Что дают учителю-библиотекарю результаты когнитивных исследований? Этот вопрос важен для каждого специалиста в сфере образования, однако основополагающая роль педагога-библиотекаря как лидера процесса обучения, как никогда, делает для него необходимым приобретение знаний о том, как происходит процесс познания. Именно это и является ключевым в организации успешной и востребованной, и тем более – когнитивно-ориентированной школьно-библиотечной программы.
Многие педагоги до сих пор не могут отойти от традиционных форм преподавания; это зачастую касается и школьно-библиотечной программы. Как происходит формирование информационной грамотности и обучение ее навыкам? Преподаются ли библиотечные уроки в необходимом контексте или бессистемно, с использованием традиционных методов обучения? Как школьники, от самых младших до старших, знакомятся с огромным культурным массивом, который представляет собой наша литература, поэзия, драма, наука и многое другое? В этой книге предложены идеи и практические подходы, которые помогут педагогу-библиотекарю использовать когнитивно-ориентированные методы и методики обучения и сделать школьные библиотеки и программы обучения в большей степени дружественными мозгу. Между тем, многие специалисты знакомы с когнитивными исследованиями, но не знают, как применить их результаты на уровне школы и школьной библиотеки. Задача этой книги – показать, как превратить научные результаты в инновационные, надежные методы и принципы обучения и образования.
Эта книга рождалась из интереса автора к данной тематике, проявившегося еще на выпускных курсах университета, а также практического применения полученных знаний автором на разнообразных позициях: учителя, школьного педагога-библиотекаря, организатора подготовки библиотекарей в школе, заместителя директора школы, директора, автора публикаций, лектора. Результаты когнитивных исследований позволили автору изменить свой подход к обучению и ту работу, которую она проводила со специалистами, в том числе, в форме семинаров, постепенно или быстро внедряя эффективные когнитивно-ориентированные методики и подключая к этому процессу своих коллег.
Не хватит часов в сутках и дней в году, чтобы реализовать многочисленные идеи, которые возникают, как только специалист попадет в этот дивный новый мир нейронауки. Будем надеяться, что каждый педагог-библиотекарь сможет почерпнуть в этой книге многое, приложить к своей ситуации, получить еще один инструмент трансформации библиотеки в незаменимый образовательный центр школы, – безусловно, действующий согласованно с работой человеческого мозга как центра «восприятия»… [и] обработки информации» (Wolfe 2001).
Следует признать, что, по печальной иронии судьбы, даже в наш век информационного взрыва многие школьные библиотеки лишаются ресурсов. Однако в некоторых уголках земли одни школьные библиотеки финансируются лучше, чем другие. Исследования показывают, что успешные, укомплектованные профессионалами школьные библиотечные программы положительно влияют на учебные достижения школьников. Если преподавательский состав работает согласованно с библиотекой как мозговым центром школы, в который стекаются все запросы и вся информация, а сама библиотека является местом для оригинальных исследований, вспомогательного обучения и обучения школьников и преподавателей, каналом выхода к литературе и искусствам, то такую библиотеку не будут считать «роскошью» или «местом где-то там на первом этаже, где можно взять что-нибудь почитать». Бывает, что денег не хватает, школьно-библиотечной программе не придают особого значения, и библиотеку игнорируют. Но что такое человек без мозга! Или без знаний, без способности обрабатывать информацию, без опыта, без эмоций! Все это первичные инструменты эффективной школьно-библиотечной программы, – и педагог-библиотекарь должен увидеть их связь с возможностями человеческого мозга, чтобы получить максимальный результат обучения и еще больше интеллектуализировать образовательный процесс.
Первая часть книги представляет основные положения и источники, определяющие концепции когнитивных исследований и педагогической практики. В ней приведены ссылки на веб-сайты, которые приведут учителя-библиотекаря в увлекательный мир науки и когнитивно-ориентированного образования. Хочется надеяться, что благодаря упомянутым здесь и прочим ресурсам читатели смогут глубже видеть явления, и вместе с другими участниками процесса образования и дальше разрабатывать эти инструменты.
Автор часто отсылает читателя к трудам трех ведущих специалистов в области когнитивных исследований: Эллен Лангер (Ellen Langer), Боба Сильвестера (Bob Sylwester) и Пэт Вульф (Pat Wolfe). Их работа рассматривается довольно подробно в соответствующих главах. В этом разделе книги даются рекомендации о том, как адаптировать результаты когнитивных исследований для работы специалистов школьных библиотек.
Вторая, третья и четвертая части книги объединяют три часто встречающихся темы в контексте когнитивно-ориентированного обучения, которые могут стать главными целями трансформации школьной библиотеки в дружественный мозгу, инновационный центр образования. В приводимых примерах акцент делается на роли педагога-библиотекаря – его партнерской роли в учительском сообществе, которую он играет в обеспечении учебного процесса и обучения школьников. Он сможет использовать эти идеи для формулировки, совместно с другими учителями школы, принципов когнитивно-ориентированного обучения и выстраивания потенциала функционального школьно-библиотечного обслуживания и библиотечных программ во взаимосвязи со школьной программой. Даются многочисленные рекомендации по применению этих принципов при организации семинаров для школьных специалистов и коллективной подготовке и планирования коллективных исследований и методического обучения. Подсказывая коллегам-педагогам новые пути к самообразованию и сотрудничеству со школьной библиотекой, они сами разрабатывают когнитивно-ориентированные методики для работы со школьниками.