Аланские сказания о нартах Сотворение мира и появление Нартов


Тейри-хан


Что было изначальным? Вода? Земля? Воздух ли, огонь, а может, душа? Свет ли, тьма? Малое или большое, жар или стужа, лёгкое или тяжёлое, странное или обычное, низкое или возвышенное? Было ли «сначала» и было ли «потом»? Было ли время с веками и годами? Был ли день и была ли ночь? Была ли луна, небо, звёзды?

Если говорить о начале всего, то ничего из перечисленного не существовало, а был лишь океан, бескрайний, безмолвный, неподвижный. Не холодный, но и не горячий. Не густой и не жидкий, не твёрдый и не мягкий. Никто, взглянув на него, не смог бы сказать, какого он цвета: чёрного или белого, синего или зелёного, красного или жёлтого. Ни одна волна не тревожила его поверхности, и весь он был охвачен великим безмолвием. Не являлся он ни влагой и ни огнём, ни воздухом и ни камнем. Не был ни текущим, ни остановившимся, не имел ни начала, ни конца.

Но кто же был в самом начале? Был ли знающий и видящий?

Был и видящий, был и знающий. Обладатель Жизни стоял на берегу бескрайнего океана. Он единственный видел океан и единственный знал, что перед ним. Он был тем, кто создал всё сущее, кто явил нам видимый мир. В нём были и мудрость, и мощь, и чистота. Он держал в руках небо и землю, повелевал судьбами живых и мёртвых, больших и малых.

Поскольку имя его сокрыто и свято, то именуют его Тейри-Ханом. Он тот, кому мы поклоняемся и о ком думаем затаив дыхание. Он произнёс своё имя над бескрайним бездонным океаном и тем принёс своё слово в жертву. И было то проявлением великой милости, и явил Тейри-Хан мир из небытия. Грянуло семизвучное слово, как тысячи тысяч молний, и Вселенная начала ткаться и возникать из пустоты.

Семизвучное имя проявилось в семи началах. Первым был сотворён неощутимый и незримый для человека эфир. Вторым стало тепло. Третьим явился свет, озаривший всё вокруг. Четвёртым – огонь. Пятым – воздух. Шестой была явлена вода. Седьмой – земля.

Имя Тейри-Хана тронуло каждое из начал и дало им великую мощь. В самой середине, между сущим и ничто, расположил Он наш мир, где тот и находится до сей поры. Оглядел Он сотворённое и увидел, что оно прекрасно.

Ещё создал Тейри-Хан семицветную саблю[1], и, на что бы ни была она направлена, всё распадалось на части. Сотворив саблю, полил Он её водой и принялся точить о синий камень неба. Посыпались искры, засверкали молнии. Так на землю с небес пролился первый дождь, а на небе проявилась семицветная радуга.

Всезнающий и всемогущий Тейри-Хан создал землю семислойной, а потом и небо разделил на семь слоёв. Явились звёзды, запылали созвездия, зажглись солнце и луна. После этого сотворил Тейри-Хан семь видов живых существ и расселил их по семи слоям Вселенной. Смешал он эфир, тепло и свет, и возникли духи-салымчи, призванные верой и правдой служить Ему. Из огня родились жеки – духи подземные, сильные, искусные кузнецы и знатоки магии. Сгустившись, возникли из воздуха птицы. Проросли из земли деревья и растения, а в воде образовались рыбы и водяные звери. Из земных недр вышли ящеры-драконы, косматые и безобразные эмегены. Страшна и разрушительна была их сила, терзали, душили и рвали они каждого, встреченного на пути.

Состав человека


Сотворив мир, Тейри оглядел его и решил, что миру нужны существа, которые будут властвовать над ним. Но поскольку сам Он не смог определить, кто достоин быть наделённым властью, то решил спросить огонь, воду, воздух и землю.

– Скажи мне, каков твой нрав? – обратился Он к огню.

– Нрав мой своеволен, никто и никогда не укажет мне что делать! – ответил огонь.

Тот же ответ получил Тейри-Хан от воды и воздуха. И лишь земля сказала:

– Нрав мой покорен Тебе. И бытие моё будет таким, каким захочешь Ты.

Лишь её ответ понравился Тейри-Хану, и потому взял Он в ладонь горсть земли и сотворил из неё тело человека. Затем склонился над сделанным из земного праха существом и вдохнул в него дух. С тех пор человек состоит из трёх начал – дух, душа и тело.

Поднялся одушевлённый человек на ноги и отныне ходит прямо.

Семицветным мечом разрубил Тейри-Хан человека пополам и сотворил двух близнецов огромного роста. В каждом из них было по четыреста сорок созданных из земли костей и хрящей и по четыреста сорок также сотворённых из земли жил. Чтобы поддерживать жизнь и переваривать пищу, солёная вода наполнила их желудки. Воздух стал их дыханием. Красная кровь, дающая жар и согревающая тело, была создана из огня. Там же, в крови, заключаются человеческие души, дающие сознание и чувства.

Оболочка же людских душ, дарованных им Тейри-Ханом, была создана из эфира.

Далее Он ограничил время людской жизни, назначив каждому свой срок.

Сотворив людские тела, Тейри дал им семь чувств, и с тех пор человек чувствует холод и тепло, отличает острое от тупого, знает крепкое и мягкое, понимает, что жидко, а что твёрдо. Сотворив хребет, Тейри дал людям чувства тяжести и лёгкости. Чтобы плохая или ядовитая пища не повредила человеку, язык и рот его наделены чувствительностью к вкусу. Уши человека слышат шум и слова, нос различает запахи. Благодаря тому, что свет льётся в глаза человеческие, люди знают, как выглядят предметы, и видят облик мира.

Семью истинными силами-же́лезами одарил Тейри-Хан тело человека. Кут расположен меж бёдер, в промежности. Под пупком располагается центр силы, который зовётся кёль. Под грудиной – другой центр силы, имя которому тин. В груди возле сердца – железа жан, а из той ямки, что лежит у основания шеи, исходит сила чистой железы ах. Есть у человека невидимый глаз, располагается он во лбу и называется железой ал. В голове, внутри мозга, лежит крохотная, как зерно, железа бус, и посредством неё люди познают мир.

Дух человека – сюльдер – не подвержен порче, и как выглядит он, не знает никто. Можно сказать, что он меньше песчинки, а можно сказать, что больше всей Вселенной. Правдой будет и то и другое. Это и есть частица дыхания Тейри-Хана, которая присутствует в каждом.

Тело человеческое создано из семи составов: костей, плоти, плева, кожи, сухожилий, волос и хрящей. Внешне же в облике человека можно выделить семь частей: голова, руки, грудь, шея, срам, живот, ноги.

Семь чистых жидкостей наполняют людские тела: кровь, лимфа, слёзы, горькая желчь, желудочный сок, слюна, чистое семя.

Семь органов сотворены одинарными: мочевой пузырь, желудок, кишечник, желчный пузырь, селезёнка, печень, сердце. Семь органов созданы парными: глаза, уши, почки, яички, лёгкие, ноздри носа и половинки мозга.

Звались же сотворённые Тейри-Ханом близнецы мужчиной и женщиной. Разум их, души и помыслы были тогда чисты и верны.

Семь даров Тейри


Первых людей на земле звали Адам и Хауа. Жили они в райском саду и видом своим более походили на ангелов, нежели на людей. Дивное сияние исходило от их прекрасных лиц. Тела были чисты и прозрачны, как стекло, и свет проницал их насквозь.

Один из ангелов-салымчи пришёл к ним и стал показывать райский сад:

– Всё здесь для вас и всё здесь ваше. Ешьте, пейте, гуляйте, где захочется. Но только не заходите в пшеничное поле и не прикасайтесь к зёрнам.

Так жили беспечально и бестревожно Адам и Хауа в райском саду, но однажды забрели к пшеничному полю. Увидели золотые колосья, и захотелось им узнать: каковы на вкус пшеничные зёрна? Набрали они по полной горсти, стали есть, и тут внезапно снова явился ангел.

– Зачем вы пришли сюда и что делаете здесь? – спросил он людей.

Те испугались, принялись прятать зёрна в промежности и под мышками. Плоть их от этого нечистого дела тотчас же помутнела, а в промежности и под мышками стали расти чёрные волосы. После этого прозрачная плоть первых людей наполнилась нечистыми жидкостями[2].

Устыдились люди, не зная, что ответить ангелу.

– Мы случайно забрели сюда, – ответила Хауа. – Но мы хорошо помним, что пшеницу трогать нельзя.

Тогда салымчи приказал им подойти поближе, но едва сделали они шаг, как спрятанная пшеница высыпалась на землю.

– Хвост лжи короток, – сказал ангел. – Тейри-Хан повелел изгнать вас из райского сада. И вот Его слова, которые Он велел передать вам на прощание: «Отправляйтесь на землю, там будете влачить свои дни в трудах и заботах. Детям вашим придётся ещё тяжелее, и лишь вера в то, что есть я и есть путь, указанный мной, может спасти их. Не всем он окажется по силам, многие соблазнятся прелестями бренного мира, отвернутся, и мозги их закипят, как котёл над огнём. Но чтобы не сбились они с дороги, дам я им семь даров. Первый – разум, ибо для не имеющего разума всё сомнительно и всё неверно. Не имеющий его не отличит правду от лжи и легко собьётся с пути, увлечённый ненужным, вредным и сиюминутным. Имя второго дара – святая вера. Тот, кто не верит в меня, пусть не надеется ни на что хорошее. А вот молящегося мне я всегда увижу и никогда о нём не позабуду. Удержу его душу над пропастью, не дам сгубить её. И когда умрёт он и придёт ко мне, то перечислит все дела свои, все праведные и неправедные поступки. И благо тому, кто удержался на верном пути. Третий мой дар – мужество. Без него не довести до конца ни одного дела. А если что-то и будет получаться, то ненадолго. Будто строящийся на зыбучем песке дом, развалится то дело, и исчезнут без остатка следы его. Дар четвёртый – талант: умение что-то делать или ладно говорить, умение использовать для пользы дела и прямое, и кривое. Пятый дар – мера. Человек, делающий что-либо без меры, рано или поздно всегда раскается в своих поступках. Дар шестой – совесть. Для человека, знающего ей цену, лучше бывает умереть, нежели потерять её. Человек без совести ниже скота, он живой мертвец и позор этого мира. Седьмой дар – мечта. Человек, не имеющий цели, не знает, зачем живёт на свете, жизнь его подобна блужданиям в тумане. Ни один из даров не выше и не ниже остальных, и все они вместе делают человека человеком. Трудным будет ваше житьё на земле, от испытания к испытанию пойдёте вы».

Так велел передать Адаму и Хауа Тейри-Хан через своего ангела-салымчи.

Долго помнил Адам, что заповедовал ему Тейри, но время шло, и вскоре большая часть святых слов оказалась забыта. С тех пор люди стали слабы и нетверды.

Откровение Адама


Вдревние времена колесо мира крутилось только вперёд, а вершина двуглавого Эльбруса была единым острым камнем. Воздух был так тёпл, как именно и нужно для жизни человека. Не случалось ни жары, ни стужи ни в степи и ни в горах. Земля изливала соки густо, щедро, неиссякаемо. Всё живое проводило дни без забот и горестей. Никто и никогда не смог бы остаться голодным. Голая земля через год зарастала травой, через два – подлеском, через три – лесом. Всюду лежали горы спелых и вкусных плодов. Ни одна душа не знала в те времена ни боли, ни болезней.

Адам и Хауа обошли землю и выбрали для жизни красивую зелёную долину, богатую светом, плодами и самыми дивными ароматами. Там построили они большой просторный шалаш, и стал он первым жилищем на земле. Семь раз за семь лет зачинала Хауа, праматерь людей земли. Каждый раз рожала по мальчику или девочке и разрешалась от бремени легко, как мы выпускаем из рук ношу. Дети её росли в долине, напоённые светом и ароматами, и были подобны ясному солнцу и луне. Достигнув положенного возраста, стали дети создавать семьи, строить большие светлые дома. Однажды Адам собрал вокруг себя детей и дал им откровение:

– Живите здесь, в этих прекрасных долинах, и помните, что Тейри-Хан, отец всего сущего, помнит о вас и знает прошлое и будущее каждого. Власть над семью живыми существами дал Он вам. Это четверо чистых животных: конь, овца, корова, коза, – а также три птицы, мясо которых разрешено вам вкушать: курица, утка и гусь. Для домашнего скота человек пребудет божеством, и станут они слушаться и повиноваться ему. Чтобы охранять стада от хищников, Тейри-Хан создал собаку, для защиты зерна и других продуктов от крыс и мышей – кошку. Возделывая землю, человек взрастит пшеницу, ячмень и просо. Кроме того, дозволил Тейри-Хан человеку охотиться на диких животных, а из шкур их шить красивые и тёплые одежды. Для труда и защиты дома с оружием в руках создал Тейри семь металлов: золото, серебро, медь, железо, свинец, олово и цинк. Вы, семеро детей моих, дадите начало великим народам, и расселятся они по всей земле. Смешиваясь с существами иного рода, создавая с ними семьи и рожая детей, станете вы погружаться во мрак преступления, распутства и беззакония. Всякие люди будут среди ваших потомков, в иные времена будет больше добрых, в иные – злых. Но пусть вечно пребудет в них любовь, покой и правда. Пусть не иссякнут в них вера в Тейри-Хана и мужество, чтобы следовать Его путями.

На этом Адам окончил обращённые к потомкам речи и после жил с Хауа вместе ещё много веков. Умерли Адам и Хауа в один день. Произошедшие из земного праха, снова вернулись они во прах.

Духи


Этот мир явила воля Тейри-Хана, и всё здесь создано для счастья человека. Тейри окружил наш мир высокими горами, словно стеной. Внутри начертал квадрат с четырьмя углами и пустил по нему широкую реку Ара-Суу. Горы, что окружают мир, называются Каб, и на них опирается небо, накрывающее наш мир, будто крыша дом. В центре мира, как очажный камень, стоит великая гора Минги-Тау.

Вокруг гор Каб лежит вечно волнующийся бескрайний океан. За горами живут чудовища: эмегены и драконы, а также озлобленные на весь мир бесы-жеки, вредящие людям и насылающие на них болезни и хвори.

Посреди неба открыл Тейри Небесную Дверь, а в центре неё зажёг звезду Темир-Казак. Округла и вечно закрыта Небесная Дверь, а украшают её, пылая ночами, двенадцать созвездий. Только верный раб Тейри может открыть её своей молитвой, и, о чём бы ни попросил он Тейри-Хана, всё ему будет дано.

Над нашим миром лежат семь небес, и это мир верхний. В недрах земли располагается подземный мир. У подножия гор есть тайная расщелина, ведущая прямо туда.

Велики и обширны и верхний, и нижний миры. И чтобы не распространялось там развращение, решил Тейри-Хан назначить тех, кто будет следить за порядком. В тот же миг явились перед Ним духи, и стал Тейри определять, кто из них какую часть мира станет блюсти.

– Зваться вы будете тейри – боги и бийче – богини, – сказал Он им. – Слушайте мои повеления и помогайте людям!

Отныне могучий Чоппа-тейри стал ездить по небу, освещать его зарницами и метать молнии, будто огненные стрелы. Множество иных имён дали ему люди, одни зовут его Папай, другие – Шибля, воины же прозывают Элия. Чтобы поклониться ему и воззвать в молитве, люди поднимаются ближе к небу, на горы и холмы.

Повелителем солнца стал всадник на белом коне – прекрасный Кайнар. На плечах он носит золотую шубу, а руки его полны щедрот и милостей. Землепашцы зовут его Золотым Хардаром, но некоторые называют ещё Голлу или Тотуром. Жилище Кайнара находится в безграничных далях, а сам он столь горяч, что находится в вечном кипении, и вид его колеблется от испускаемого жара. Чтобы не раскалиться и не сжечь землю и весь мир, каждый вечер опускается солнце в море и тем унимает своё вечное кипение. Летом Кайнар в полной мере дарует земле тепло, а зимой часть его отдаёт Миру Сирот. Страшен он, когда впадает в гнев. Тогда иссушает он целые моря и землю превращает в камень. Однажды в древние времена, когда ещё не был сотворён человек, бог ветра окутал землю густым, как овечья шерсть, туманом, и солнечные лучи не могли пробиться сквозь него. Разгневалось солнце, раздался страшный гром, и светило изрыгнуло из себя поток раскалённых камней. Пробили камни слой тумана, упали на землю и стали золотом, медью, оловом и другими металлами. Испражнения Кайнара стали железом, а слёзы бога застыли и обратились серебром.

Чтобы ночная тьма не поглотила землю, плывёт по ночам в небесах луна, а управляет ею богиня Сатанай.

Отцом огня стал тейри Татай, а супруга его, богиня Тепена, стала огню матерью.

Эрирей стал богом ветра, а его жена Химикки правит бурями и ураганами. Живут они в огромной пещере. Есть у них четверо сыновей, один другого неистовее и своевольнее. Первый, по прозванию Горий, обладает великой мощью, и, когда дует он, тают даже вековые ледники. Второго сына зовут Гылан, и сила его такова, что в гневе он сжигает обширные покрытые степями и лесами равнины. Младший их брат носит имя Эуюль и лишь тихо реет над горами. Косматый, будто лесной вепрь, Боран не знает меры в силе и всё, что встречает, вырывает с корнем, ломает и переворачивает. Есть у них сестра Сучимез, и никто не видел под солнцем и луной существа более прекрасного.

Мать по одному выпускает сыновей из пещеры и, когда те возвращаются, немедля запирает их снова. Но иногда, стоит матери недоглядеть, все четверо сбегают из пещеры, и горе той земле, которая оказывается на их пути: всё ломают они, крушат и увечат. Когда же мать собирает их, то снова запирает в пещере за железными дверьми.

Отцом морей и рек стал Суулемен, а матерью вод и его супругой – Дамметтир. Если кто из людей тонет, родственники и друзья молят Дамметтир отдать тело, взывая: «О Анекей!» И если упорны люди в своих просьбах, отдаёт мать всех вод тело погибшего. Может она посылать дожди, может останавливать их, а краса её такова, что человеку невозможно на неё наглядеться. Если наскучивает ей сидеть в воде, выходит она на сушу, и тогда с длинных волос её проливается на окрестности тёплый дождь. Когда же впадает бийче в гнев, глаза её мечут синие молнии, ветвистые, как куст терновника, и внушает она великий страх всякому, увидевшему её. Красива Дамметтир, и небывалой красой сияют дети её – жители вод, зовущиеся балкызами и сууэрдинами.

В сердце земли живут Даулет, отец земли, и его жена Дауче, огромная, будто эмегенша. Есть у них единственный сын – Сауман. Тем землепашцам, кто приходится ему по нраву, дарует он богатые урожаи.

Каждому из духов хозяева земли, воды и неба дали поручения.

Дикие животные стали подчиняться Апсаты, который умел ко всякому делу подойти с такой мудростью, что Тейри-Хан неизменно оставался им доволен.

Птицы подчиняются его супруге Амме-Чокке, и, стоит ей появиться где-либо, отовсюду слетаются пернатые существа и рассаживаются вокруг неё на ветвях деревьев. Носит она зелёное платье, и ещё называют её Агач Катын.

Родили они шесть сыновей и шесть дочерей, что летают по воздуху, а спускаясь на землю, не оставляют следов даже на самом тонком снегу. Старших сыновей зовут Атыл, Гамалбай, Тугулбай и Дыгылмай, а младших – Аток и Ындырбай. Дочери же их прозываются Байдымат и Жансюер, Мёлехан и Гошала, Гамалар и Жумарук.

Старшим над конями стал тейри Сыйкун, а над крупным рогатым скотом – Сыйыргын.

Божеством овец назначен Аймуш с бараньей головой, а козьи стада защищает Маккуруш.

Строителям-каменщикам покровительствует Тохун, Зоммахай же – друг плясунов и певцов. Богини Умай и Байрым присматривают за детьми, одаряют их здоровьем и помогают во всём. Чомпарас-бийче, вещая мать снов, каждому ткёт сновидения согласно его судьбе. Обо всех зарытых кладах известно тейри Кыдену, он следит, чтоб никто не покусился на сокровища древности.

Всего же верховных божеств ровно двенадцать. Но у каждой речки, каждого места есть свой дух-хозяин и покровитель.

Аламан


Сотворив людей, Тейри сообщил им своё тайное священное имя и отдал во владение землю, завещав ходить путями добра и правды. Число людей множилось, расселялись они по всем уголкам земли, но оставались верны заветам Владыки Мира.

Огромны, стройны и красивы были те люди, сила Тейри питала их. Вырастали они выше самых высоких деревьев, праздники их были шумны и полны радости. Не имели они нужды в труде, соки земли, что щедро источались отовсюду, были им питьём и пищей. Никто не ценил ни золота, ни серебра, поскольку не видели в них проку. Колосья пшеницы, ячменя, проса, тучные и тяжёлые, сами собой вырастали из земли. Почва всегда сохраняла влагу, и ветви деревьев гнулись под тяжестью плодов. Не случалось ни засух, ни морозов, воздух был тёпел, и никто не страдал ни от жары, ни от холода.

Никто и никогда не болел в те времена, так как не водилось среди людей греха. Никто никого не обижал ни словом, ни делом, ни помыслом.

Встречались в глухих местах и за границами гор злобные жеки, отвратительные эмегены, лесные люди и драконы, но жили они скрытно и людей сторонились.

Всюду царил мир и покой, и продолжалось это до тех пор, пока на землю не пришёл изгоем Аламан. Изначально он стоял главою над жеками – подземными духами и был верным слугой Тейри-Хана. Однако со временем обуяла его гордыня, день ото дня становился он всё злее и высокомернее. Не хотел он более поклоняться Тейри-Хану, возомнил себя равным Ему, отдалился от правды и встал на путь зла и обмана. И как менялись его цели и устремления, так же менялся его облик. Почернело сердце и прежде светлое тело, загорелись, будто угли, глаза, а слова стали смертельнее змеиного яда. Телом он теперь более походил на рысь, а имя получил Аламан. Покинув путь правды, стал он страшен в бешенстве и многих жеков увлёк за собой.

Жеки знали пути земные и небесные, и ни огонь, ни вода не могли причинить им вреда. Были они сильнее и умнее людей, ведали тайное и явное, понимали язык ворон, а кроме того, могли менять по собственному усмотрению облик и умели в одно мгновение переноситься в любое место на небе и земле.

И стали жеки, увлекаемые Аламаном, выходить из повиновения Тейри-Хану. Возненавидели они творения Тейри, принялись вредить людям. Хотел Аламан вслед за жеками обольстить и людей, сманить их на ложный путь, но люди не поддались. Впав от этого в бешенство, совершил он первое убийство в светлом мире, созданном Тейри-Ханом.

Долго думал Аламан, как искусить людей, и придумал. Однажды в уединённом месте подстерёг он некую женщину и изнасиловал её. Потом дал повеление жекам принимать облик юношей, чтобы соблазнять и насиловать женщин. Дети, рождённые от соития людей с жеками, в свой черёд соблазняли новых юношей и девушек. Так смешалась в мире кровь людей и жеков, и после этого добро и правда стали уходить из людских душ.

Дети, рождённые от двух разных кровей, жили среди людей. Были они умны, сообразительны, наделены смелостью, легко осваивали любое дело, не уступали остальным ни в росте, ни в красоте. Лишь одним отличались – зло было им ближе добра. Люди со смешанной кровью, в свою очередь, тоже вступали в брак, рождали детей, и по прошествии семи поколений весь род человеческий стал иным.

По всей земле, среди всех народов распространилось нечистое семя полулюдей-полужеков, а с ним вместе пришли к людям ложь, ревность, равнодушие и распутство. Отворачивая людей от истинного пути и направляя к погибели, жеки обучили людей многим умениям и искусствам. Мир, насыщаемый нечистыми людскими помыслами, стал меняться. Солнце уже не так грело землю. Однажды целый день дул ледяной ветер, и множество плодоносящих деревьев умерло от его дыхания. Стали слабеть земные соки и уже не могли напитать людской род. Люди рождались всё более мелкими, и вместе с ними мельчали звери, птицы и рыбы. Скрывая солнце, небо всё чаще затягивали облака, зёрна пшеницы, овса и проса сделались от этого крохотными. Растения уже не могли насытить голод человека, люди стали резать животных, проливать кровь, сдирать шкуры и есть мясо. Замерзая от холода, шили они из шкур зверей одежду и обувь и так спасались.

Перестали поминать люди имя Тейри-Хана и вместо него поклонились Аламану. А он, радуясь, возвышал самых худших из них и делал кого царём, кого князем, а кого ханом. Возвышенные Аламаном ещё более распространяли неправедные помыслы и грязные обычаи.

Нашлись и такие племена, которые стали есть людскую плоть и так вышли за пределы всякой человечности. Они убивали побеждённых врагов и разделывали их, будто скот, затем варили, коптили и жарили человеческое мясо.

Идя тропами неправды, дети жеков придумали соху, после чего охолостили быков и запрягли в неё. Зубья сохи раздирали плоть земли, человеческий пот тёк в свежие борозды. Стеная и плача от боли, раненая земля воззвала к Тейри-Хану:

– Повелитель Вселенной, Тейри-Хан, сотворивший всё видимое и невидимое, разве не видишь Ты, как люди раздирают острыми зубьями мою кожу? Не видишь, какие раны наносят они мне, какое страдание причиняют? Запрети им творить зло, спаси меня от мучений!

– Нет ничего в мире, что могло бы укрыться от меня, – отвечал земле Тейри-Хан. – Вижу я и дела людей, и твои страдания. Но знай, что закон этого мира – уход и возвращение. Ещё много веков будешь ты страдать. Много веков станут терзать люди твоё беззащитное тело. Много веков будут они есть плоды, что произросли из твоей плоти. Но вышедшее из тебя к тебе же и вернётся. Прожив назначенный срок, человек умрёт, и тело его погрузится в тебя, а душа вознесётся ко мне.

А люди тем временем продолжали идти путём лжи: делили землю, повсюду ставили заборы и прокладывали границы. Не желая справедливо делить пастбища и охотничьи угодья, дрались и убивали друг друга. Всюду пустили корни ложь и колдовство. Юноши и девушки, не стесняясь, предавались распутству и тонули в нём. Жадность пожирала прежде чистые сердца людей, зависть проникла в мозг и отравляла кровь.

Люди научились рыть каналы и проводить воду в засушливые места. Из земли добыли они медь, а соединив её с оловом, получили чёрную бронзу. Стали ковать оружие и доспехи для войн и вражды. Мечи отныне точили так, что даже камень не мог устоять под их напором. Будто хищные стаи, бросаясь друг на друга, развязали люди множество войн и истребляли друг друга без всякой жалости. Вражда кипела днём и ночью, будто масло на раскалённой сковороде.

Видя, как волны смертоубийств прокатываются через все уголки земли, ликовал Аламан.

– Скоро глупые люди уничтожат друг друга, и мы станем властителями этого мира! – говорил он своим слугам.

Однако то, что отвернулись они от Тейри-Хана, ослабило не только людей, но и жеков, ведомых Аламаном.

Суд Цепи


Много бед творилось в те времена. Ради золота и серебра не щадили люди друг друга. Несправедливость и насилие правили миром. И тогда Тейри, видя, в какое бедственное положение пришёл человеческий род, дал им золотую цепь. Один конец её держался за звезду Темир-Казак, а другой касался земли.

– Эта цепь поможет вам вершить суд и выявлять правых и виноватых. Если дотронется до неё невиновный, вернётся домой живой и невредимый. А людей зла – грабителей, воров и клятвопреступников – заставит она корчиться и признаваться в совершённых злодеяниях.

Действо это получило священное имя «Суд Цепи». Цепь безошибочно определяла, кто виновен, а кто нет. Виновных, на усмотрение суда старейшин, избивали палками, казнили или изгоняли. Радовались люди: наконец-то настал порядок и правда торжествует!

Но однажды произошёл случай, который всё переменил.

Жил в далёком селении бедный человек. Жил впроголодь, так что часто не имел даже замеса муки на один хлеб. И вот нанялся он в батраки к богачу, стал пасти скот, обрабатывать поля, носить дрова из леса. Работал долго, не ленился, а когда пришла пора расплачиваться, хозяин посмеялся над ним и, не заплатив ни гроша, прогнал со двора. Разобиделся бедный человек и глухой ночью, когда спали даже сторожевые собаки, проник в дом богача, взломал сундучок, где хранились деньги, и взял оттуда горсть монет. Всё так же бесшумно, через окно, не потревожив собак, покинул он дом скупого хозяина.

Шёл бедняк обратно к себе домой и молился всемогущему Тейри-Хану:

– Великий Тейри, я не вор, не грабитель. Но дети мои голодны, и в доме нет ни крошки хлеба. Сердце моё разрывается от жалости, потому и решился я воровством взять заработанные деньги.

Пришёл бедняк к жилищу мясника, несмотря на глухую ночь, разбудил его и купил пуд лучшей баранины. Задумался мясник, откуда у бедняка взялось золото? И заподозрил, что нечестным путём попало оно к нему.

Пришёл бедняк домой, накормил детей, уложил их спать, и тут начали тревожить его сомнения. «Мясник, верно, догадался, что неправедным путём достались мне деньги. Что я буду делать, если завтра поведут меня на Суд Цепи? Что скажу, когда скорчусь, едва дотронувшись до золотых её звеньев?»

Наутро взял он свой старый посох-мужуру с железным наконечником и выдолбил у него середину. Потом высыпал туда оставшееся золото и заткнул затычкой.

Мясник, едва проснувшись, отправился к скупому богачу, на которого трудился бедняк.

– Оборотись, посмотри, не произошло ли кражи в твоём доме? – сказал мясник.

Кинулся скупец к сундучку, увидел сломанные петли и недостачу горсти монет. Отправились мясник и богач к бедняку и привели его на Суд Цепи.

– Сейчас в знак своей невиновности я возьмусь за цепь и обмотаю её вокруг запястья, – сказал бедняк хозяину и собравшимся вокруг людям. – Я поклянусь, что у меня нет твоего золота, и после этого меня не скорчит от мук и не испепелит огнём. Так докажу я, что обвинения против меня ложны. А пока подержи-ка мою старую мужуру.

Отдал бедняк посох, взялся за цепь и взмолился к всемогущему Тейри: «Творец неба и земли, явивший меня из небытия, указавший путь правды! Да, я украл это золото, но сейчас оно снова в руках хозяина, и потому не дай мне скорчиться, будто прутку в костре, не дай сгореть, как пушинке в пожарище, отпусти с миром».

Бедняк не скорчился, не сгорел, остался цел и невредим. Но золотая цепь после этого дрогнула и стала, звеня, подниматься обратно в небо, подобно тому, как однажды явилась оттуда.

Недобрые люди, затаившиеся до поры от страха перед Судом Цепи, воспряли духом и снова принялись творить нечистые дела. Так род людской окончательно отпал от Тейри-Хана и погрузился во зло.

Пророчество о потопе


– Слушайте меня, аланы. Держите открытыми уши и не пропустите ни звука из того, что будет вам сказано. Немного осталось мне, и до срока покидаю я землю. Чёрная тревога кутает мою голову, будто войлок, слышу я шаги смерти в тишине. Знаю я: то рыжий безверный идёт убивать меня, и дни свои окончу я в бескрайней и безлюдной степи.

Настанет день, земля скроется под водами, придёт великий потоп, принесёт людям неисчислимые бедствия. Всё провалится под землю – скот, дома, колесницы. Всё исчезнет под пронзительные крики караульных.

Черепахи в костяных панцирях, и те не спасутся. Ядовитые змеи прольют светлые слёзы и издохнут, поглощённые землёй. Даже великие горы, царапающие стекло небес, скроются в чреве земли. Повернут вспять реки, от величайших до последнего ручья шириной с соломинку. Крепчайшие камни будут плавиться, будто масло под полуденным солнцем. Прольются жестокие ливни, падут холодные ветра, чья поступь – лёд. Множество поколений будут пересказывать друг другу истории тех бедствий и дивиться, как предки смогли пережить их.

Но однажды русла рек снова наполнятся водами, а дождевые черви возобновят своё движение под землёй. В положенное время начнут вставать солнце и луна, и зимы с вёснами снова обретут верный ход.

Холода не вечны, разольётся тепло, прорастёт трава, и встанет подлесок на голых камнях.

Великий Тейри зачерпнёт обновлённой земли и создаст из неё нового человека. Подарит ему новую речь, заново научит жизни и даст процветание. Многие обмануты, но не утратили ума. Много помешанных, много убийц и воров, но есть и сохранившие себя на путях правды. Им-то и пошлёт помощника Тейри-Хан.

У помощника будут чистые помыслы и верный разум, и прославится он перед людьми. Никто не сможет помешать посланцу Тейри-Хана, никто не исказит мысль величайшего. А если кто и захочет, то отпадёт от воли Тейри, ослабнет и расточится пылью. Тейри – тот, кто явил этот мир, Он превращает неявное в сущее, неживое делает живым, бесплодное – плодоносящим.

Все полюбят новую землю, улягутся раздоры и распри, исчезнут ложь и разврат. Сотворятся новые птицы и усядутся на новые скалы. Тейри укажет зверям новые пространства обитания, а растениям – новые места для произрастания.

Два посланника придут к людям от Тейри-Хана: один установит среди людей любовь, другой даст справедливость.

Так получат люди сначала добро, а потом достоинство. Новые люди создадут новые семьи и после этого станут искать родню и друзей. Искать будут упорно, но не скоро найдут. Станут искать защитников, но не напишут им посланий.

Будет новое веселье, новые игры и шутки. Прокажённый будет удалён, и рыжего безверного прогонят в далёкое поле.

Люди станут жить, веря друг другу, всё добытое будут делить поровну, по справедливости. Станут красавицы петь и радоваться, а юноши возведут новые жилища. Любовь и почитание отцов воцарятся на всей земле[3].

Пророк Нух


Много зла и несправедливости творилось на земле. Мучилась, будто больная лихорадкой, земля, вздрагивала, тряслась, стонала, и от этого происходили повсюду оползни и землетрясения. Так прошло девяносто два года, и, когда последние искры правды стали угасать, самые разумные из человеческого рода отправились по селениям. Там собирали они людей и, видя впереди большие бедствия, увещевали снова обратиться к правде:

– Забудьте зло, прекратите кровопролитие. Молите Всевышнего, чтобы научил вас видеть истину и простил ваши мерзкие нравы и бесстыжие привычки!

Однако люди не только не слушали их, но, как свойственно грешникам, осмеивали, а иногда даже и побивали праведников камнями.

Одним из праведников был человек по имени Нух. Был он разумнее и чище остальных и потому однажды услышал голос Тейри-Хана:

– Не трать слов на тех, кто не в силах услышать тебя. У того, кто закрыл сердце, и уши закрыты для правды. Тебе одному открою будущее: случится скоро потоп, и уничтожит он скверну человеческую. Ты же отдай, что имеешь, и построй корабль, большой, как селение. Обними его бронзовыми обручами, стяни железными скобами. Пусть будет он готов вместить праведников, а также животных и птиц, ведь нет на них вины в людских грехах.

Пришёл Нух в село и рассказал о явленном откровении.

– Да будет построен корабль, – решили старейшины. – Пусть каждый житель, и молодой и старый, примет участие в строительстве. А пригодится судно или нет, знает лишь будущее.

Усердно трудясь целый год, построили люди корабль, обшитый бронзой, скреплённый железом, украшенный деревом. Длиной он был в сто шагов, а шириной – в шестьдесят. Имело то судно семь ярусов со множеством комнат, переходов и чуланов с окнами и без окон. Совсем готовое стояло оно на поляне за селением и могло в любой час пуститься в плавание. Но время шло, а потоп всё не приходил. Глядя на пустой корабль, односельчане смеялись над Нухом.

– Где же обещанное тобой светопреставление? – издевались они. – Ты, видно, напился пьян и принял голос вина за откровение Тейри-Хана!

Уверившись, что потопа и воздаяния за зло не будет, всё глубже погружались люди в разврат, всё более пропитывались грехом. Собираясь на площади, злословили о пророке, марали грязными словами его имя.

И вот однажды, совершив вечернюю молитву, услышал пророк громкий шум и, обернувшись, увидел, что к дому его направляется большая толпа.

– Нух, целый год мы трудились, строя корабль, но не получили за труды и гнутого медяка. Теперь же мы просим тебя оплатить наши старания. Продай дом, отдай нам заработанное, а сам отправляйся жить на корабль. Там вместе со своим семейством ожидай светопреставления.

– Я отдам всё, чем владею, – ответил пророк. – Прошу только оставить мне по паре от каждого вида скота. Остальных моих животных можете забрать.

Люди ушли, забрав многочисленный скот пророка, а Нух вместе с женой и сыновьями поставили стан возле корабля.

И в ту же ночь разверзлись небеса и ливень, бурный, как водопад, обрушился на землю. Так начался дождь потопа. Не прекратился он и на второй день. Всё семейство – и дети, и внуки, и правнуки Нуха – вместе со скотом взошло на корабль. Но не успели они закрыть двери, как снаружи раздался стук. То стучали соседи Нуха.

– Возьми и нас на корабль! – стали просить они, стоя по пояс в воде и рыдая. – Ещё немного, и захлебнёмся мы в водах потопа.

Забыв о том, как виноваты перед ним соседи, Нух впустил их на судно, и в тот же миг огромная волна подхватила корабль и понесла его по бушующим водам. Ливень ещё усилился, вся земля накренилась, словно блюдо. Потоки смыли оставшихся людей, жилища, загоны вместе со скотом, сады и плодородные пастбища. Началась битва скал и вод. Они сталкивались, разбивались друг о друга, всё вокруг гремело и грохотало, словно тысячи барабанов. Молнии ослепляли всё живое. Дождевые потоки взбудоражили моря, течения подняли из глубин невиданных рыб и странных зверей.

Воды тысячеглавым драконом прошлись по земле, поглотив неисчислимое множество людей. В одно сплошное море превратилась земля, не было ни клочка суши, ни гор, ни островов.

Целый месяц плавал корабль Нуха по безбрежным водам. Каждый день опускал пророк якорь, но ни разу не достал он до дна. Потом плыли они по волнам ещё два месяца и наконец увидели вдалеке горную вершину. То была Минги-Тау[4]. Быстро несло корабль Нуха течение, ударилось судно о гору и со страшным треском развалилось на две части. С тех пор гора Минги-Тау стала двуглавой.

Вскоре вода стала отступать, открывать пастбища, долины, человеческие жилища. Спасшиеся вернулись к местам своего прежнего обитания, заново отстроили дома и принялись возделывать землю. Мало было людей. Трудна стала их жизнь, ибо, пользуясь безлюдьем, расплодились повсюду эмегены и драконы. В ущельях и глухих лесах расселились существа, некогда бывшие обычными людьми, а затем одичавшие и пристрастившиеся есть человечину. Повсюду жили рыси, львы и прочие хищники, так что никто не отваживался путешествовать из селения в селение, опасаясь быть разорванным и съеденным.

Однажды ночью раздался страшный гул, от которого заложило у людей уши, и те, кто стоял, рухнули на землю. Глаза людей оборотились к Минги-Тау. Вершина её внезапно озарилась, склоны дрогнули, гора разверзлась, и столб пламени вырвался в небо. Полетели во все стороны раскалённые камни, и, куда они попадали, там всё вспыхивало огнём. Мир наполнился громом и грохотом. Ледники начали таять, потоки воды, смешанной с грязью и камнями, устремились вниз, сметая всё на своём пути.

Но прошло время, гора перестала изрыгать огонь, грохот утих, и тишина пала на уставшую землю. На рассвете люди оглянулись друг на друга и увидели, что осталось их совсем-совсем мало.

Болезнь Нуха


Мало кто сумел пережить потоп. Но чёрные жеки, наделённые способностью летать, все остались невредимыми и размножились чрезвычайно. Как и прежде, властвовал над ними схожий обликом с рысью Аламан, и вредили они роду человеческому хуже, чем до светопреставления. Видя, как мало осталось людей и какие страдания они претерпевают, сильно обрадовался Аламан, но, обнаружив среди выживших Нуха, очень разъярился. Колдовством наслал он на пророка самую мучительную из хворей. В плоти его завелись черви, и день и ночь грызли они тело Нуха. Лицо пророка, прежде излучавшее свет, осунулось, кости черепа проступили на нём. Руки, спина, шея, всё тело Нуха стало гнить, и ужасное зловоние распространялось от него. Родичи пророка искали снадобье, способное исцелить Нуха, и не находили.

– Не хочу я обременять вас своей хворью, не хочу, чтобы страдали вы от зловония, – сказал пророк. – Знаю, не найдёте вы здесь лекарства от моей болезни, а потому отнесите меня к истоку Кубани-реки. Отыщите прохладную пещеру и оставьте там меня одного.

Родичи выполнили просьбу Нуха, отнесли его в прохладную пещеру у истока Кубани. Рядом с пророком оставили они кувшин молока.

Прохлада пещеры подействовала так, что черви стали покидать тело старца. Один превратился в бабочку шелкопряда и улетел. Второй оборотился пчелой и скрылся. Третий, выпав, попал в кувшин с молоком и заквасил его. Выпив то молоко, пророк излечился от хвори. Заквашенное молоко мы теперь знаем под названием гыпы.

Излечившись от болезни, пророк вышел из пещеры и вернулся домой. Отдохнув, обратился он к трём своим сыновьям:

– Когда я сидел в пещере, явил мне Всевышний своё откровение. Сыновья, собирайтесь в путь и идите в три стороны. Когда доберётесь до мест, где живут люди, учите их правде Тейри-Хана, становитесь их правителями и ведите путями веры. Потомки двух из вас так и останутся жить в далёких местах, а внуки одного возвратятся обратно на берега Кубани.

Старший сын пророка, Сим, направил стопы в опалённый солнцем, занесённый песками Шам, средний, Кам, отправился на восход солнца, в Аджам. А младший, Дебет, пошёл на запад. Долго брёл он, пока однажды не добрался до берегов Долай-Суу. Там сын Нуха встретил племя, которое называло себя нартами. Рассказывая им о правде Тейри-Хана, сумел Дебет объединить этот народ, а после стал его правителем и отцом нартов.

Эмегены


Издревле жили на земле эмегены – существа, похожие на людей, но огромные, волосатые и наделённые большой силой. Когда земля была ещё тепла, вышли они из неё и с тех пор больше всего любили лето и зной.

Один род эмегенов был с телами, имевшими по пять змеиных хвостов, кожа от пояса была гладкой, будто у змей, и безволосой. Глаза, зубы и языки у них тоже были змеиными. Головы же при этом они имели ослиные, а ели всё, что попадалось, без разбора.

Другой род эмегенов был ещё более отвратительным. То были существа размером с холм, с лягушачьими ртами, глазами и челюстями. Звуки их речи также более всего напоминали жабье кваканье. Кожа висела клочьями, будто изодранная псами, потрескавшаяся и чёрная, как земля в засуху. Волосы росли красными, длинными и свисали, будто козлиная шерсть. О приближении эмегенов легко можно было узнать по зловонию. От невыносимой их вони у взрослых мужчин кружилась голова, а женщины и дети падали без памяти. Жили они в болотах, сырых тёмных ущельях и глубоких пещерах. Всегда эти чудовища были голодны и ели всё подряд: корни, плоды деревьев, слизней, птиц, зверей, раков, рыб. Если же случалось им наесться, падали они от сытости и засыпали мёртвым сном на целые недели, а проснувшись, гонимые голодом, опять отправлялись на поиски пищи.

Встречались эмегены с когтями, как у барсука, с руками о восемнадцати пальцах, каждый о восемнадцати суставах. Ноги их были толстыми, как стволы деревьев, пятки плоскими, будто медвежьи, лица узколобыми и безносыми, уши большими, словно луговые лопухи. Единственный глаз на переносице горел, как звезда Чолпан. Днём глаза их покрывала слизь, и были они красны, как угли в огне. На голове и груди росли волосы, красные, будто ржавчина.

Рты их распахивались широко, как ворота, и оттуда торчали клыки, наподобие кабаньих. Ими они разгрызали твёрдые кости, чтобы добраться до костного мозга. Холода они не любили и оттого с наступлением зимы, подобно медведям, прятались в тесные зловонные берлоги и спали там до весны. Проснувшись, ослабевшие от голода, начинали бродить в поисках зелёной травы, ели её, будто скот, а набравшись сил, начинали охотиться.

Характера эти эмегены были вздорного, оттого часто ссорились и дрались. Затеяв драку, лупили друг друга камнями, деревьями, швырялись всем, что попадалось под руку, вопили громогласно, будто олени. Ума у них особого не было, оттого говорили они медленно и с трудом, а ремёслами почти не владели. Хоть и любили они больше всех яств человечину, но держали козьи стада, которые жили вместе с ними в пещерах.

Единственным лекарством, которым лечились они от всех болезней, были человечья кровь и части человеческого тела. Если заболевало у эмегена сердце, искал он человека, чтобы выпотрошить его грудь; если болела голова, ел человеческий мозг; если печень, то – печень. Гадкий этот род заселил всю землю, ел камни и деревья[5] и назывался харра.

Происхождение нартского народа


Свысоких небес смотрел Тейри-Хан на землю.

– Семь небес сотворил я из своего дыхания, – сказал Он. – Неисчислимые горсти сияющих звёзд рассыпал по небосводу. Сотворил океан, вечно дышащий и вечно подвижный. Указал я стремительным рекам путь через земли, начертал их русла. Саму землю создал я из кусочка собственной кожи, а скалы сделал из кости. Травы и деревья – это мои волосы. Прекрасен мир, сотворённый из моей плоти и крови, населяют его самые разные звери и птицы. Солнце и Луна шествуют по небу, зима и лето сменяют друг друга. Однако без моего ведома сотворились из желчи моей эмегены. Расплодились они и заселили земли, истребляя красоту и верное устройство. Но не бывать тому, чтобы мерзкие их стада погубили труд мой.

И вот, для того чтобы уничтожить эмегенов, ради спасения красоты мира, сотворил Тейри-Хан из кусочка своего сердца Золотого Дебета. Вложил в его душу все нужные знания, научил кузнечному делу, одарил знанием наречия воронов. И поклонились мастеру Дебету звёзды на небе, земля и камни.

На берегу Долай-реки расселил Тейри могучее племя и нарёк его нартами. Чистой была их кровь, красивы лица, справедливы обычаи. Не случалось меж ними брани и ссор, царили всеобщее уважение и приветливость. В теле нартов не было печени, ибо не существовало в ней нужды[6]. На них не нападал мор и прочие хвори, от которых безлюдели целые селения в иных краях.

Дебет стал отцом и главой этого племени. Он поведал им правду Тейри-Хана и направил на путь истины.

– Человек подобен яйцу, – говорил Дебет нартам. – Желток – дух его, белок – душа, а хрупкая скорлупа – тело. Истину человек увидит, если будет слушать дух свой. Если же забудете о своей природе, посмотрите на небо. Ваш дух – Солнце, горящее в небе, а тело – Земля. Душа же ваша подобна Луне, что ходит меж Землёй и Солнцем. Словно Луна, в иные дни душа становится полной и сияет. В дни другие тает она, и впадаете вы в уныние. Непостоянна душа человеческая. Сегодня поведёт вас в одну сторону, завтра – в другую. Если будете метаться за влечениями души, потратите впустую драгоценное время жизни вашей, и никто не вернёт вам потерянного. Бывает, увлекаясь чем-то и не обретая желаемого, загорается и пылает душа и сжигает тело в этом огне. Так не позволяйте же душе увлечь вас пустой и сиюминутной страстью, слушайте дух свой, только он укажет верный путь и убережёт от обмана. Только он покажет пустоту и суетность мимолётных метаний и придаст полноту жизни. Для великого дела отправил меня сюда Тейри-Хан. Должен я сделать вас народом сильным и счастливым. Ведомы мне все тайны мира, знаю я прошлое и грядущее, известны мне все ваши радости и горести. Время – сила и душа мира, так же как вода – чистая кровь земли. Время меняет видимое и невидимое местами, открывает и прячет любую вещь. Я открою вам судьбу нартов, чтобы уже сегодня начать исполнение своего долга. Милость Тейри-Хана не оставит вас, если будете верными рабами Его воли. Мир, данный вам, не всегда будет широким и прекрасным. Придут страдания, начнётся череда испытаний и трудностей. Скоро начнутся кровопролитные войны, и люди, подобно диким зверям, станут рвать друг друга на части. Многие дома превратятся в руины, многие селения разлетятся пеплом. И произойдёт это из-за трёх вещей, которыми прельстит людей Аламан. Первая роковая вещь – богатство. Действует оно, как сладкое вино на человека, кружит голову, заставляет забывать обо всём на свете. Многие соблазнятся этим коварным даром, многие сердца оборотятся из-за него в серый камень. Золото и серебро поражают человека так же верно, как стрела или кинжал, но власть их невидима, и оттого опаснее они и стрелы, и кинжала. Вторая роковая вещь – власть. Велик соблазн стать выше других людей, и на любые преступления может пойти человек ради власти. Кто почувствовал её жало, никогда не станет прежним. Третья же роковая вещь – жажда славы. Попавший в её сети будет жить, не зная вкуса жизни и сладости плодов своего труда. Соблазнившиеся этими тремя дарами Аламана погубят себя и навлекут великий гнев Тейри-Хана. Они разрушат порядки, переврут законы и принесут великие бедствия себе и своим народам. Они станут распространять ложь – мать всех грехов, грех станет убивать души людей, а люди станут убивать друг друга. Тейри-Хан желает, чтобы вы, нарты, стали Его войском и с оружием в руках вели войну со всеми, кто вредит роду людскому: бесами, драконами, эмегенами и людоедами. Кто услышал меня, пусть знает, что услышал довольно. Помните мои слова, повторяйте их и берегите себя от греха.

Запомнили нарты слова Дебета, и сердца их наполнились светом и отвагой.

Ночи ассуат


Вте древние времена ночи были тёмными, и немногие звёзды, что светили на небе, не могли рассеять мрак. В этом мраке нарты бились с эмегенами и лесными людьми, чьи глаза любили тьму. Много крови нартов пролилось тогда, многих сожрали эмегены, драконы, волки и львы. Не было ночи, в которую не случилось бы несчастья. И прозвали люди эти времена – «ночи ассуат».

Золотой Дебет был человеком глубочайшей мудрости и, чтобы помочь нартам, отправился в Кармурские горы.

Стал он ходить там и пробовать руками разные камни. Попросил он Кайнара, бога солнца, сделать их податливыми, как тесто, и внял бог его просьбе. Сжал Дебет один блестящий камень и увидел, как начали падать с него тяжёлые железные капли. Понял Дебет, перед ним железо – испражнения Кайнара, взял несколько камней и пришёл с ними к нартам. Выкопали нарты яму, а Дебет стал сдавливать камни. Железные капли, собираясь в яме, вскоре наполнили её. Тогда Дебет принялся разминать получившееся железо и сотворил молот и наковальню. Увидев, как боролись неподалёку в пыли две змеи, сделал он большие железные клещи. После этого отправил Дебет молодых нартов на охоту, и те вскоре вернулись со шкурами зубров. Из шкур сшил он кузнечные мехи и, раздувая их, показал нартам, что железные самородки можно плавить в огне, будто лёд. Очистив железо, принялся он ковать его и сделал тяжёлый меч, острые наконечники для стрел и могучий боевой топор. Затем отправились нарты к холодным источникам и закалили оружие в их водах.

Когда работал Дебет в кузнице, множество искр взлетало в небо из-под его молота. Оседая на небесах, обернулись они звёздами. После этого ночи ассуат стали светлее, и нарты смогли лучше видеть во тьме своих врагов. Получив железные мечи, топоры и стрелы с острыми наконечниками, стали побеждать нарты эмегенов-харра и во многих местах истребили их полностью.


Загрузка...