Хочу отметить, что не все ребята знают эту сказку и поэтому, в процессе рассказывания, ребята придумывают что-то свое. На песочном поле выставляется «Теремок», заранее подготавливаю фигурки, чуть больше, чем ребят. Так как бывает, что кому -то не понравится тот герой, которого он выберет (выбирают в закрытую, вытягивая из мешочка). Вытягивают по очереди. Здесь можно будет увидеть кто первый согласился начинать, и кто будет завершать. Как правило тот, кто первый начал, тот всю сказку и будет всем подсказывать. Выбрав героя, начинает рассказывать сказку: «Бежит по лесу…придумывает кто же бежит. Бежать может долго, может даже ползти или по пути все деревья раскурочить. В общем путь к «теремку» у всех свой собственный. Увидел теремок и спрашивает: «Кто, кто в теремочке живет…». Теремок ему отвечает, человеческим голосом: «Я тут живу, я тут стою, а ты кто?». И герой начинает про себя рассказывать, кто он, зачем пришел, что хочет. Просит теремок впустить его пожить. Теремок отвечает: «Я впущу тебя, но у меня есть правило, что ты будешь в замен делать, каким полезным делом?» И герой начинаем придумывать полезное дело (полы мыть, дрова рубить, печку топить и т.д). Каждый следующий герой проделывает тоже самое, только разрешение пожить еще спрашивают у всех проживающих. Коллективно обдумав, полезен ли этот путешественник или нет. Бывали случаи, когда группа отказывалась впускать в теремок нового героя. Тогда предлагалось подумать и решить, чем же полезным он может быть. Когда все зашли и начали жить поживать, предлагается выстроить на песочном поле все то, что каждый будет делать. Это может быть и целая битва за право проживания. В результате, приходят к мирному соглашению. У кого-то дом маленький, всем места не хватает, строится новый теремок. Все дружно переезжают и продолжают жить поживать да добра наживать.
Благодаря этой сказке мы увидели мотивацию первокурсников, с каким желанием или без желания приехали. В результате, когда все свое место выстроили, произошёл терапевтический эффект. Ребятам удалось договориться друг с другом, кого не хотели принимать, приняли. Кому не понравился «герой», поменял его.
Ребята научились следовать правилам. Ведь у каждого человека есть жизненные правила – некая система принципов, которой он следует. Благодаря следованию такой системе, человек получает какой-то положительный результат.
Каждый человек является частью социума, он обязан подчиняться определенным требованиям. Без этого его быстро исключат из группы, и он станет изгоем. В нашей сказке был урок, «теремок» прежде, чем разрешить пожить, обязательное правило выполнить просил.
И еще один урок, в нашей сказке был. Каждый должен был освоить, что в жизни важен баланс и этот баланс можно осуществить только следуя еще одному правилу – это «давать-брать», равноценность этих действий приводит к балансу в отношениях и в жизни. И это, в сказке, отображено, когда «теремок» просит взамен своей услуге, что-то дать.
Список используемой литературы:
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Игра с песком. Практикум по песочной терапии. – Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2022.
Мелетинский Е. М. М., Герой волшебной сказки. – М.-СПб.: Академия Исследований Культуры, Традиция, 2005. – 240 с
Сакович Н. А. С., Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2006. – 176 с.
Специальная психология: Учеб. Пособие для студ.высш.пед.заведений/ В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева.; Под ред. В.И. Лубовского.– 2-еизд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.-464с.
Штейнхардт Л. Ш., Юнгианская песочная психотерапия. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с: ил. – (Серия «Практикум по психотерапии»).
Юнг К.Г. Ю., Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ.-К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996.– 384 с