В отличие от современных авторов, обычно строго разделяющих физический и потусторонний миры, для древних различия зачастую имели характер чисто географический: дойдя до определённого предела, ты просто пересекаешь невидимый рубеж3, хотя, конечно, чаще сделать это удавалось только «сверхъестественным» образом. «Шаманские»4 путешествия трактовались как один из способов перемещения в пространстве, а «шаманские» миры дополняли «протонаучную» информацию о физическом мироздании, сливаясь в единую картину. Поэтому, чтобы понять астральные маршруты древних, нам придётся мысленно войти и в совершенно другое описание реальности, в другой образ космоса.
Деление мироздания на верхний, средний (земной) и нижний мир давно уже стало общим местом в мифографической литературе. Но здесь речь пойдёт об ином. Анализ показывает, что нередко потусторонних миров, дополняющих земной, не два, а три, и третий – океанский. Вспомним широко известную древнегреческую мифологию с тремя братьями-богами: Зевсом (верх, небо), Аидом (низ, подземный мир) и Посейдоном (морской мир). Эту троичность Иного мира можно проследить в самых разных мифологических системах. Только для примера остановимся на трёх из них5.
Синто – национальная религия японцев – была кодифицирована на достаточно ранней стадии развития и сохранила многие архаичные черты. Модель трёх потусторонних миров представлена в нём достаточно чётко. В «Нихон Сёки» и «Кодзики»6 это Равнина Высокого Неба (Такамагахара), Страна мрака (Ёми-но-куни) и Вечная (неизменная) страна (Токоё-но-куни).
На Равнине Неба (т. е. в Верхнем мире) есть поля и горы, пастбища и ткацкие мастерские, высокие сияющие хоромы солнечной богини и широкая спокойная река – Млечный Путь. Там живут небесные боги, более могущественные и уравновешенные, чем боги земные. Правят там солнечная богиня Аматерасу и отец-прародитель всех богов.
Страна Мрака (Нижний мир) расположена под землёй или на дне. Её другие имена: Нэ-но-куни (Страна, лежащая в основе, Страна корней), Соко-но-куни (Страна, лежащая на дне). В Ёми-но-куни уходят умершие боги и люди (духи умерших продолжают жить и среди людей, пока не очистятся и не станут богами – ками). Ёми – нечистый мир скверны, связанный с разложением, червями, стоножками, злыми вредоносными духами, громовыми чертями икадути и т. д. Его владычица – первая из умерших, богиня Идзанами. Они и породила подземных бесов.
Вечная страна – Токоё-но-куни также связана с низом, но чаще находится за морем или связывается с Равниной моря. В Токоё нет старения и смерти, течения времени. Это изобильный край, который соотносят со сказочным Островом бессмертных китайских мифов.
В мифологии мезоамериканцев7 три мира связаны с различными вариантами посмертья:
1. Павшие на поле брани или принесённые в жертву воины отправлялись в небесный мир, в Дом Солнца, провожая светило от восхода до зенита. Через четыре года они превращались в разноцветных птиц. От зенита до заката солнце несли на носилках женщины, умершие при первых родах.
2. Нижний мир мёртвых, куда попадало большинство умерших, – это ацтекский Миктлан или Шибальба майя.
Дорога в Миктлан вела на запад, а затем на север через многие препятствия: сталкивающиеся горы, камнепады, между гигантскими крокодилом и змеёй, через восемь пустынь и восемь гор, через ледяной ветер, мечущий обсидиановые лезвия и валуны, и адскую реку (через которую переправлялись на спине собаки). Пройдя в течение четырёх лет все испытания, умерший представал пред Миктлантекутли и его супругой и получал жилище в одной из девяти преисподних.
Путь в Шибальбу также вёл вниз, его моделью была пещера-лабиринт.
3. Утонувшие, убитые ударом молнии, умершие от проказы, подагры, паралича, опухолей на шее и других болезней, связанных, по представлениям ацтеков, с божествами воды, то есть избранные и взятые этими божествами, следовали в Тлалокан, принадлежавший богу дождя Тлалоку. Он соотносился с югом или востоком. Это была прекрасная и изобильная страна8.
Троичность мироздания в германской мифологии подчёркивается рассказом о корнях Мирового Древа:
«Тот ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простёрты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево, и далеко расходятся эти корни. Один корень – у асов, другой – у инеистых великанов, там, где прежде была Мировая Бездна. Третий же тянется к Нифльхейму, и под этим корнем – поток Кипящий Котёл, и снизу подгрызает этот корень дракон Нидхёгг».
Асы – боги Верхнего мира, их столица – Асгард с золотыми пиршественными чертогами.
Нифльхейм – это северный и одновременно нижний, подземный мир. Мрачное загробное царство, которым правит зловещая богиня Хель.
Инеистые великаны – древние боги, потомки которых, йотуны, постоянные противники асов. Их мир – Уттгард. Он расположен на периферии, за морем, на берегах океана и отделён от мира людей стеной. Это мир иллюзий и чародейств.
Три мира имеют ряд устойчивых характеристик:
Страна тьмы. Низ, подземелье, вечный мрак, холод или жар, лабиринт, бездна, суд, утрата, жестокое испытание, пытки, издевательства, смрад, разложение, ядовитые твари, демоны, болезни, вампиры.
Океанский мир. Низ, океанские бездны, устье рек, очищение, омовение: сюда за горизонт для обновления спускаются звёзды и светила. Лунный свет, туманы, луга, коровье пастбище, великаны и карлики, одноглазые, источник (или древо) мудрости (он же источник поэзии), волшебные плоды, бронза, серебро, стекло, хрусталь. Искусство магической иллюзии, превращения, остановившееся или почти остановившееся время, страна женщин. Обитель ветров. Здесь открывается вход в бездну инферно, куда стремятся умершие и откуда выходят по ночам призраки, но отсюда же открывается путь на небо, по которому ночное солнце вновь вступает на небосклон. Здесь обитают эльфы и титаны-асуры – древние владыки земли и противники богов, но не демоны ада в обычном понимании. Здесь же Вечная страна – земля, предшествующая творению, земля вечной весны, обитель бессмертных, земной рай.
Верхний мир (Небеса). Верх, гора, небо. Лестницы, крылатые певцы, громадная птица, пир богов, герои, святые, Древо Жизни, сад, город из драгоценных камней, золото, источник небесных рек, вечный день, самосвечение, небесное воинство, Божий престол.
Обращает на себя внимание сходство этих характеристик с юнгианской интерпретацией трёх стадий алхимического делания как стадий индивидуации – духовного развития, становления полностью зрелой личности: нигредо, альбедо, рубедо…
Каждая стадия связана с определённой системой архетипических образов, переживаемых в сновидении.
Вот как описывает их Роберт Боснак10:
«Алхимики считали, что нигредо составляет начальную стадию любого процесса, в котором происходит трансформация, превращение форм. Сначала всё должно основательно перегнить, как компост, распасться на разрозненные частицы – исходный материал для свободного творчества созидательной силы. По мнению алхимиков, вначале всё имеет привкус горечи и гнили. Всякий процесс превращения сначала ведёт к распаду или начинается с него. В нигредо человеку кажется, что на его глазах мир разваливается на части, особенно болезненно он переживает кажущуюся нескончаемость нигредо. Будущее видится смутным и беспросветным, без надежды на избавление от пустоты и одиночества. Жизненный ритм сбивается, сознание опустошается. В бездонной пропасти нигредо единственной реальностью для человека становится смерть.
Белый мир называется альбедо, его металл – серебро. В кромешном мраке ночи восходит ночное светило, луна. Альбедо – лунное сознание, свет, пролитый во тьму, но свет отражённый, холодный. Альбедо – это ещё неясный мир с размытыми формами, Сознание, рождённое из тьмы. Как ветер в полнолуние, в альбедо правит бал Меркурий, покровитель воров и проводник душ умерших в царство теней. Безумные мысли и туманные намёки – Меркурий без устали будоражит воображение своими коварными уловками. Генри Корбин убедительно показал, что мир воображения – это зеркальное отражение без самого зеркала, мир отражённых образов.
Переход из нигредо в альбедо описан у Юнга: «Неясность слегка рассеивается, как мрак ночи – при появлении на небосклоне луны… Этот робкий свет относится к альбедо, лунному свету». Всё, что раньше воспринималось буквально, становится в альбедо метафорой, отражаясь в пробуждающемся сознании кружащих в лунном свете мотыльков. Альбедо – царство поэтов, воров и безумцев, переход от кромешной ночи к яркому солнечному дню, мир поэтический и текучий, мир образного языка. Странное, двусмысленное существование, в котором одно сомнение нанизывается на другое.
Красный мир называется рубедо, его металл – золото, застывшее солнечное пламя. Жар солнца, основного источника жизни на земле, дающего силу всему живому, застывая, превращается в золото. Золото, по словам алхимиков, – семя солнца, серебро – семя луны. В солнечном мире бесконечная борьба страстей рождает искры вдохновения. Солнце взращивает все формы, сокрытые в материнском лоне земли. При свете солнца царит ясность и определённость. Солнце покровительствует порядку и трезвому восприятию. Рубедо сопрягает мужское и женское начало, в нём находят выражение все формы отношений между полами, это мир либидо».
Совпадение архетипов ещё более очевидно при описании сопутствующих прохождению этих трёх стадий сновидений (см. приложение в конце главы).
Происхождение этих трёх миров описывается во многих космогонических мифах.
Как правило, Небо и Земля, то есть верхний и средний (земной) мир, завершают творение, в то время как Хаос ему предшествует и нередко отождествляется с нижним миром.
Так, древнеегипетская теогония «гермопольской огдоады» повествует о последовательном возникновении четырёх пар богов:
Нун и Наунет (изначальный Океан и Подземное небо – ныне ночное пребывание солнца – и оно же Дуат – загробный мир);
Хух (Хех) и Хаухет (Бесконечность в пространстве);
Кук (Кек) и Каукет (Мрак);
Амон (Невидимый) и Амуанет (Сокрытое).
Последняя пара порождает первозданный холм (Бен-бен) и на нём Мировое яйцо11. (Первозданный холм в Океане здесь земля первотворения). Из Мирового яйца рождается демиург-солнце (именуемый сыном Нуна). Последний порождает Шу и Тефнут (воздух и воду), за ними возникают Геб и Нут (земля и небо).
Сравним:
В космогонии маори12 развитие мироздания идёт по линии: Те Коре (пустота) – Те По (ночь, мрак) – день – пространство – влажность и протяжённость – Небо и Земля. (Причём Те По одновременно инфернальный загробный мир).
В «Теогонии» Гесиода после Хаоса (Бездны) возникают Земля, Тартар и Эрос. Тартар порождает Эреб (Мрак) и Нюкту (Ночь), Земля – Небо. (Тартар и Эреб – инфернальный загробный мир).
В германской мифологии Бездна – это пространство, разделяющее два предвечных начала: ледяной Нифльхейм (он же впоследствии инфернальный загробный мир) на севере и светлый и огненный Муспель на юге. От столкновения в мировой бездне этих начал (льда и огня) и рождается мироздание. Первочеловек – великан-гермафродит Имир рождает поколение инеистых великанов. Завершают космогенез боги-демиурги младшего поколения, убившие Имира и сотворившие из его тела – небо и землю, а из крови – окружающий океан.
Вавилонский трактат Энума Элиш рассказывает о порождении богов Океаном-Апсу и Морем-Тиамат. Младшие боги – их дальние потомки – убивают прародителей. Чертоги Апсу в Океане становятся землёй первотворения, из тела убитой Тиамат творится мир – Небо и Земля.
Таким образом, отдельные части мироздания возникают не единовременно.
Последовательно являются из извечного Хаоса: 1. Мрак – область тьмы, которая в дальнейшем становится инфернальным Нижним миром; 2. Страна первотворения в Океане (Чертоги Апсу, Первозданный холм, чертог Бримир (Имир) и др.); 3. Космос – Небо и Земля, рождённые из Мирового яйца или сотворённые из тела первозданного чудовища13.
В развитых древних цивилизациях три мира перемещаются с Земли на звёздное небо – идеальный образ архетипической реальности.
О возможном членении звёздного неба греками интересные выводы сделаны А. А. Гурштейном:
«Анализ этой таблицы [названий созвездий по списку созвездий Арата (III в. до н. э. – М. А.)] выявляет поразительную особенность: все заключённые в ней наименования отражают символику трёх миров – Нижнего, Среднего и Верхнего, т. е. трёх мировых стихий, с которых мы начали настоящую работу, – воды (существа и объекты водоплавающие), земли (персонажи преимущественно антропоморфные) и воздуха (существа и персонажи летающие). В расположении выделенных трёх тематических групп на небесной сфере существует определённая закономерность: все воздухоплавающие сосредоточены плотной группой недалеко от Северного полюса эклиптики лишь в Северном полушарии; антропоморфные существа равномерно охватывают воздухоплавающих кольцом со всех сторон; наконец, водоплавающие сосредоточены в форме подковы в Южном полушарии, в основном ниже небесного экватора»14.
Воздухоплавающие – это Пегас, Дракон, Птица (ныне Лебедь), Орёл. По предположению астронома, водоплавающие (Гидра, Кит, Рыбы, Эридан (река), Корабль) будут соответствовать Нижнему миру и захватывают самую нижнюю точку эклиптики (зимнее солнцестояние). Остальные точки эклиптики находятся в среднем («антропоморфном») поясе. Нижний мир здесь это не Страна мрака, определённую небесную дислокацию не получившая, а именно Океанский мир.
Из Вавилона до нас дошёл следующий текст15
«От XII 1 [от первого числа XII месяца] до II 30 Солнце находится на пути Ану: Ветер и шторм. (с февраля по май)
От III 1 до V 30 Солнце находится на пути Энлиля: Сбор урожая и жара. (май – август)
От VI 1 до VIII 30 Солнце находится на пути Ану: Ветер и шторм. (август – ноябрь)
От IX 1 до XI 30 Солнце находится на пути Эа: Холод. (ноябрь – февраль)»
Это деление эклиптики (зодиакального пояса) одновременно есть и деление звёздного неба на три зоны.
Энлиль – это бог воздуха, бог-громовержец, правитель верхнего мира.
Эа – бог Океана и владыка Вечной страны / Земли сотворения.
Поскольку пояс зодиакальных созвездий, по которому свершает свой годовой путь солнце, наклонён по отношению к полярной оси, летние знаки оказываются вблизи Северного полюса / Верхнего мира, а осенне-зимние – ближе к Нижнему миру, невидимому в Северном полушарии южному полюсу неба.
В этой системе нижний мир мёртвых также специально не обозначен, но сыну Эа Нергалу, правителю этого инфернального загробного мира, был посвящён самый тёмный месяц ноябрь/декабрь и, соответственно, самая нижняя/южная точка эклиптики в Стрельце/Скорпионе.
Противопоставление северных звёзд как благих и южных как зловещих существ присутствует и в мезоамериканской мифологии.
В индийской космологии, в Вишну-пуране, описываются звёздные маршруты богов (дэва-яна) и питри – предков, обитателей царства мёртвых (питр-яна). Первый проходит севернее Овна и Плеяд (Ашвини, Бхарани и Критика) и южнее Большой Медведицы (Семи риши), севернее эклиптики. Второй – южнее Стрельца и Скорпиона (Мула, Пурвашадха и Уттарашадха) и севернее звезды Канопус (Агастья), самой яркой звезды Южного полушария, южнее эклиптики.
Таким образом, дэва-яна отграничивает движение звёзд в северной приполярной области, а питри-яна – в южной.
Севернее дэва-яны полярная область богов. Это область никогда не заходящих звёзд (Верхний мир).
Южная область звёзд, лежащих южнее эклиптического пути солнца, звёзд, никогда не выходящих из Океана, именуется Страной Тьмы. Поэтому царство Ямы и земля мёртвых («нижний мир») в Индии вообще соотносится с югом, в отличие от большинства других традиций, где земля мёртвых лежит на севере или западе. Зимой по индийской космологии солнце уходило на юг, то есть в знаки зодиака южнее небесного экватора (также, в отличие от многих других традиций, связывавших зиму с севером).
Сама область эклиптики рассматривалась как удел океанского владыки Варуны, второго, наравне с Индрой, царя богов, и именовалась «западом» (Океанский мир). Это область звёзд, заходящих в океанские воды.
Наконец, в платоновской16 (и, возможно, гностической) традиции Зодиак прямо рассматривался как путь нисхождения и восхождения души. От Рака ко Льву и далее по мере удаления от небесного полюса начинается падение души с небес в смертное тело. Родиться на земле – значит умереть на небе и попасть ад. От Козерога с нижней точки эклиптики, напротив, начинается восхождение души на небо (в северную полярную область небосвода).
Стороны света мифической космографии также тесно связаны с астрономическими моделями и несут значительную архетипическую нагрузку. Иерархически они далеко не равноценны. Образы стран света в мифологиях связываются с определёнными цветами, богами, животными, стихиями, временами года и т. д.
Пары «запад – восток» и «север – юг» образуют внутри себя бинарные оппозиции. Значение их во многом задаётся суточным движением солнца17. Для индоевропейцев и семитов восточное направление (восход) было передним, западное (заход) – задним, соответственно север и юг – левым и правым. Левое и заднее рассматривались как неблагие.
Основные архетипические характеристики18 в оппозиции «восток – запад»:
переднее – заднее
верх – низ
мужское – женское
утро – вечер
весна – осень
птица – змея
молодость – старость
В индуизме:
дэвы – асуры19
В христианстве:
рай – ад
В оппозиции «юг и север»20:
жар – холод
огонь – лёд (вода)
жизнь – смерть
лето – зима
день – ночь
свет – тьма
В зороастризме:
боги – демоны
Соответственно:
Загробный мир традиционно соотносится с западом (Египет, Греция, иудео-христианская традиция и др.) и севером (германцы, иранцы, китайцы и др.). (Исключение – Индия, где в соответствии с эклиптической моделью21 загробный мир был на юге).
Страна богов (обитель громовника22) – на востоке и/или на полярной Мировой горе в центре мира23.
Изначальная земля (Вечная страна, место первотворения, создания человека, обитель богов до сотворения неба) – традиционно восток (на восходе или перед восходом солнца – Вавилон, Египет, майя, Индия). Обычно она же выступала как рай или страна блаженных.
Чаще всего она соотносится с «устьем рек» – местом впадения вод в мировую бездну на востоке (ацтеки, Китай, Иран, м. б. Вавилон. В Индии это запад. В иудео-христианской традиции присутствовали оба варианта)24.
Через восток совершается восхождение на небеса. Через запад – нисхождение в загробный мир.
Имели страны света и свои звёздные ориентиры: север соотносился с приполярной областью (Полярная звезда, Большая Медведица, верхняя часть эклиптики), юг, соответственно, наоборот.
В тех случаях, когда по сторонам света делилась эклиптика, варианты были более разообразны. Область нижней части эклиптики (Стрелец, Козерог и Водолей) в вавилонской астрологии (также в греческой, иранской) соответствовала югу. В китайской же, напротив, северу (а Близнецы, Рак, Лев, наоборот, югу).
Направление восток – запад в Иране, соответственно, фиксировали Лира и Малый Пёс (или Близнецы и Стрелец, также и в Греции). В Китае, наоборот, осенние знаки Зодиака: Скорпион и Дева соответствовали востоку, а весенние Овен и Телец – западу25.
Четыре бога-хранителя сторон света – довольно устойчивый архетип, присущий многим мифологическим системам. Хранителями выступают, как правило, значимые боги пантеона:
Мезоамерика
Восток: Мишкоатль – облачный змей, отец богов, бог Полярной звезды и Млечного пути (варианты: Тлалок – бог грозы, владыка рая).
Юг: Шипе-Тотек – аграрно-весенний кровожадный бог (варианты: Уицилопочтли – молодой бог войны и охоты, Макуильшочитль – бог любви, весны и цветов), цвет жёлтый.
В центре: Тонакатекутли – древний бог-творец.
Запад: Кецалькоатль, пернатый змей – бог вод и ветров, планета Венера, цвет белый.
Север: Тескатлипока – коварный и изменчивый бог трансформаций (вариант – Миктлантекутли – бог мёртвых, владыка нижней преисподней), зима, цвет чёрный.
Китай
Восток: Тай-Хао (Фуси), змеевидный первопредок. Дракон, весна, дерево, планета Юпитер. Помощник – бог грозы.
Юг: Ян-ди, первый земледелец, птица, лето, огонь, планета Марс.
Центр: Хуан-ди, жёлтый император. Мировая гора Куньлунь, земля, планета Сатурн, Солнце.
Запад: Шао-Хао, древний правитель водной бездны. Тигр, осень, металл, планета Венера, цвет белый.
Север: Чжуань-сюй. Черепаха, зима, вода, планета Сатурн, Луна, цвет чёрный.
Индия
Восток: Индра – царь богов и бог грозы. Планета Юпитер, северная полярная область небесной сферы.
Юг: Яма – бог смерти, южная полярная область (но правитель юго-востока – Агни, бог огня и жертвоприношений).
Центр: Брахма – древний бог-творец. Планета Сатурн.
Запад: Варуна – бог вод и владыка океана (и средней сферы небес / эклиптики).
Север: Кубера – бог богатств и повелитель демонов (якшей и ракшасов).
Буддизм
Дхритараштра (букв. «могущественный царь») – хранитель востока, подчинённые ему боги охраняют отдельные страны и города.
Вирудхака (букв. «давший побег, пустивший росток, открывший почки») – хранитель юга, называемого небом роста (растений, животных и т. д.), ему подчинены мелкие пакостные духи – кумбханды.
Вирупакша (вариант перевода имени – «меняющая форму змея») – хранитель запада, неба метаморфоз (трансформаций), правитель змеев-нагов – обитателей вод (земных, подземных и атмосферных), отвечает за атмосферу и погоду.
Вайшравана (Кубера) – хранитель севера, бог богатств и повелитель демонических якшей и ракшасов, охраняет людей от зловредных влияний.
Суммируя:
Восток – громовник, отец и/или царь богов. Рождение. Верхний мир.
Юг – сельское хозяйство, рост, развитие. Земной мир.
Запад – воды, ветра, драконы, изменения, белый бог. Океанский мир.
Север – повелитель демонов, чёрный бог. Смерть. Нижний мир.
Центр – Бог-творец. Удалившийся бог.
Созерцания небесного свода, окружающего землю, почти неизбежно порождала в сознании модель яйца:
«Небеса подобны яйцу курицы. Небо, круглое по форме, подобно ядру [белку] яйца, а Земля словно желток в нём, одиноко находящийся внутри яйца. Небо огромно, Земля мала. В небесах и внутри и снаружи находится вода; небо обнимает Землю, подобно тому как скорлупа окружает желток. И небо, и земля оформлены на основе своей субстанции ци, они плавают, погружённые в воду. Окружность неба составляет 365 с четвертью градуса, если её разделить посередине, то получится 182 и 5/8 градуса, покрывающих Землю сверху, и 182 и 5/8 градуса, окружающих землю снизу, поэтому из 28 зодиакальных созвездий в одно время половина видна, а половина скрыта.
Две крайние точки [неба] называются Южным и Северным полюсами. Северный полюс расположен в центре неба, он находится прямо на севере в 36 градусах над землёй; таким образом, если вокруг Северного полюса провести круг в 72 градуса, то в его пределах звёзды всегда видны и не скрываются. Южный полюс тоже является центром неба, он находится прямо на юге, ниже уровня земли на 36 градусов; если вокруг Южного полюса сделать круг в 72 градуса, то в его пределах звёзды всегда скрыты и невидимы. Оба полюса отстоят друг от друга на 182 и 5/8 градуса. Небо вращается подобно кружению колеса повозки, оно ходит кругом бесконечно. По своей форме небо беспредельно круглое, поэтому его и называют хунь-тянь – круглый небесный свод» (Чжан Хэн, I в.).
«Небо, земля, вода и всё остальное, („что“) (находится) внутри овала, напоминает птичье яйцо. Небо в изделии творца Ормазда устроено наподобие яйца, и земля (находится) посредине неба подобно тому, как желток – посредине яйца», — говорит зороастрийский трактат «Суждения Духа разума».
Вишну-пурана26: «Внутренней оболочкой наделённого великим Атманом (мирового яйца) была (гора) Меру, а внешней оболочкой – горы; околоплодные воды образованы океанами.
56. И в этом яйце, о брахман, были горы, континенты, океаны, планеты, миры, боги, асуры и люди.
57. С внешней стороны яйцо окутано водой, огнём, воздухом, пространством (акаша-эфир), а также источником первоэлементов, первоэлементами, наделёнными десятью качествами и великим принципом творения.
58. И ещё оно окутано неявленной (первичной материей), о брахман, – (окутано) всеми ими вместе с великим принципом творения; эти семь оболочек, наделённые свойствами первичной материи, окутывают яйцо, как слои скорлупы ядро кокосового ореха».
О яйце говорит и Иоанн Дамаскин: «…Небо и земля по всему подобны яйцу – скорлупа аки небо, плева аки облацы, белок аки вода, желток аки земля».
Слои/облочки Мирового яйца, как правило, состоят из стихийных сфер.
Воды, окружающие землю, образуют нижний и небесный океаны, сливающиеся где-то у горизонта: драконы (наги, лу) равно обитают в водных глубинах и в атмосферном океане; горожанин из Бристоля, отправившийся в западные моря, роняет за борт нож, который в итоге втыкается в обеденный стол в его собственном доме27; в трактате «Чжуан-цзы» рыба Гуй, живущая в северных глубинах, непринуждённо превращается в птицу Фэн.
Таким образом, Нижний и Верхний миры взаимоотражаются, хотя ценностно находятся на разных полюсах. Но эта комплиментарность часто сознательно не акцентируется, будучи приносима в жертву базовой бинарной оппозиции верха и низа – космическое яйцо оказывается разбито, и каждая полусфера рассматривается отдельно.
Вавилонская мифология (говоря о верхнем полушарии мира) сравнивает его с несколькими вложенными друг в друга круглыми лодками.
Логичную, хотя несколько упрощённую схему даёт Калачакра-тантра28. Нижняя полусфера мира предстаёт в ней как несколько вложенных друг в друга чаш, края которых оказываются на одном уровне. Изнутри это: чаши земли, воды (нижний океан), огня и ветра. Между краями чаш зазоры в 100 000 йоджан29 каждый. Таким образом, на плоскости это выглядит как несколько концентрических окружностей. Небесные сферы накрывают их сверху.
По Вьяса-бхашье30 последовательность нижних полусфер следующая: твердь, вода, огонь, ветер, акаша (эфир) и тьма.
Стихийные сферы Верхнего и Нижнего миров:
Модель Мирового яйца охватывает мироздание от глубочайших адов до первой планетной орбиты.
Нужно заметить, что водная сфера не совпадает с извечным океаном-бездной-хаосом. Последний относился уже к области изначальной внешней тьмы, предшествующей Мировому яйцу, и окружающей его вовне – в Египте это Нун, в Шумере Абсу, в греческой системе мироздания ему будет соответствовать Хаос (и, видимо, он же тьма в описании санкхьи), в индийской – Гарбходака31.
Этот окружающий океан-хаос-тьма всегда соотносится с низом, Мировое яйцо как бы полупогружено в него. Там же, на его границе – обитель Мирового Змея.
В индийской мифологии Мировой змей в изначальном океане, поддерживающий землю, – царь нагов Шеша, или Ананта (Бесконечность)32.
В мифе, изложенном в «Тысяча и одной ночи»33, мироздание удерживает/окружает Мировой змей, внутри которого ад (геена).
Змей с адом внутри присутствует и в гностическом трактате «Пистис София», отождествляясь с «тьмой внешней». В Шестодневах тьма внешняя – тёмные воды хаоса.
За стихийными сферами Мирового яйца, как правило, следуют планетные сферы/орбиты34, связанные с определёнными богами.
Учение о планетных сферах как определённых небесах появилось, судя по всему, в Вавилоне35, но развитие получило только в античности. Просматривается функциональное тождество большинства планетных богов (что, очевидно, связано с единой астрономической традицией).
Вавилон
Сатурн (Нинурта, Ниниб, Нингирсу) – бог-воин, бог растительности и плодородия;
Юпитер (Мардук) – царь богов, сын Энки;
Марс (Нергал) – несправедливые войны и эпидемии, страна тьмы;
Солнце (Утту/Шамаш) – суд, справедливость;
Венера (Иннана/Иштар) – коварная, вероломная, честолюбивая богиня любви;
Меркурий (Набу) – мудрость и грамотность, науки и искусства, сын Мардука;
Луна (Син) – отец солнца, старец, владыка времени.
Индия
Сатурн (Шани) – Брахма, прародитель богов, запад, воздух36
Юпитер (Гуру37) – Индра, царь богов, громовник, восток, акаша (эфир);
Марс (Мангала) – Картикея (Сканда), бог войны, юг, огонь;
Меркурий (Будхи) – Вишну, восток, земля;
Венера (Шукра38) – Шачи (супруга Индры) либо Лакшми (богиня любви), север, вода;
Луна (Чандра, Сома) – Варуна, владыка вод, север, манас (ум);
Солнце (Сурья) – Агни (бог огня) или Шива, юг, атма (дух).
Иран39
Сатурн (Кеван). Это вавилонский научный термин. Но благодаря армянским текстам можно установить, что богом Сатурна был Зерван40 – бог времени и прародитель богов;
Юпитер (Ормазд – царь богов);
Марс (Бахрам – бог войны Веретрагна);
Венера (Анахид – богиня небесной реки Ардвисура-Анахита);
Меркурий (Тир) – Тиштар (Сириус) – самая почитаемая звезда, владетель всех вод41.
Греция42
Сатурн – Кронос, отец богов; истолковывался и как Хронос – бог времени;
Юпитер – Зевс, царь богов, громовник;
Марс – Арес, бог войны (сам италийский Марс был богом войны и земледелия);
Венера – Афродита, богиня любви;
Меркурий – Гермес, бог тайных знаний, психопомп.
Традиционное на Западе отождествление планет с днями недели позволяет провести аналогии и с германскими богами:
Вторник – Марс – Тюр;
Среда – Меркурий – Один (царь богов, владыка магии и тайных знаний);
Четверг – Юпитер – Тор (громовник);
Пятница – Венера – Фрейя (богиня любви).
Время и пространство в архетипической картине мира неразрывны. Время моделируется видимым движением солнца, планет и звёзд. Но тем же движением структурируется и пространство. Именно поэтому восток – это не просто сторона света, а страна весны и страна рассвета.
Важным является деление центр – периферия. К центру сакральность нарастает43 и иногда воплощается в образе мирового столпа – Мировой горы – оси мира – вертикали, связи различных уровней мироздания. Но периферия – граница космоса – тоже сакрально значима и маркируется Окружающей мировой горой.
В силу указанных выше особенностей пространство внутри мифа неизоморфно и обладает рядом парадоксальных свойств. Это касается, прежде всего, мифологических «координат».
Например, Центральная мировая гора непротиворечиво находится на севере, в центре, и парадоксальным образом является «истинным востоком». В индо-буддийской модели она (гора Меру) окружена по сторонам света четырьмя материками. Соответствующий нашему, физическому, миру расположен на юге. Тем самым, двигаясь из этой исходной точки на север, можно достичь Меру, находящуюся на северном полюсе. Но продолжая движение в том же направлении по плоской земле, наш путник по-прежнему продвигается на север (хотя и удаляясь от полюса) и достигает северного континента Куру. Таким образом, Меру – это центр, а север – область ночного солнца. Востоком она является в символическом смысле, поскольку восток – это верх и перед, то есть имеет наиболее божественный статус.
Загробный мир (один и тот же) имеет координаты: на западе, на севере, под землёй и на небе. Это понятно только с учётом движения солнца:
солнце заходит на западе, переходя из мира живых в мир мёртвых;
этот мир – мир ночного солнца, то есть север;
поскольку это нижний (левый) мир, куда солнце спустилось, он является подземным;
а поскольку солнце движется по небу, то это небеса, но небеса нижние, подземные.
Соответственно, достичь врат инфернального мира можно двумя путями: или отправившись на запад, или спустившись под землю. Оба варианта оказываются равноценными.
Возьмём теперь координаты Океана. Это гидросфера, сфера вод. Воды, омывающие землю по сторонам, но одновременно окружающие её и снизу (подземный океан), и сверху (небесный океан44).
В суточной модели с Океаном связан прежде всего запад, именно там солнце и светила переходят в океанский мир, «погружаясь» в его воды.
В эклиптической модели мироздания океан – это юг, нижняя часть небесной сферы.
Как граница мира мёртвых и живых (среднего и нижнего миров), он оказывается в числе адских рек.
Сложнее понять, как герой, путешествуя по земле, оказывается в инфернальном нижнем мире или на небесах. Для этого придётся ввести понятие «плоскость земли». Оно не совпадает с физическим миром. Это то условное пространство путешествий, которое расположено между Центральной и Окружающей мировой горой.
Понятно, что доведённая до логического конца модель Космического Яйца предполагает в его центре шарообразную землю. Однако герои мифов совершают путешествия по совсем иной земле – плоской. Для того чтобы ступить на неё, им требуется соизволение высших сил, именно на этой плоской земле они встречают удивительные страны и, двигаясь по горизонтали, достигают вертикальных миров – подземной преисподней, небесного царства… «Наша земля», Ойкумена, оказывается лишь островом на этой секущей мироздание плоскости.
Чтобы представить это, придётся вообразить трёхмерную плоскость, секущую четырёхмерную сферу. Двигаясь по ней, путешественник последовательно пересекает оболочки Мирового яйца – вод (море, река), воздуха, огня (огненная река), эфира – и достигает сферы звёзд – Окружающей мировой горы. Точно так же он может достичь той точки, где адский конус соприкасается со сферой земли и оказаться в преисподней.
То же самое происходит при восхождении на Центральную мировую гору – последовательно поднимаясь на окружающие её хребты или с террасы на террасу, путник также пересекает «сферы» и «небеса».
Что-то подобное описывает Толкиен в своём «Сильмариллионе», когда по воле богов Прямой путь с Земли в Валинор (страну богов-валаров на западе) оказывается недоступен:
«Ибо верили дунаданы, что даже смертный (будь над ним благословение) может искать иных времён, нежели жизненный срок их тел; и вечно желали они спастись от тени изгнания и хоть как-то узреть бессмертный свет; ибо горькая мысль о смерти гнала их в море. И потому их славные мореходы бороздили пустынные моря, надеясь отыскать остров Мэнэльтарма и узреть там видение былого. Но они ничего не нашли. Как бы далеко ни заплывали они, им встречались лишь новые земли, похожие на старые и так же подверженные смерти. Те же, кто заплывал дальше всех, всего лишь огибали Землю и, усталые, возвращались туда, откуда уплыли; и говорили они: «Все пути ныне замкнулись в кольцо».
И так в последующие дни посредством путешествий, а также изучения звёзд, владыки людей узнали, что мир действительно стал круглым; и всё же эльдарам было дано, буде они пожелают, достигнуть Древнего Запада и Аваллонэ. И потому людские мудрецы говорили, что Прямой Путь всё ещё существует для тех, кому дано найти его. И учили они, что, пока увядает новый мир, древний путь и тропа памяти о Западе всё ещё ведут, прорезая, словно невидимый мост, Слои Дыхания и Полёта, которые искривились, когда стал круглым мир, и, пересекая Ильмэн, где живое не может существовать, приводит к Тол Эрессэа, Одинокому Острову, а быть может и в Валинор, где всё ещё обитают валары, следя, как идёт своим чередом история мира. И рассказывали на побережье предания о мореходах, сгинувших в пучине, что по милости судьбы или благоволенью валаров взошли на Прямой Путь и узрели, как под ними умаляется лик земли, и пришли к озарённым огнями пристаням Аваллонэ, а быть может, и к последним отмелям на краю Амана и, прежде чем умереть, узрели Белую Гору, дивную и грозную».
Путешествие по «плоскости земли» – это как раз такой «Прямой Путь».
Попробуем изобразить это пространство схематически.
«Скорлупа» Мирового яйца – это сфера звёзд. Она совершает суточное вращение вокруг оси, обозначаемой Центральной мировой горой вверху и адским конусом внизу.
Небесный экватор делит её на две равные половины: то, что ниже этой линии, есть Нижние небеса45.
Дэва-яна (путь богов) и питри-яна (путь предков) выделяют северную и южную полярные области небосвода (сферы звёзд); первая связана с миром богов и вершиной Мировой горы, вторая – с Нижним миром и адским конусом.
Внутри скорлупы находятся остальные сферы – оболочки яйца: это сферы солнца и планет (эфирная), потом сферы стихий последняя из которых – земля (желток).
Но для нашего повествования важно, что сфера земли с архетипическим земным пространством не совпадает. Для последнего мы введём два других понятия.
Первое – это Джамбудвипа. В индо-буддийской традиции это название южного континента, он же Ойкумена и физический мир. Он находится в сфере земли, но не идентичен ей.
Второе – это «Плоскость земли», она наклонна по отношению к небесному горизонту, поэтому половина её оказывается «левым» (океанским, Нижним, ночного солнца) миром. Наклон этот обусловлен наклоном (под углом в 23,26 градуса) эклиптики к небесному горизонту. Она пересекает все сферы и на севере (внизу) достигает адского конуса. Окружающая мировая гора – это место её пересечения с небесными сферами, на левый и правый мир её делит Меридиональная гора.
Нигредо:
«На начальном этапе алхимического процесса материя проходит через тёмную фазу; беспросветное отчаяние. В этом мире нет света, даже отражённого.
Металл нигредо – Свинец, тяжесть на сердце. В самой низшей точке нигредо нет даже образов, тьма кромешная, в которую погружаются образы в самом начале процесса распада. Состояние разложения, сопровождающееся чувством подавленности и угнетения.
В алхимии и работе над сновидениями для выражения нигредо используются следующие образы: зловонная, просачивающаяся снизу вода, трупный смрад; низвержение в глубины, падение в колодец; мучительное и необратимое нисхождение; унижения; рушащиеся здания, развалины и груды сожжённого мусора; кучи навоза и экскрементов, высохшие кости, скелеты, военные разрушения; атмосфера безнадёжности. Страстная Пятница, ужас крестной смерти. Пустыня и мерзость запустения, мёртвые и безжизненные пейзажи; орудия пыток; смерть любимых и близких. Потеря большой суммы денег; раненные животные; ампутация и страшные ранения. Хаос, беспорядок, копошащиеся паразиты. Поэтому нигредо можно назвать состоянием шакха соплива (бесформенная материя). Развод, увольнение, болезнь. В мире нигредо обитают страшные и зловещие животные: вороньё, жуткие чёрные собаки и коты-оборотни, ядовитые змеи, крысы, летучие мыши, акулы, спруты, медузы и пиявки. Технические образы: подводные лодки, бомбы, пылесосы (высасывающие жизненную энергию), наручники, бензопилы, катки, канализационные трубы, сточные канавы, катафалки. Человеческие образы: фашисты и другие ненавистные и опасные враги, тюремные надзиратели, представители вызывающих неприязнь этнических групп, насильники, палачи и ведьмы. В чёрной дыре нигредо не видно ни зги, то и дело появляются непристойные и циничные образы, слышатся издевательские и унизительные реплики. Садомазохизм и отталкивающая порнография. Мрачные гравюры и наброски свинцовым карандашом. В нигредо любой процесс освобождается от оков, в которых он долго пребывал. Алхимики говорили, что наступает омертвение, умирает старый король. Отмирают Отжившие, сковывающие нас формы, теперь мы свободны для поиска нового. Омертвевший душевный материал распадается на части. По-старому жить уже нельзя. <…> Задача нигредо состоит в том, чтобы закрыть от нас свет, чтобы наши глаза привыкли к темноте, царящей в этом мире. Все комплексы, находившиеся до сих пор под контролем сознания, вырываются на свободу. Иногда в такой момент возникает образ неба, беспорядочно усыпанного множеством звёзд. Сознание теряет свою власть над миром, и в него устремляются образы бессознательного».
Альбедо:
«Когда глаза привыкают к темноте и ночь уже на исходе, появляется серебристый свет луны. Отражённый свет луны будит смутные образы, мир воображения, которому привычен сумрак ночи. Металл альбедо – серебро. Альбедо – мир таинственных звуков, эхо голосов, которые нашёптывают добрые советы, прельщают сумасбродными идеями и толкают на безумные поступки. Отражающая поверхность воды и зеркал, прачечные, стиральные машины, мыло и другие моющие средства (альбедо часто называют отмыванием после нигредо). Атмосферу альбедо навевают стихи, письма, богатый образами язык.
Неоновый (холодный) свет, лёд, заснеженные пейзажи. Плавание без руля и ветрил, падение на спину, движение задом наперёд, крабы и раки. Вуайеризм и эротические фантазии. Очки, водоёмы. Пассивное времяпрепровождение, мечтательность, приём препаратов, изменяющих сознание (но не стимуляторов, таких как кофе). Травести, транссексуалы. Беременность, высиживание яиц, яйца. Жемчуг, стекло и хрусталь. Бледные лица и тела, чахлые растения. Выздоровление, выздоравливающие больные.
Настроение задумчивое, мечтательное, ровное, без сильных эмоций. В этом мире обитают ночные птицы и мотыльки, совы и бабочки. Его населяют все низколетающие птицы, белые мыши, медведи и овцы, ночные охотники – лисы и ласки. Земноводные – лягушки и саламандры. Животные во время линьки, змеи, меняющие кожу. Существа с различными переходными формами развития. Такие технологические образы, как коньки, всевозможные средства массовой информации: радио, телевидение, кинематограф, изобразительные искусства. Неустойчивые средства передвижения (например, велосипед). Холодильники, морозильники, изделия из серебра, медицинские инструменты, мойки, водопроводные трубы. Инвалиды, нуждающиеся в уходе, и ухаживающие за ними люди, например, медсёстры и няньки; сумасшедшие, но небуйные, психопаты; эстеты, богема, художники, шуты и клоуны, неудачники, люди с бледной кожей. Акварель. Соль, горечь и разочарование. В альбедо всё зыбко, это мир цыган, кочевников и гадалок. Настроение самоуглублённое, без признаков самоутверждающегося рационального и волевого сознания. Терпимое отношение к процессу распада, примирение с ним. В этом состоянии созерцательное, хрупкое и лишённое цельности сознание обращается к миру тьмы.
Белизну альбедо нужно отличать от девственной белизны, цвета молока и мороженого, белизны, символизирующей незапятнанную чистоту, состояние, предшествующее нигредо, самодовольную ясность, ещё не знающую сомнений. Нередко нцгредо начинается с ограбления или изнасилования: невинность теряется, молоко скисает, розовые очки спадают с глаз. Белизна альбедо приходит после испытаний нигредо».
Рубедо:
«Первые лучи солнца, заря. Золото и позолота, парча и драгоценности. Появляется способность оценивать, которая даёт жизни смысл и значение, создаёт иерархии, создаёт мир в борьбе противоположностей. Направленный вовне рассудочно-волевой импульс. Сознание, ищущее и определяющее ценности, открывающее для себя путь закона. Правое противоборствует с левым (которое ассоциируется с враждебными, тёмными и иррациональными силами). Разум и чувство меры. Идеалы и верность им. Деньги. Всходы и спеющий урожай. Буйство зелени. Лето и лев. Высоты, пики и кручи (в противоположность альбедо, которое укрывается в долинах). Приказы, законы. Светофоры. Власть и властолюбие. Разрубание узлов. Кровь, отвага и мужество. Парящие высоко в небе птицы, хищники, высматривающие свою добычу с поднебесья. Ясный взор и острый глаз. Телескопы, микроскопы, бинокли. Ракеты, космические корабли, выходящие на орбиту (в отличие от вращающихся вокруг Земли спутников). Скафандры и кислородные баллоны. Счёты, компьютеры, автомобильные дворники (очищающие смотровое стекло). Трамплины, фонтаны, источники, поднимающиеся лифты. Учёные, надсмотрщики на плантациях, нефтяные шейхи. Огонь, автомобильный двигатель, установки по сжиганию мусора, топливные баки, автозаправочные станции, газовые плиты. Гомерический хохот. Юг и восток (запад, область смерти, заходящего солнца, ассоциируется с нигредо, холодный север – с альбедо). Мясо, особенно красное. Диктаторы и тираны. Вулканы, курительные трубки, сигары, сигареты, папиросы (но без наркотических средств). Кофе, сахар, стимулирующие препаратами витамины. Физические упражнения для укрепления здоровья. Скоростные виды транспорта. Школы и другие учебные заведения. Солдаты, лошади и повозки. Буйные состояния, великаны, атлеты. Ножи, бритвы, остроконечные предметы. Мужской половой член, морковь, редис. Сахарная свёкла, бананы, тропические фрукты и фруктоза. Горячительные напитки (но не опьянение альбедо), косметика (но не грим), кожа, загар, лосьон или крем для загара. Планы и архитектурные проекты. Масляная живопись. Центр (в отличие от периферии альбедо). Брак, семейные проблемы. Отношения между людьми, в частности между полами.
Рубедо – мир солнечного рационального сознания, активного и оценивающего, возбуждённого и обращённого вовне. Из-за повышенной возбудимости и жажды власти процесс может перейти в нигредо: происходит сгорание, упадок сил, деградация. Гниение и разложение. Таков неизменный круговорот образов в алхимии».