Образование – это раскрытие возможностей мозга, и такой взгляд на него замечателен… Тот, кто не сумел глубоко и широко взглянуть на архитектуру мозга, его задачи, основные принципы его работы – далеко отстал от жизни, как [отстал бы] конструктор автомобилей без знания принципов работы двигателя.
Лесли Харт, «Human Brain, Human Learning» [«Человеческий мозг и обучение»] (New York: Longman, 1985)
Кто такой ученик 21-го века? Детсадовец, прижимающий к себе книжку «Очень голодная гусеница»? Подросток, взявший на абонементе 6 книг и видео о Холокосте? Первокурсник-медик, обложившийся анатомическими атласами? Автомеханик, изучающий компакт-диски с описаниями деталей автомобиля? Студент педагогического факультета, пишущий курсовую работу по кооперированному обучению? Пенсионер, разыскивающий в Интернете интересный маршрут для путешествия? Все они – ученики XXI века, поскольку «учиться» сегодня означает не останавливаться в развитии, продолжать «наращивать дендриты» или выращивать мозговые клетки. Это то, что делает нас людьми. Застой в учении неизбежно приводит к застою в получении опыта. Обучение – это не только «хождение в школу»; это не промышленное производство, штампующее из года в год одну и ту же продукцию.
Учреждения, являющиеся оплотами культуры, традиционно сопротивляются «изменениям». Парадигмы меняются в течение веков, они не могут измениться за одну ночь. Ученик XXI века – это тот, кого хотят у себя видеть ведущие бизнес-корпорации, понимая, что такой человек способен к независимому обучению на протяжении всей своей жизни. Он [учащийся знает], как извлекать знания из информации и идей – как взаимодействовать с этим знанием, реструктурировать его, создавать на этой основе новое знание, передавать его и воспроизводить. В процессе эволюции мозг человека научился выполнять эти функции. Когда же наши образовательные учреждения начнут строить свою деятельность с учетом этих возможностей мозга?
Библиотеки всех типов и видов, включая школьные и университетские, в течение длительного времени оставались традиционными хранилищами информации, преимущественно в виде печатных книг. Эти организации были и являются вполне демократичными – особенно публичные библиотеки, где каждый может свободно получить нужные материалы и имеет доступ к огромным массивам знания. В публичные библиотеки изменения пришли естественным образом: кофейные гостиные, группы по обсуждению книг, художественные выставки, интернет-услуги. Некоторые библиотеки открыты круглосуточно. Мозг, жаждущий знаний, взаимодействует с источниками информации – в публичной библиотеке или через Интернет. Когда студенты стремятся овладеть ремеслом или профессией, они должны видеть, что библиотека их колледжа или университета поддерживает это их стремление. Поэтому школьная библиотека выполняет в их жизни важнейшую роль с того самого момента, когда они малышами впервые входят в нее. Школьные библиотеки не только готовят учащихся к последующей учебе, они ведут их и поддерживают на протяжении всех школьных лет.
Город без публичной библиотеки немыслим, как невозможны университет или колледж без аналогичных служб. Разве юные умы, школьники не заслужили такой же интеллектуальной поддержки? Как постепенно развивались системы образования и библиотечного обслуживания, также и школьная библиотека должна постепенно перестать быть простым хранилищем материалов, пусть даже тщательно отобранных и прекрасно представленных, и превратиться в «дружественный мозгу», открытый для всех центр конструктивистского обучения. По мере развития научного знания о том, как мозг формирует знания и как наилучшим образом питать нейронные сети, ученые должны организовать наш коллективный интеллект, заставив превратить школьные библиотеки в когнитивно-ориентированные центры школы. Нужно создать новый имидж школьной библиотеки – не хранилища – а учебной лаборатории, где мозг взаимодействует с ресурсами (человеческими и иными) и извлекает из этого взаимодействия смыслы, формируя понимание предмета изучения и исследования.
В этом процессе обновления, когда изменения происходят недостаточно быстро, как никогда необходима парадигма «педагога-библио-текаря» – назначенного исполнить новую нарождающуюся роль. Зафиксированная в специально литературе по школьным библиотекам, а также в университетских программах на протяжении уже 20 лет, эта роль, которую брали на себя многие школьные библиотекари-практики, все же по некоторым направлениям не была реализована в полной мере, что не способствовало сохранению и развитию профессии школьного библиотекаря. Напротив, многие до сих пор недоумевают, зачем школьной библиотеке нужен «педагог» [имеется в виду должность и профессия педагога-библиотекаря, англ. – teacher librarian, закрепленные в библиотечно-педагогическом образовании и библиотечной практики Канады и США]. В 1997 г. в рамках исследования «Students'Information Literacy Needs in the 21st Century: Competencies for Teacher-Librarians» [ «Потребности информационной грамотности школьников в XXI веке»: Профессиональные качества педагога-библиотекаря] Ассоциацией педагогов библиотекарей Канады (Association for Teacher-Librarians hip in Canada) и Канадской ассоциацией школьных библиотек (Canadian School Library Association) были тщательно проанализированы функции, знания и навыки, необходимые школьному библиотекарю. Эти профессиональные требования заставляют педагогов-библиотекарей непрерывно получать новые знания и возглавить этот процесс в школе. Для этого требуются теоретические профессиональные знания и возможность применить результаты современных когнитивных исследований и исследований в области образования, что сделает роль школьного библиотекаря наиважнейшей.
В первую очередь, педагог-библиотекарь исполняет роль школьного организатора кадров. Это тот человек среди всех сотрудников школы, который обладает как педагогическими, так и библиотечными знаниями и направляет, является посредником, организатором и лидером как для школьников, так и для преподавателей, внедряя лучший опыт, основанный на результатах когнитивных исследований. Педагог-библиотекарь должен осознать свою роль в совместной деятельности как координатора, как ответственного за разработку философской концепции и планирование деятельности по обучению.
Второе. Педагог-библиотекарь – агент информационной грамотности, вместе с учителями направляющий критическую исследовательскую деятельность школьников на основе конструктивистской модели. И третье – роль педагога-библиотекаря как эмиссара культуры, который связывает познавательную деятельность учителя и ученика через современный высокохудожественный роман, книгу комиксов, веб-сайт, видео, художественный постер, справочный источник.
И самое важное, что должно учитываться на каждом управленческом уровне, – это взаимосвязь школьного библиотекаря с учащимися и всеми, кто готов учиться всю свою жизнь. Ученики – с шести лет и до шестидесяти – заслуживают такого педагога-библиотекаря двадцать первого века, который, вооруженный знаниями о том, как заставить мозг работать максимально эффективно, может предложить учащимся конструктивный, значимый опыт библиотечного обучения. Педагоги-библиотекари готовы сделать свои школьные библиотеки в большей степени дружественными мозгу, стать лидерами в том, что педагог Пэт Вольф (Pat Wolfe) назвала «когнитивной эпохой».