудреца.
–А что ты хочешь за такую книгу волшебную? «И зачем помогаешь?» —спросил Король.
–Я не просто Мудрец, я Хранитель Семейных Уз. Узы эти прочнее каждое следующее поколение делают, но только если крепкие они, здоровые, если Любовь, Верность, Преданность и Поддержка их питают. А когда недовольство и ссоры кругом, то ослабевают, а порою и рвутся. Тогда нарушается связь поколений, болезни всякие приходят. Нехорошо это! Когда вижу, что где-то слабеют Узы – спешу помочь. Наградой мне счастье ваше и процветание семьи.
Король задумался. Правду Мудрец говорит. Принцесса из задорной и веселой девочки в угрюмую и подозрительную стала превращаться.
На следующий день, вечером, Король позвал Королеву в свою библиотеку, рассказал о встрече с Мудрецом и показал Книгу волшебную. Согласилась она на путешествие, любила Короля и не хотела, чтобы их Узы истончились, а тем более порвались. Открыл Король первую страницу, начал читать первую строчку и, вдруг, золотое мерцание над книгой начало подниматься и окутывать Короля и Королеву с ног до головы, пока совсем они не исчезли. Лишь книга осталась на столе лежать.
Смотрят они вокруг. Где оказались? Видят арку красивую, цветами увитую и написано на ней Страна Исполнившихся Желаний. Шагнули они сквозь нее. Король в ту же минуту исчез куда-то, на дороге одна Королева осталась. Оглянулась по сторонам – вокруг красивый сад, полный прекрасных цветов. Идет, наслаждается! Бежит к ней Король с распростертыми объятиями. «Привет, любимая! Я закончил все свои дела! Давай погуляем по этому чудесному саду, который ты создала для нас. И Принцессу позовем!» Прогулка вышла чудесная, они болтали, смеялись, качались на качелях, катались в лодке по пруду и много чего еще делали. Вздохнула Королева – вот этого я и хотела! Разве не прекрасно!
На следующий день все повторилось. Неделю Королева радовалась, что супруг наконец-то уделяет ей все свое свободное время. Но когда вторая, и третья неделя проходили по такому же сценарию, что-то начало ее раздражать. Разговоры были все те же, прогулки и совместные занятия такие же. Разве этого она хотела? Тогда чего? Что опять не так? Вроде бы все исполнилось. В конце месяца Королева была готова уже кричать и плакать. Не выдержала она идиллии и побежала по направлению к арке. Захотела покинуть эту страну.
Подбежала к тому месту, где арка была. А там уже ворота стоят и рядом охрана. «Чего вы хотите?», – спрашивают. «Вернуться домой хочу», – плачет Королева. «Выпустите отсюда». «Чего вы хотите?», – снова спрашивают охранники. Села Королева на землю и задумалась, а чего я на самом деле-то хочу? Слишком мало времени с Королем плохо и слишком много времени тоже плохо. Так я же сама ни разу Королю не сказала, что хочу. Сразу с упреками и криками. Ни разу не спросила, как он себя чувствует после того, как все дела закончит и почему в библиотеку убегает. «Хочу уметь так сказать о своих чувствах и желаниях, чтобы услышал и понял меня Король, чтобы договариваться умели и оба счастливы были!»
В тот же момент, как подумала обо всем этом Королева, оказалась она в Библиотеке супруга. Видит, и он сидит и как будто ее ждет. Посмотрели они друг на друга, улыбнулись и потом до самой ночи разговаривали. Спрашивали, уточняли, узнавали друг у друга то, о чем перестали говорить уже очень давно.
Стоит сказать, что путешествие Короля было немногим лучше, чем у Королевы. В его идеальном мире никто с ним не ссорился, все его оставили в покое. Он часами проводил в Библиотеке, прочитал столько книг, сколько и представить себе не мог. Но в какой-то момент подумал: «А что так тихо? Где все? Почему не зовут меня? Не ищут?» Вышел он из Библиотеки, прошелся по покоям, вышел в сад и нигде не встретил ни души. Зашел в конюшню. Видит, сидит там слуга и чистит упряжь. Спросил Король, куда все подевались. Удивился слуга: «Вы же отдохнуть хотели, так Королева всем сказала. Приказали собраться всем и тихонько уехать, чтобы только не мешать.» «И как давно все уехали? – Так уж год прошел». Король задумался, почему так получилось? Вроде бы хотел он покоя, но не такого длительного. И где теперь искать всех? С чего вдруг все решили, что его оставить нужно на столько месяцев одного? А потом понял, что ни разу не обозначил ни время, ни причину своего желания почитать одному. Все боялся обидеть лишний раз и молчал, мол сами догадаются. Вот и догадались, буквально поняли. Побежал тогда Король к выходу и также, как и Королева у ворот оказался. «Чего вы хотите?» «Хочу уметь так сказать о своих чувствах и желаниях, чтобы услышала и поняла меня Королева, чтобы договариваться умели и оба счастливы были!»
–Да уж, плохо мы мысли друг друга читаем. «Да и возможно ли это?» —сказала Королева.
–Возможно, если знать истинные желания. Не прав я был, что молчал все врем о том, что мне нужно, – признался Король
– И я не права была, что вместо ласкового слова, недовольство свое на тебя выливала, – согласилась Королева.
В этот самый момент где-то довольно улыбнулся Хранитель Семейных Уз. Но это было только начало в исполнении того желания, которое оба загадали у Ворот Страны Исполнившихся Желаний.
Схема размышления над сказками и их обсуждением
Акцент
Направление размышления
Вопросы
Комментарий
Основная тема
Важно понять основные идеи сказки, то есть, что с помощью нее нам хотели пере дать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и пр.
О чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в
своей жизни?
Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на
общие вопросы
Линия героев сказки. Мотивы поступков
Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки.
Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?
Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для
каждого героя, или во взаимосвязи героев друг с другом
Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей
Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки.
Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный и пассивный? Все решает и преодолевает сам, или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей?
Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на
врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем и др., важно оценить в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей.
Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе
Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям.
Что приносят поступки героя окружающим- радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека
распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции?
Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом
зависит от конкретной ситуации в жизни.
Актуализированные чувства
Важно осознать,
Какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная
ситуация и почему?
Какие чувства вызывает
эта сказка? Какие эпизоды вызывали
радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызвали страх? Какие ситуации
вызывали раздражение? Почему герои реагирует
именно так?
Размышляя над сказкой с позиции чувств,
которые она вызывает,
можно делать акцент на источники чувств внутри нас.
Образы и символы в сказках
Важно осознать,
какие тенденции. уроки, способы
поведения несет в себе каждый герой сказки.
Кто такой Иван-царевич? Кто такой Колобок? Кто такая Курочка Ряба?
Можно привлекать не
только собственные рассуждения на тему «Что есть этот образ», но и словари образов,
особенно юнгианские
В работе с парами, как и индивидуально, использование сказки помогает мягче подойти к проблеме и бережнее работать с клиентами. Часто такая работа получается более глубокой. Погружение в мир персонажей сказки помогает примерить на себя роли, немного диссоциироваться, порассуждать из этих образов, увидеть нестандартные решения. Через совместное переживание такого опыта, связь партнеров может укрепиться, наполниться новыми смыслами и дать старт новым этапам в жизни, как лично для каждого, так и для семейной системы в целом.
Список используемой литературы:
1. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии», Издательство «Речь», 2020
2. Разида Ткач «Индивидуальное и супружеское консультирование с помощью сказки «Царевна-лягушка», Издательство «Речь», 2011