Предисловие


Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа…

Алексей Николаевич Толстой

В каждой детской сказке живет еще одна,

которую в полной мере может понять лишь взрослый…

Михаил Пришвин


Сказкотерапия – это метод психологической и психотерапевтической помощи, который использует сказку для решения самого разнообразного спектра задач. Концепция сказкотерапии опирается на наследие таких известных психологов как Э. Берн, К.Г. Юнг, М.-Л. Фон Франц, Л.С. Выготский, Д.Б. Эдьконин, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Хочется также упомянуть исследования Х. Дикманна, В. Каст, К.П. Эстес и др. Сказка позволяет человеку легко и свободно раскрыться, так как берет на себя функции психологических защит. Это еще и «открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими», и «процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем», и «процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева).

О сказкотерапии, как о методе психотерапевтической работы, сегодня говорят много. Данная тема известна многим психологам и у многих клиентов вызывает положительные чувства. Есть некоторое заблуждение, что сказкотерапия метод, для работы исключительно с детьми. Однако, сказкотерапия со взрослыми людьми работает не менее эффективно.

Психологи взяли данный инструмент для работы достаточно давно и используют его с разными запросами, в том числе в таких сферах человеческой жизнедеятельности, как конфликтология, семейное и индивидуальное консультирование, бизнес консультирование и т.д.

Несмотря на то, что в научной среде метод сказкотерапии известен не так давно, его применение использовалось уже с древнейших времен: представьте, когда люди собирались у костра или очага и рассказывали друг другу истории, которые у слушателей вызывали эмоции, переживания и благодаря этому становились событиями внутренней жизни. Сказки учили, наставляли, оберегали. Сказка передает мудрость поколений, учит разнообразию жизни – это древнейший прародитель метода психотерапии, психокоррекции и самый старинный инструмент помощи людям.

Вторая Всероссийская практическая онлайн-конференция Лиги Профессионального Психологического наставничества раскрывает тему сказкотерапии докладами психологов различных направлений и модальностей. В данной конференции приняли участие профессиональные психологи со всей России и из стран ближнего зарубежья. Каждая статья знакомит читателя с разными подходами и инструментами сказкотерапии. И, конечно, сборник содержит авторские сказки от наших психологов.

Все вопросы по публикации адресуйте руководителю Лиги Профессионального Психологического наставничества Сластихину Василию Ивановичу – клиническому психологу, семейному психологу, члену Международной Профессиональной Ассоциации Психологов (МПАП), представителю МПАП в регионах Российской Федерации, председателю альянса личного обучающего психотерапевтического сопровождения психологов "От сердца к сердцу" Контактную информацию и адреса в социальных сетях вы найдете в конце данного издания.



Сластихин Василий Иванович

Огромная благодарность от всего коллектива МПАП и ЛППН выражается Марии Геннадьевне Челноковой за участие в подготовке спикеров конференции и авторов статей сборника!

Мария Геннадьевна, руководитель направления «Основы теории и практики сказкотерапии» ЛППН, клинический психолог, практикующий психоаналитик, кандидат философских наук, ведущая групповых семинаров и тренингов. Сфера интересов: глубинная психология, архетипы и мифология.

В ноябре-декабре 2022 для стажеров ЛППН МПАП провела несколько встреч, посвященных основам теории и практики сказкотерапии: «Сказкотерапия эффективный метод работы как с детьми, так и со взрослыми. Однако, для разных возрастных групп есть свои особенности. На курсе стажеры познакомились с истоками метода, исследовали структуру сказочных сюжетов и разобрали практические элементы сказкотерапии. Рассмотрели содержание некоторых сказок: тайный смысл и философское значение. Курс практический, поэтому для участников одним из итогов встреч стало исследование личностных мифов – сказок, в которых мы живем.


«В данном сборнике представлены результаты теоретического и эмпирического исследования сказкотерапии. Это инструмент, который очень помогает в работе психолога, как с клиентами-детьми, так и с клиентами-взрослыми. Вопрос о валидизации метода сказкотерапии, который может быть использован не только в психотерапевтических, но и в диагностических целях, выявляя у клиента самый широкий сектор психологических проблем, с которыми и следует работать психологу – очень актуален. Надеюсь, читателям будет интересно не только получить удовольствие от прочтения, но и взять авторские материалы для арсенала в свою работу» – А.С. Афанасьева.

Загрузка...