Глава 2. Самооценка. Уверенность в себе

Для начала давай разберёмся, кто же такой уверенный в себе человек.

Во-первых, это человек, который хорошо знает себя. Свои сильные и слабые стороны. Умеет «подсвечивать» сильное и работать со слабым. Как это делать? Для этого у нас будут упражнения.

Во-вторых, этот человек чувствует свою ценность. Он ценен сам по себе. Для этого не нужны дополнительные атрибуты в виде телефонов и кроссовок.

В-третьих, его уверенность в себе не держится на других людях. Похвалили, сделали комплимент, где-то выделили – самооценка полетела вверх. Сделали замечание, указали на недостаток – самооценка на дне.

Уверенным человеком не рождаются, а становятся. В подростковом возрасте можно инициировать этот процесс самостоятельно, чтобы идти к уверенности и зрелости.

В-четвёртых, он знает свои ценности, из которых потом формируется его жизненная позиция.

Кто влияет на твою самооценку

1. Родители. Что они думают о тебе? Что говорят? Какие послания ты получал и получаешь от них, начиная с раннего детства?

2. Значимые взрослые, которые принимали активное участие в воспитании. Это могут быть бабушка, дедушка, няня, крёстная, учитель, воспитатель.

3. Что родители думают о себе? Какая у них самооценка? Неуверенные родители не научат детей уверенности. Они не дадут детям модель и пример уверенности, здорового отношения к себе.

4. Социум. Первый коллектив. Это могут быть детский сад, школа и т. д.

5. Первые романтические отношения. В подростковом возрасте ставки на отношения очень высоки (мы поговорим с тобой об этом в главе про отношения). И если что-то получается не так, как хочется, страдает идентичность. «У меня не получилось» = «Я какой-то не такой», «Я недостаточно умный/красивый/добрый и т. д.».

По сигналам других людей (словам, поступкам) мы делаем выводы о себе. Какой я: хороший или плохой? Добрый или злой?

Слова или послания значимых для нас людей «приклеиваются» к нам. У нас ещё нет критического мышления в младшем возрасте. И если взрослый так говорит, значит так оно и есть. Мы присваиваем эти фразы себе без разбора. Но! Сейчас у тебя развивается критическое мышление, и ты можешь ставить под сомнения слова и утверждения о себе. Не сразу автоматом «приклеивать» к себе, а задавать вопросы: «А так ли это на самом деле?», «Это правда или нет?», «Это подходит мне или нет?»

Старт у каждого из нас может быть разный. Но если ты задумываешься о том, каким хочешь быть, то решение всегда за тобой. Ты решаешь, как ты хочешь строить свою жизнь.

Можно всю жизнь продолжать сетовать на то, что родители много плохого говорили тебе в детстве, не ценили тебя или у тебя не сложились отношения с первым коллективом. Делая такой выбор, ты будешь жить в обиде и застрянешь в этой точке. И тогда шансы на то, чтобы прожить счастливую интересную жизнь, минимальные.

А можно взять ответственность на себя и начать думать: «Как я хочу?» Вникать, анализировать. И начинать работать именно с той точки, в которой ты сейчас находишься. Менять себя и двигаться вперёд.

Завышенная и заниженная самооценка

Завышенная самооценка и заниженная – это про одно и то же. Про то, что мы неадекватно оцениваем себя. И при завышенной, и при заниженной самооценке фокус внимания не на себя, а на других.

Завышено относительно кого я себя чувствую? Например, другие глупее меня, у них родители беднее, я лучше выгляжу…

Занижено относительно кого? Другие умнее, красивее, у них больше материальных благ…

Идентично и в заниженной, и в завышенной самооценке одно: я себя «меряю» по отношению к другим. То есть фокус не на себя, а на других.

В адекватной самооценке фокус не на других, а на себя. Линейка внутрь. Я знаю про себя. Я не падаю рядом с более высоким уровнем и не возвышаюсь с более низким.

Загрузка...