Введение

Представим себе «когнитивно-совместимую» среду, как описали ее известные специалисты в области когнитивных проблем образования, Рената Нумелла Кейн (Renate Nummela Caine) и Джеффри Кейн (Geoffrey Caine) в книге «Образование на грани возможного» («Education on the Edge of Possibility» Renate Nummela Caine and in their book Education on the Edge of Possibility (1997):

«… большое открытое пространство, вмещающее до 150 человек, которые работают вместе на протяжении нескольких часов без перерыва. В этой среде каждый чему-то учится и каждый – и ребенок, и взрослый – является участником процесса… Во внутреннем интерьере… мебель… является трансформируемой…, справочные материалы предоставляются по запросу через сетевые интерактивные мультимедийные средства, и все пространство непрерывно наполнено деятельностью… Здесь, на месте можно делать видеозаписи, создавать материальные и компьютерные модели для реальных проектов, используются программное обеспечение для концептуального картирования. Можно загружать [в память компьютера] произведения искусства, применять программное обеспечение для анализа литературных текстов, удобно организовать работу в небольших группах. Пространство управляется коллективом примерно из пяти учителей, которые, передвигаясь по нему, получают большую картину того, как работает группа, в целом» (50–51).

Похожа ли эта картина хоть немного на ту, которую вы видите перед собой или о которой мечтаете, работая день за днем в своей школьной библиотеке над функциональными школьно-библиотечными программами? Это описание «Творческой образовательной плазы», сопровождаемое архитектурным проектом, составлено компанией из Калифорнии, США, носящей название «Creative Learning Systems» [букв. – «творческие образовательные системы»]. Когда я встретила это описание в книге Кейнов, мне оно показалось подозрительно знакомым. Изучив рисунок, я обнаружила книжные полки, окружавшие эту «плазу». Далее в тексте говорилось, что такая плаза была действительно построена несколько лет назад в одной из школ Калифорнии. Авторам показалось, что такая схема соответствует принципам когнитивных методик, реализуемых в «дружественном мозгу» пространстве в облегченном режиме; тем не менее, авторы посчитали, что именно так могут быть организованы школы завтрашнего дня. Они считают, что в этой среде учителя смогут выполнять свои функции, лишь изменив коренным образом свои представления о преподавании и обучении.

Дочитав до этого утверждения, я остановилась, задумавшись, не надо ли мне незамедлительно связаться с Кейнами и рассказать, что такие среды уже существуют во многих школах – и это школьные библиотеки и/или медийные центры! Тем не менее, команды из пяти учителей или кураторов в них не созданы. Часто это один – справедливости ради скажем, что сегодня иногда и не один – так называемый учитель-библиотекарь или медийный специалист школьной библиотеки действуют в этой разветвленной когнитивной среде, направляя педагогов в кардинально иное русло преподавания и обучения.

Обучение должно соотноситься с тем, как функционирует мозг. В последние несколько лет получили развитие нейронаучные технологии, позволившие изучать живой мозг в действии. Получены подтверждения того, что уже оценено когнитивными исследованиями и что считалось оптимальными образовательными и преподавательскими методиками со времен Джона Дьюи и нарождения конструктивизма в образовании. И чем больше специалисты образования смогут опираться на научные данные, тем менее интуитивным будет наш профессиональный выбор и тем более взвешенными будут наши лучшие решения. Что же нужно мозгу, чтобы он сформировал стремление к учебе?

Ведущие эксперты в области когнитивных исследований Рената Нумелла и Джефри Кейны, Эрик Дженсен (Eric Jensen), Пэт Вульф, Роберт Сильвестр считают, что оптимальные условия для обучения создаются определенными предпосылками, которые будут подробно рассмотрены ниже. Библиотекарям необходимо поддержать формирование этих предпосылок, стать источником этого знания. Прежде всего, основа работы здорового мозга – это хорошее здоровье, питание, физические упражнения. Понимают ли это сотрудники школы и учащиеся? С этим вопросам приходится обратиться к программам физической подготовки и здравоохранения. Обеспечить эти условия в библиотеке и школе довольно просто. Так, мозг требует регулярной гидратации. Разрешите учащимся приносить с собой в класс или в библиотеку бутылку с водой, отлучаться к фонтанчику с питьевой водой, а не запрещайте эти небольшие перерывы, столь необходимые мозгу. В одном из моих бывших третьих классов дети были очень удивлены, когда узнали, что протеиновая еда по утрам – тост с арахисовым маслом, молоко, может быть, яйцо – способствует концентрации.

Насыщенные образовательные процессы в когнитивно-ориентированных школьно-библиотечных проектах осуществляются на основе коллективного обучения, привлечения художественных объектов, проведения экспериментальных исследований, обсуждений и тому подобное, о чем также будет рассказано в последующих главах.

Эксперты также говорят об эмоциях, о том, как они связаны с обучением и долговременной памятью. Решающую роль играет литература и искусство – ведь слова и образы, созданные писателями, поэтами, драматургами, художниками и соединившиеся с пиковыми эмоциональными переживаниями, забываются не так легко. Юмористический рассказ, выдающееся произведение искусства, музыка, задевающая душу… Один простой прием. Попробуйте включить фоном в читальном зале библиотеки музыку из библиотечной коллекции записей: успокаивающую или стимулирующую – классическую, современную, джаз, барокко. Может быть, в дружественной мозгу библиотеке найдется место для галереи художественных работ школьников? Может быть, устроить художественные чтения?

Еще одно направление когнитивных исследований – это интуитивная сфера, где опыт и соответствующее обучение соединяются в новых нейронных связях, необходимых для долгосрочной памяти. Здесь материал должен обладать смыслом, который человек будет извлекать самостоятельно – иначе эта информация с ним не останется. Мы не можем игнорировать или отрицать тот факт, что мы являемся социальными существами; когнитивные исследования говорят о том, что наше развитие в большой степени происходит в результате взаимодействия с другими людьми, совместного анализа, обсуждений. Методики коллективного обучения, объединение школьников в группы, партнерские исследовательские проекты могут стать примерами такого взаимодействия. Нужно изучить эти возможности и использовать их в коллективно планируемой школьно-библиотечной образовательной деятельности – в том случае, если они еще не стали основополагающей частью школьной библиотечной программы.

Для эффективной стимуляции мозга мы должны использовать разнообразные методики обучения и преподавания и выявлять различные возможности. Эти возможности, о каком бы возрасте или обстоятельствах ни шла речь, реализуются на интеллектуальном уровне пользователя через процессы исследования, с которыми мы хорошо знакомы: постановка вопроса, определение проблематики, выдвижение гипотезы, решение проблем, участие в проектах, критический анализ. Очень важно, чтобы мы присоединили свои голоса к тому, что говорится о том, как учится мозг, об информационной грамотности, и искали пути к тому, чтобы сделать информационную грамотность реальностью, релевантной возможностям каждого отдельно взятого школьника. Дружественная мозгу школьная библиотека должна стать «сетевым централом» для каждой из дисциплин, изучаемых в классе, продолжением учебного опыта во взаимосвязи с тем, что окружает школьника в жизни, должна выйти за границы школьной программы и достигнуть сообщества. Библиотека должна стать институтом, который связывает и направляет обучение в рамках школы к образовательным возможностям за ее пределами и таким образом открывает для учащихся внешний мир, – в большой степени моделируя функционирование мозга.

Загрузка...