Notes

1

Патачаков К. М. Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом (XVIII–XIX вв.). Абакан: Хакасское книжное издательство, 1958. – С. 7.

2

Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и Объяснительный каталог этнографического отдела музея. – Минусинск, 1900. – С. 122.

3

Яковлев Е. К. Этнографический обзор… Указ. раб. – С. 123, 124.

4

Яковлев Е. К. Этнографический обзор… Указ. раб. – С. 128.

5

Похожие методы народной медицины практиковались и в других странах Восточной Европы: Польше, Болгарии, Чехии и пр.

6

Попов Г. И. Русская народно-бытовая медицина: По материалам Этнографического бюро кн. В. Н. Тенишева. Санкт-Петербург: типография А. С. Суворина, 1903. – С. 88.

7

Нидерле Л. Славянские древности / пер. с чешск. Т. Ковалевой и М. Хазанова. – М.: Издательство иностранной литературы, 1956. – С. 290.

8

Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988. – С. 302.

9

Нидерле Л. Указ. раб. – С. 291–292.

10

Смирнов С. И. Бабы богомерзкие // Сборник статей в честь В. О. Ключевского. М.: 1909. – С. 227–228.

11

Афанасьев А. Н. Ведун и ведьма. М.: Типография Александра Семена, 1851. – С. 21.

12

То же прослеживается и у мусульман. Цитата: «Конечно, со стороны мусульманина, во всем следующего образцам поведения, преподанным Пророком, отношение к бахши [шаманам – В. О.], «якшающимся» с джиннами – однозначно плохое. Но и к дуоханам и муллам, лечащим молитвами (божьим словом), изготовляющим амулеты и совершающим некоторые не имеющие отношения к исламу обряды, например, вызывание дождя, ортодоксы не питают доверия. Отсюда несколько подозрительное отношение и к лекарям (табибам), которые, казалось бы, ничего, кроме пользы, не приносят. Но поскольку считается, что болезни имеют нечистую природу, так как продуцируются джиннами, то врачи, изгоняя их своими лекарственными средствами и процедурами, невольно общаются с виновниками болезней. Следовательно, любой врач имеет дело с нечистым, потому к нему следует относиться осторожно. Полагают, что и врачам, и муллам, и дуоханам придется отвечать на Страшном суде перед Аллахом за то, что они вмешивались в его дела, но наказание у них будет несравненно мягче, чем у бахши, поскольку они „опирались” не на нечистых джиннов, а на самого Бога». Огудин В. Л. Магия в бытовом исламе // Этнографическое обозрение. М., 2002. № 4. – С. 68.

13

Никитина Н. А. К вопросу о русских колдунах // Сборник Музея антропологии и этнографии. Л., 1928. Т. 7. – С. 323–324.

14

Токарев С. А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX – начала XX в. Москва – Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1957. – С. 21.

15

Разделы «Колдуны» и «Знахари» написаны с использованием следующих источников: Афанасьев А. Н. Ведун и ведьма. Указ. раб. – См. № 11; Кребель Р. Народная медицина и народные средства различных племен Русского царства против разных болезней. В 2 отд. Руководство для врачей. Москва: тип. С. Орлова, 1868; Добротворский М. М. О русской народной медицине сравнительно с народной медициной сахалинских айнов. Казань, 1874; Рудинский Н. Знахарство в Скопинском и Данковском уездах Рязанской губернии. Санкт-Петербург, 1896; Ушаков Д. Материалы по народным верованиям великорусов // Этнографическое обозрение. Кн. 29–30. 1896. № 2, 3; Сумцов Н. Ф. Очерки народного быта (Из этнографической экскурсии 1901 года по Ахтырскому уезду Харьковской губернии). Приложение к протоколу заседания Харьковской предварительной комиссии по устройству 12 Археологического съезда 13 июня 1902 г. Харьков, 1902; Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1903; Попов Г. И. Русская народно-бытовая медицина: по материалам этнографического бюро князя В. Н. Тенишева. С. Петербург: тип. А. С. Суворина, 1903; Постников Вс. Знахарство, виды его и борьба с ним в Архангельской губернии // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. 1909. № 5; Никитина Н. А. К вопросу о русских колдунах… Указ. раб.; Токарев С. А. Религиозные верования… Указ. раб.; Зеленин, Д. К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991; Добровольская В. Е. Народные представления о колдунах в несказочной прозе // Мужской сборник. Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре. М., 2001.

16

Харитонов А. Врачевание, забавы и поверья крестьян Архангельской губернии, уездов Архангельского и Шенкурского // Отечественные записки, 1848. Т. 58, № 5. Смесь. – С. 17–19.

17

Монахинями.

18

Впоследствии эти рукописи попадали к этнографам по причине утраты веры в действенную силу молитв и заговоров. Об этом см. Клеменц Д. А. Наговоры и приметы у крестьян Минусинского округа (Материалы для изучения миросозерцания сибирского сельского населения) // Известия ВСО ИРГО. Иркутск, 1888. Вып. XIX. № 3. – С. 30: «Долго житейская мудрость… передавалась устно и хранилась в величайшей тайне от посторонних. У деда последнего владельца этих секретов был грамотный сын, который и записал переданное ему на словах в тетрадку и сам наказал своим наследникам хранить переданное сокровище втайне от других и никому не передавать, так как этой мудростью и держится уже более ста лет их дом; но дух скептицизма растет: отец последнего обладателя секретов уже не полагался на свою память и записал их в тетрадку, а передавший эту рукопись в чужие руки изверился в чудодейственную силу тайных молитв и заговоров. „Перестали помогать!” – объяснял он».

19

Добровольская В. Е. Народные представления… Указ. раб. – С. 95.

20

Он удерживал деревянный настил между печью и стеной дома.

21

Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила… Указ. раб. – С. 176.

22

Постников Вс. Знахарство… Указ. раб. – С. 24.

23

Попов Г. И. Русская народно-бытовая медицина… Указ. раб. – С. 74.

24

Крылов П. О народных лекарственных растениях, употребляемых в Пермской губернии // Труды Общества естествоиспытателей при Казанском университете. Казань, 1876. Вып. 2. – С. 15–16.

25

Токарев С. А. Религиозные верования… Указ. раб. – С. 30.

26

Добротворский М. М. О русской народной медицине…. Указ. раб. – С. 4.

27

Добротворский М. М. О русской народной медицине…. Указ. раб. – С. 2.

28

Попов Г. И. Русская народно-бытовая медицина… Указ. раб. – С. 268–269.

29

Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила… Указ. раб. – С. 183.

30

Листова Т. А. Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с повивальной бабкой (вторая половина XIX – 20 е годы XX в.) // Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. – С. 146.

31

Листова Т. А. Русские обряды… Указ. раб. – С. 142.

32

Кребель Р. Народная медицина… Указ. раб. – С. 6.

33

Попов Г. И. Русская народно-бытовая медицина… Указ. раб. – С. 77.

34

Рудинский Н. Знахарство… Указ. раб. – С. 192.

35

Попов Г. И. Русская народно-бытовая медицина… Указ. раб. – С. 78.

36

Рудинский Н. Знахарство… Указ. раб. – С. 192.

37

Сумцов Н. Ф. Очерки народного быта… Указ. раб. – С. 53.

38

Попов Г. И. Русская народно-бытовая медицина… Указ. раб. – С. 78.

39

Богоявленский Н. А. Медицина у первоселов Русского Севера. Очерки из истории санитарного быта и народного врачевания XI–XVII вв. Ленинград: Медицина, 1966. – С. 109–111.

40

Богоявленский Н. А. Медицина у первоселов… Указ. раб. – С. 110.

41

Попов Г. И. Русская народно-бытовая медицина… Указ. раб. – С. 78–79.

42

Попов Г. И. Русская народно-бытовая медицина… Указ. раб. – С. 79–80.

43

Попов Г. И. Русская народно-бытовая медицина… Указ. раб. – С. 81.

44

Попов Г. И. Русская народно-бытовая медицина… Указ. раб. – С. 81.

45

Попов Г. И. Русская народно-бытовая медицина… Указ. раб. – С. 81.

46

Добротворский М. М. О русской народной медицине…. Указ. раб. – С. 33.

47

Добротворский М. М. О русской народной медицине…. Указ. раб. – С. 35–36.

48

Рудинский Н. Знахарство… Указ. раб. – С. 192–193.

49

Белобородова И. Н. Священник и колдун в русской урало-сибирской культурной традиции: об архитипической модели восприятия (в связи с генезисом русского жречества) // Уральский сборник. История. Культура. Религия. II. Екатеринбург, 1998. – С. 39.

50

Добротворский М. М. О русской народной медицине…. Указ. раб. – С. 34–35.

51

Рудинский Н. Знахарство… Указ. раб. – С. 178.

52

Добротворский М. М. О русской народной медицине…. Указ. раб. – С. 39–40. Как указал автор, лечением также занимались перезрелые дочки помещиц и купчих, потерявшие надежду выйти замуж.

53

Рудинский Н. Знахарство… Указ. раб. – С. 178.

54

Попов Г. И. Русская народно-бытовая медицина… Указ. раб. – С. 115.

55

Попов Г. Русская народно-бытовая медицина… Указ. раб. – С. 74.

56

Ефименко П. С. Народное врачевание // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Часть I. М.: Тип. Ф. Б. Миллера, 1877. – С. 199.

57

Там же.

58

Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила… Указ. раб. – С. 176–177.

59

Макаренко А. Материалы по народной медицине Ужурской волости, Ачинского уезда, Енисейской губернии с приложением сборника медицинских средств той же волости // Живая старина. 1897. Вып. 1. – С. 57–58.

60

Макаренко А. Материалы по народной медицине Ужурской волости, Ачинского уезда, Енисейской губернии с приложением сборника медицинских средств той же волости // Живая старина. 1897. Вып. 1. – С. 57–58.

61

Коринфский А. А. Злые и добрые травы // Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. 1 е изд. М.: Изд. книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. – С. 621–624.

62

Попов Г. Русская народно-бытовая медицина… Указ. раб. – С. 13.

63

Список частей тела составлен по следующим источникам: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 ч. Москва: Издательство общества любителей Российской словесности, 1863–1866; Баранкова Г. С. «Уди и части телу» // Русская речь. 1986. № 1. – С. 108–114; Будур Н. В. Повседневная жизнь колдунов и знахарей в России XVIII–XIX веков. М.: Молодая гвардия, 2008. – С. 101–103; Маерова К. В. Из наблюдений над названиями частей тела и организма человека и наименованиями людей по характеру их деятельности (по материалам диалектологических экспедиций 1953 2002 гг.). // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2003. № 1. – С. 166 167; Ушинскене В. Народная анатомическая терминология в русском языке: словообразовательная и семантическая реконструкция наименований брюшных органов. Вильнюс, 2012. – 160 с.

64

Попов, Г. И. Русская народно-бытовая медицина. Указ. раб. – С. 14.

65

Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. Том 3. Москва: Издание К. Солдатенкова, 1869. – С. 59 60.

66

Список заболеваний составлен с привлечением следующих источников: Даль В. И. Толковый словарь… Указ. раб.; Мартьянов Н. Каталог народно-медицинских средств, находящихся в Музее: Доложено Обществу врачей Енисейской губернии в очередном заседании 15 дек. 1892 г. Красноярск: тип. А. Д. Жилина, 1893; Макаренко А. Материалы по народной медицине… Указ. раб. – С. 57–100; Герасимов М. К. Материалы по народной медицине и акушерству в Череповецком уезде, Новгородской губернии / М. К. Герасимов // Живая старина. – 1898. – Вып. 2. – С. 158–183. Попов Г. И. Русская народно-бытовая медицина. Указ. раб.; Будур Н. В. Повседневная жизнь… Указ. раб.

67

Попов Г. И. Русская народно-бытовая медицина. Указ. раб. – С. 1–9.

68

Попов Г. И. Русская народно-бытовая медицина. Указ. раб. – С. 11–12.

69

Разные источники, см. ссылку 64.

70

Харитонов А. Врачевание… Указ. раб. – С. 24.

71

Савельев А. А. Божественские наговоры в Приангарском крае (Енисейского уезда): Очерк народной медицины; «Божественные наговоры» в Приангарском крае. Томск: Томская губернская типография, 1915. – С. 6–7.

72

Савельев А. А. Божественские наговоры в Приангарском крае (Енисейского уезда): Очерк народной медицины; «Божественные наговоры» в Приангарском крае. Томск: Томская губернская типография, 1915. – С. 6–7.

73

Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила… Указ. раб. – С. 180–181.

74

Коровья смерть к болезням людей отношения не имеет; причина внесения ее в список непонятна.

75

Ускоп – от скопить, оскоплять.

76

Марушки – точечные кровоизлияния и небольшие синяки.

77

Добротворский М. М. О русской народной медицине…. Указ. раб. – С. 16.

78

Добротворский М. М. О русской народной медицине…. Указ. раб. – С. 17.

79

Ефименко П. С. Народное врачевание. … Указ. раб. – С. 201–205.

80

«Ведуницы» или «вещицы» – термин связан с теми, кто «ведает» или «вещает», т. е. предсказывает, но, возможно, и с «ведьмами», которые, будучи проклятыми, превращаются в злокозненных духов болезней.

81

Ефименко П. С. Народное врачевание…. Указ. раб. – С. 202.

Загрузка...